Интересное исследование провела Галина Булатова, поэт и культуртрегер из Казани и Тольятти.
Текст опубликован в газете «Словесник», приложении «Литературной газеты». Газетный вариант статьи ЗДЕСЬ, а на сайте мы публикуем полную версию статьи Галины.
Найти зерно добра
Дети о назначении поэта и поэзии
Первое удивление солнцу, дождю или радуге проросшего зёрнышка детства, посаженного в благодатную почву, может явить на свет первые стихотворные строки: «Зима укрыла снегом / Леса, луга, поля, / Деревьям шубки белые / Из снега раздала…». Вкусив радость от умения выражать мысли в рифму, детская рука испещрит белый лист сказочной историей: «Шёл зайчонок по дорожке / В новых красненьких сапожках. / Вдруг за кустиком ракиты / Он услышал храп сердитый…». Всё по-настоящему, в рамках сказочного жанра: и положительный герой зайчонок; и отрицательный – хищник, и мораль в конце. Наконец, уже подростковое понимание поэзии, знакомство с эпитетами и метафорами выльется, например, в историю о Луне и Солнце: «На небе бархатном сгустилась / Царица-ночь – подруга звёзд / И через звёздный Млечный мост / Она на землю опустилась…».
Под благодатной почвой, во-первых, подразумевается родительское воспитание, та психологическая атмосфера, которой ребёнок дышит; во-вторых, круг чтения ребёнка; в-третьих, работа чуткого педагога, бережно поливающего ростки таланта.
Несколько лет я вела в школе работу с детьми по литературному творчеству. «Часы поэзии», библиотечные и музыкальные уроки, поэтические праздники-конкурсы – всё было призвано решить не только конкретные воспитательные и образовательные задачи, но и в первую очередь разбудить фантазию детей и мотивировать их на создание своего литературного мира. Всплеск детского творчества особенно был заметен после проведения поэтических презентаций, в частности, по моей книге стихов. Приведу несколько высказываний ребят не только в качестве отклика на услышанное, но и как попытку написания ими литературного отзыва, заметки, выражение своего мнения. «Если внимательно вслушиваться, представляешь себе маленького бездомного щенка, дирижёра тополя и музыку ночи. Пронзительные, душевные стихи, даже мурашки по коже». (Рыскалкина Таня, 6 кл.); «Стих «Листок» имеет своего героя, зашифрованного под листок, который отрывается от куста, как и человек от дома». (Алиева Динара, 7 кл.). Были отзывы и с критической составляющей, например: «Я считаю, что ритмы стихов использовались русскими поэтами и частично избиты. Обилие эпитетов, возможно, показывает богатство фантазии, но в прочитанных стихах идёт описание жизни, как в розовом стёклышке. Я уже убедился, что жизнь и судьба могут ставить бесчисленные подножки, жестокие насмешки. Всего более мне понравилось стихотворение «Щень». Оно отражает реальную природу вещей. Половина стекла судьбы всегда остаётся чёрной!» (Ершов Марк, 7 кл).
Итак, современные дети в большинстве своём не равнодушны к поэзии и, чувствуя и примеряя на себя переживания лирических героев, в то же время ждут от поэзии новых форм и реальности, доступной пониманию. Какие же темы волнуют школьников? Анализируя конкурсные поэтические работы учащихся 3-10-х классов одного из тольяттинских лицеев, а также стихи участников студии детского поэтического творчества «Юный журналист», можно сделать вывод, что на первое место выходит пейзажная лирика. Это и неудивительно, ведь школьная программа богата на подобные произведения русских классиков, и природа – наиболее близкий юному человеку объект удивления и осмысления.
«Метели, метели, метели, / И ветры уносятся вдаль. / Озябли берёзки и ели, / Пришёл старый дед, наш Февраль». Это строчки из стихотворения третьеклассницы Грудановой Полины. А вот каким видит прощание с зимой шестиклассник Киселёв Евгений: «Ручьи журчат спокойно и терпимо, / Покрытый снегом мир теплее стал. / Пробившись через тучи светлым клином, / Поднялось солнце наконец на пьедестал». Уж если ручьи журчат «терпимо», вполне можно и нам задуматься о своём отношении к людям и проблемам. Радует метафоричность мышления детей. Вот у Кати Ковтуненко (10 лет) «малый молодой апрель играет с инеем-малюткой», при этом одет он «в зелёные и модные листочки». А осени Анны Ситухиной (12 лет) может позавидовать и взрослый поэт: «Устала осень, хлопает ресницами, / Она ещё не попрощалась с птицами, / Листва опала и появилась просинь, / Пусть хлынет дождь в ночную осень!». Здесь и осень, хлопающая ресницами, и «плывущий месяц, как карась». Есенинские нотки – это очень здорово.
