- Мой любимый Сунукуль
Год назад я была на прекрасном голубом Сунукуле. И два года назад. И три. И пятнадцать…
Завершения этого учебного года (до сих пор измеряю годы таким образом) я ждала с нетерпением, предвкушением и нарастающей нежностью – к моему прекрасному, любимому и долгожданному…
Двенадцать дней блаженства! Шелковая, необыкновенно мягкая вода, плывешь себе, наслаждаясь медленно приближающимся островом, утиным выводком впереди, выскакивающей и вновь ныряющей рыбешкой, холмами, лесами, горами вдалеке за озером… Самое большое удовольствие – он, Сунукуль, умиротворяющий, ласковый.
Но – к чему слова? Здесь хорошо писать: стихи, картины (сюда часто ездят на пленэр). А фотографировать можно каждый год с утра до вечера – как в первый раз. Я снова хочу показать мой Сунукуль, как показывают фотографию любимого человека, – с трепетом, гордостью, восхищением. Вот он – почти без комментариев, разве что подписи к фото, которые – о том же.
Сюита, поэма, два поэтических цикла и множество стихов связаны у меня с этими местами. На этот раз – новое посвящение :
* * *
Одной знакомой сосне у озера Сунукуль
За год с тобой плохого не приключилось.
В мехах зелёных, пышных, стоишь, царица.
Приветствую, поскольку я излечилась
от лёгких слёз, которыми бы залиться
при встрече
(и тем более – при разлуке).
Так, лаконично: рада.
В оконной раме –
осанка Екатерины.
Сказав: «Аз, буки», –
про «веди» я умолчу, дабы новой драме
не сбыться.
Год назад у тебя соседка
была: бела, крепка и златоволоса.
Как будто дьявол выскочил из розетки
небесной – и скосил! И такие грозы –
не редкость.
Остаётся стоять покорно
и руки непокорно раскинуть в небе.
Я тоже подрастала не на попкорне
и знаю, что тебя не спилить на мебель.
Твой ствол раздвоен точно от середины.
Могучи оба, правда, один – чуть выше,
другой – прямее.
Что-то тут зарядили
дожди – стучат, стучат и стучат по крыше.
…Так вот, о двух стволах. И у нас бывает:
почуешь то, что разум не разумеет, –
и жизнь с судьбою надвое разрывает.
В одной повыше будешь, в другой – прямее.
Я – вслух? Нет, это ливень без перекура.
Большая туча плачет в твою жилетку.
Молчу, поскольку – что там тебе Гекуба?
И так свистят и каркают ежедневно.
Смотрю на крону, думаю не о лесе.
Мне кажется, что я по тебе скучала,
как по картине, книге, хорошей пьесе.
И в тёмной мокрой хвое ты величава.
А завтра хмарь небесная расползётся –
и вспыхнут изумрудные ожерелья
и твой смолистый ствол, освещённый солнцем, –
по Шишкину. Но только ещё живее.
Ну вот. Все это – капли росы на траве, розовые облака, замершие на безмятежно гладкой поверхности, закаты, от которых захватывает дух и щемит сердце, клубника или мухомор как красные фонарики на зеленом, стрекозы, чайки, бабочки – неизменное, но всякий раз новое очарование. Но, может быть, впервые меня не только в стихах, но и в фотоохоте потянуло на циклы. Ну как пройти мимо непревзойденной графики природы? Чудные разводы на стволах спиленных сосен – память о ветках – нерукотворны. А какая странная завораживающая красота всего лишь… в грибах, растущих на поваленной березе! Да что говорить – смотрите.
Дары леса – это всем понятное удовольствие.
А радуга, этот дар небес?
Но и прогулка по деревне каждый раз таит новые открытия. Какие вишни!
Черемуха!
А какие лица у местных котов! Этот народный артист в белой манишке на пеньке под лилией сидел и ждал папарацци в моем лице, а дождавшись, вальяжно спустился на землю и неторопливо пошел по своим делам.
Конечно, архитектура здесь – не пламенеющая готика и не барокко, но – много ли таких наличников еще осталось на настоящих деревянных избах?
А у дачников (удачников!) явно прослеживается мода на флюгеры и другие фигурки на крышах и заборах – я начала собирать коллекцию.
А еще очень обрадовало объявление – видела несколько таких на столбах и заборах: читайте, люди!
Возвращаюсь на свою базу отдыха. К сведению: «Наука», база отдыха ЮУрГУ, в этом году достигла женского пенсионного возраста. Начиналась с палаток, потом появились дощатые продуваемые домики, заселяемые и сейчас, и, наконец, вполне комфортабельные спальные корпуса.
Для детей здесь раздолье, и, наверное, большинство детей и внуков сотрудников выросло (и продолжает!), наслаждаясь летом на Сунукуле.
Но и нам, взрослым людям, двенадцать дней здесь дают настоящий отдых и ощущение безмятежности, радости, красоты и покоя. В этот раз даже вспомнили юные годы – дважды собирались по вечерам с гитарой, причем к концу вечера количество участников увеличивалось в 2-3 раза…
Ну и, конечно, каждый год я провожу здесь поэтический вечер (с замиранием всякий раз: придут ли ко мне, если рядом озеро, лес… Так ведь приходят!). В этот раз было человек 50, и даже дети, которым сразу было дано разрешение тихонько уйти, если устанут, в большинстве своем досидели до конца с необъяснимым вниманием. Чудо, да и только.
А еще очень меня обрадовали соседи по балкону, мама Наташа с шестилетней Катей. Девочка знает много стихов, мама нашла ей в библиотеках (правда, с трудом и по одной) книги Елены Сыч и Елены Ранневой, которые маме с дочкой очень нравятся. «Мы бы очень хотели найти их новые книги и почитать других челябинских поэтов, но как?» — сказала мама. О сайте они знают. Хотят как-нибудь попасть на встречу с авторами (марафон). Список наших детских авторов я им вручила, оставила свои координаты, и, надеюсь, они еще проявятся, тогда и договоримся. А я их специально сфотографировала – для сайта МВ и для двух Лен, которым, наверное, будет приятно, что их знают и любят.
…В день отъезда я сходила к озеру – утром оно было в серебристой дымке. Бросила монетки. Вернусь. Обязательно вернусь. И через год, и через два…
продолжение на стр.2
Нина Пикулева
10 августа 2013Спасибо за чудо! И рассказ, и фото, и подписи к ним — так хороши!
Елена Сыч
10 августа 2013Ирина, спасибо за внимание к нашим персонам. Привет маме Наташе и Катеньке! Будем рады встретиться на марафоне.
Две Елены (Раннева и Сыч).
И.Аргутина
11 августа 2013Не за что, самой — в удовольствие, надеюсь, и вам.