Стихотворение пятиклассницы Ломакиной Полины посвящено Рождеству. Начинается оно с описания природы, с кружения вьюг и склонённых деревьев. «Но вдруг затихло всё, / Не слышно ничего. / И стал звенящий лёгкий воздух, / Молчит наш сад, безмолвный лес, / И даже по-иному звёзды / Глядят с задумчивых небес». Торжественность и важность момента переносится и на человека: «В душе таится вдохновенье» и «…ничего больше не страшно». Явился Спаситель и открыл дверь в мир добра и справедливости. А как жить без веры в справедливость, тем более, юному сердцу?
Человек и братья наши меньшие. Какой мир, какую природу мы оставим детям? Экологические проблемы волнуют третьеклассницу Ксению Жучкову. Ручеёк, который был «звенящий» и «тёк своей дорогой», чтобы «пройдя две тыщи стран, превратиться в океан», замусорили туристы: «Стал он грязным и вонючим, / Стал болотом он зыбучим. /Как очистить ручеёк, / Чтобы снова он потёк?» Решение снова в руках человека: именно мы ответственны за судьбу планеты: «Славно люди потрудились / И работою гордились!»
Девятиклассник Егор Шаталович занят поисками смысла жизни: «Когда рассудок победил / И вместо сладких дум о рае / В реальность адскую спустил»; «Ты понимаешь – жизнь сурова / И трудностей и горести полна». Молодой человек пытается найти своё назначение, приходя к выводу, что «любя себя», нужно «не забывать о других»: «И в суете пустого дня / Найдёшь зерно добра…». Ему вторит семиклассник Колесов Егор, призывающий «Добро творить, любовью жить, / И никогда не дорожить / Деньгами больше дружбы! / Людей любить, стихи дарить / И мир за всё благодарить – / Нет для поэта лучше службы!». Вот вам и вечная тема школьных сочинений о «назначении поэта и поэзии».
Свобода в выражении эмоций – важное качество раскрытия творческого потенциала детей. Вот, например, как передаёт растерянность своей героини четырёхклассница Елена Татаринцева: «Наборы букв, не слов! Не фраз! / А просто буквы… / А сейчас / Контрольный выстрел прямо в сердце…». В это же самое время её подруга Горячева Кристина мудро размышляет о судьбе человека: «Судьба – это книга, / А у книги есть автор, / Но друг или враг / Тот иной рукописец?». На строки «Перелистаю страницы! / Буду летать, / Биться о стёкла/ И стены разбивать / Взглядом изнутри!» не лишне будет взглянуть детскому психологу: в трудных ситуациях ребёнок может «уйти в себя», и, возможно, стихи – единственная ниточка, ведущая к пониманию его состояния.
Приятно удивляет незашоренность детского взгляда. Вопросы, которые ребята ставят, и ответы, которые дают. Поражает круг тем и спектр переживаний. Не связанные рамками оценочности школьного курса, дети раскрываются по-новому, более смело, более искренно. Возможно, несколько рекомендаций по развитию детского поэтического творчества будут полезны педагогам: во-первых, бережно относиться к детским стихам, не ограничивать их творческих порывов, направляя в нужное русло. Приветствуется индивидуальная работа по авторской корректуре (почему это слово здесь не уместно, какие другие эпитеты можно найти и т.п.). Во-вторых, собственное фантазирование непременно должно быть уравновешено образцами хорошей поэзии для детей. Замечательно тонкие строки о природе можно найти у Тимофея Белозёрова, Михаила Тимонина, Галины Новицкой. Читая стихи поэтов, опустите последнее слово в строке – пусть дети найдут разгадку самостоятельно. В-третьих, изучение литературоведческих понятий можно вполне проводить на базе детского творчества, дав, например, задание придумать строки в ямбе или хорее, использовать в стихотворении ту или иную метафору. В-четвёртых, лучшие работы обязательно должны быть отмечены (опубликованы, прокомментированы). В-пятых, вспомогательные, казалось бы, задачи, но необходимые для словотворчества – расширение словарного состава – решают игры со словами. Их примеры во множестве можно найти в печати. Из самых распространённых – составление слов из букв заданного слова, сочинение стихов на заданные рифмы (буриме), поиск анаграмм к данному слову (кукла – кулак, стирка – старик, карета – ракета, апельсин – спаниель и т.п.).
Конечно, не все дети станут поэтами, главная цель педагога – развитие их духовного мира и потенциала, умения понимать эстетическую красоту, отличать её от пошлости. Даже зарифмованные строки могут нести пустоту, повторять чужие мысли. Пусть же растут поэтические хрупкие побеги, вбирая великую силу поэтического слова, чтобы сделать нашу планету добрее и краше.
И. Аргутина
2 июля 2015При всем уважении к автору статьи и ее деятельности странно, что не замечен и поощрен типичный плагиат. Ну не мог ребенок, всего лишь пятиклассник из 21 века, написать «Молчит наш сад, безмолвный лес,//и даже по-иному звезды//глядят с задумчивых небес». Ну очевидно же — не та стилистика! По интернету проверить — элементарно. И находится: Виктор Штанин, «Морозной ночью»
наши-истоки.рф/index.php/viktor-shtanin?start=20
Стихи написаны в 1987 году, когда пятиклассницы Полины Ломакиной не было в помине. Нехорошо. Еще и Рождеству «посвятила». А ведь это кража, и даже если не вполне осознанная, ее нельзя оставлять незамеченной!
Галина Булатова
3 июля 2015Вы правы: есть совпадение пары строк. Но разве можно это назвать полным плагиатом? Сколько взрослых поэтов творчески используют строки своих предшественников! Девочка написала совершенно о другом, о своём. Это возраст, когда учатся, впитывают, перенимают. Ничего страшного в этом нет. Вот если своруют стихотворение полностью — тогда да, другое дело.
И.Аргутина
14 июля 2015Если совпадение целой строфы — дословное — это «ничего страшного», мне нечего добавить. А совпадение полное. И сложно не понять: взят не Пушкин, не Пастернак, не Маяковский, не Бродский, а малоизвестный поэт, т.е. — никто не найдет, а мы его «творчески используем». Впрочем, Вы прекрасно понимаете, что «творческое использование» всегда имеет ссылку на автора. В общем, меня мама учила: брать чужое без спроса нехорошо. К пятому классу такие азбучные истины уже пора бы усвоить.
Елена Сыч
15 июля 2015Грустно, когда педагог не хочет признавать своих ошибок, убеждая в том, что плагиатить хорошо. Это неуважение к способностям ребенка и отсутствие профессионализма… Увы!
Галина Булатова
15 июля 2015Елена, зачем же Вы передёргиваете? Где Вы видите, что педагог убеждает, что плагиатить хорошо? И в чём он должен признать свои ошибки? Данная статья анализ детских произведений, написанных ими в разное время и вовсе не обязательно под руководством автора статьи. В том числе конкурсные работы. Это во-первых. Во-вторых, я хочу защитить ребёнка, пытаясь понять, почему в его самостоятельном произведении проскользнула пара строк, принадлежащих другому автору. Возможно, всё дело в неосознанном заимствовании. Бывает, прочитаешь, врежется в память и в иных ситуациях воспринимаешь строки как свои, как плод озарения. Я знаю такой случай в среде взрослых авторов. Уважаемый автор, руководитель крупного писательского объединения случайным ли намеренным образом почти дословно воспроизвёл несколько строф (!) — то есть всё стихотворение другого уважаемого автора. Так вот — по его словам, он сочинил это сам в минуту взволнованности. Человеческая психика — настолько сложно устроена, что нет смысла, не разобравшись, винить человека. Я пытаюсь понять, что двигало девочкой в момент написания стихотворения. Почему, написанные о разном, вдруг возникли совпадения строк у неё и другого автора. И остаюсь на стороне ребёнка, считая, что это непроизвольное заимствование случайных, неключевых строк — врезалось в память, запомнилось, как своё. А может быть, было подсказано кем-то из взрослых? (стихотворение как раз из группы сочинённых не под руководством педагога, а участвовавшее в городском конкурсе и занявшее там призовое место). Безусловно, плагиат — это плохо. Но плагиат плагиату рознь. Я считаю, что творческая переработка, осмысление прочитанного и употребление в новом контексте у десятилетнего ребёнка — обычное явление. Это период учёбы. Как в обучении грамоте: сначала учимся писать крючочки, обводим буквы, а затем начинаем писать самостоятельно.
Галина Булатова
15 июля 2015Привожу полностью стихотворение ребёнка. Написанное в 2010 или 2011 году.
ПОЛИНА ЛОМАКИНА. РОЖДЕСТВО
Ветер сильно дует,
Вьюги закружились,
И деревья книзу
Сильно наклонились.
Но вдруг затихло всё,
Не слышно ничего.
И стал звенящий лёгкий воздух,
Молчит наш сад, безмолвный лес,
И даже по-иному звёзды
Глядят с задумчивых небес.
В душе таится вдохновенье,
Смотря на ту звезду в окно.
Здесь ничего больше не страшно,
Ведь к нам приходит Рождество!
И вот готовится весь мир,
Когда выходит Божий сын.
И вот настал тот день и час,
Когда он вышел в первый раз.
Тогда была лишь темнота,
Но появилась та звезда.
Она, всё небо осветив,
Иисуса миру подарив,
Сердца людей всех покорила,
И Бога мы благодарили,
Цветы и почести дарили.
Молились каждый день:
Спасибо, Господи, тебе,
За этот день и этот час.
А теперь стихотворение Виктора Штанина «Морозной ночью» http://наши-истоки.рф/index.php/viktor-shtanin?start=20 :
Снежинок голубые гроздья
Как изумрудины висят.
Наполнен тишиной морозной
Ко сну ушедший тихий сад.
Как люстры в хрустале холодном,
Так молчаливы и грустны,
Покрыты лунной позолотой
Когда-то буйные кусты.
И стал звенящим легкий воздух,
Молчит наш сад, безмолвен лес.
И даже по-иному звезды
Глядят с задумчивых небес.
Смотрю: узором тихо тени
Легли причудливо в снега…
И лишь в душе кипит смятений
Невозмутимая пурга.
Насколько первое стихотворение эмоциональнее и поэтичнее второго, остающимся при всём уважении к автору на графоманском уровне. Но дело даже не в этом, а в том, что стихотворение Штанина опубликовано на указанном сайте в 2013 году (хотя дата под стихотворением указана 1987 год — но можно написать любую). Ничего не хочу сказать, кто у кого и что позаимствовал, но выводы пусть каждый сделаем сам. С уважением ко всем участникам дискуссии.
Наталья
16 июля 2015Думаю, что для автора статьи совпадение этих строк стало неожиданностью, и как порядочный человек,склонный предполагать в окружающих людях больше хорошего, нежели плохого, она выступила на стороне ребенка. Ведь здесь одно из двух — либо обвинить человека в бесстыдной осознанной краже строк, либо предположить, что это могло быть сделано бессознательно. Безусловно, неплохо бы было спросить у самой Полины, почему так получилось, но, извините, обвинять автора в «поощрении» плагиата — это уже слишком. Дети тянутся к тем взрослым, кто видит в них лучшее и старается сделать лучше. И мне понятна эта позиция и она мне импонирует.
Елена Сыч
16 июля 2015Уважаемая Галина! Меньше всего бы мне хотелось полемизировать на данную тему, еще меньше поучать кого-то и еще меньше обижать Вас! Извините меня за резкость суждений. Наверное, все мы можем учиться у кого-то, в особенности ребенок, но пусть это останется учебным материалом, не для печати. А если печатается, то пусть будет ссылка на первоисточник! Для того, чтобы не подставлять ребенка… Только и всего! Удачи!
Наталья
17 июля 2015Я, кстати, тоже познакомилась с творчеством и личностью Виктора Штанина впервые после замечания (изобличения?) И. Аргутиной. Думаю, что Автору Галине необходимо предложить Елене и И. (Ирине?) поучаствовать в следующем творческом мероприятии на предмет проверки контента на уникальность. Уверена, что более ни одна чужая строчка не просочится в представляемые на суд читателей стихи. А если просочится, то на наших судей будет повешен полный груз ответственности за: 1)поощрение плагиатства; 2)неуказание ссылки на первоисточник; 3)подставе ребенка.