Фестиваль «Время читать!» въехал в Сатку на белом коне (точнее, на более современном и комфортабельном средстве передвижения) – своеобразной альтернативой массовым развлекательным мероприятиям.
Две основные миссии исполняли его организаторы и участники (Ассоциация «ПРОдвижение книги» и администрация г.Сатка): культурную и просветительскую (умышленно не объединяю дефисом, ибо «культпросвет» – это как раз понижение миссии до разряда узкой практической задачи, как правило, с большими потерями).
Хочется верить, что, по крайней мере, на начальном этапе миссионерство наше было благородным, ненасильственным и созидательным и в подтверждение этой мысли расскажу о моем видении тех трех мероприятий, в которых довелось участвовать.
Открытие фестиваля «Время читать!»
Открытие фестиваля порадовало праздничной атмосферой, полным залом и отсутствием «отчетных докладов». Внятными и не слишком продолжительными были выступления «обеих сторон», и среди них не потерялась речь мэра города Алексея Морозова– настолько добросовестно и искренне называл он любимые произведения и авторов своего детства и юности, что вспоминались строки В.Высоцкого: «Значит, нужные книжки ты в детстве читал!»
Очень трогательным было звучание стихов наших «детских» авторов из уст малышей. Дети на сцене – это всегда беспроигрышный ход, но подготовить их, познакомить со стихами, для них же и написанными, разучить и так весело и нарядно представить – это здорово, и я, не будучи детским автором, с удовольствием наблюдала за реакцией сидящих в зале поэтов, когда звучали их строки. Такое надо снимать на видео!
Круглый стол в Центральной библиотеке
Тема «Круглого стола» – «Книга и Интернет: соперники или союзники» – оказалась настолько актуальной, животрепещущей и, в определенной степени, больной, что за полтора отведенных часа выступающие едва успели обосновать свои позиции и частично ответить на контраргументы.
Мне, честно говоря, хотелось бы услышать и голоса саткинцев, тем более, что два–три человека пытались принять участие в обсуждении.
Сложилось впечатление, что у них было желание прояснить для себя какие–то определенные вопросы, как конкретные, так и принципиальные. Удалось или нет? Это очень важно, поскольку разговор пошел эмоциональный и, похоже, несколько удалился от сути.
Помните рассказ о том, как Галилей предложил обвинявшему его в ереси представителю церкви взглянуть в телескоп своими глазами? Всего лишь взглянуть… Но тот отказался. Тогда – телескоп, сейчас – интернет… Но ведь и в подзорную трубу кое–кто предпочитает разглядывать не звездное небо, а спальню в квартире напротив.
Мне кажется, что в условиях, когда интернет уже не «отменить», диспут такого рода разумнее акцентировать на двух пунктах: А) как превратить такой мощный по охвату аудитории инструмент в союзника литературы и искусства; и Б) как воспитать в детях правильное отношение к этому инструменту и научить использовать по его лучшему из предназначений.
В нашем разговоре эти пункты были в итоге названы, но на их обсуждение времени не хватило. Ну что ж, назвать проблему – это уже первый шаг к ее решению. Все у нас впереди, а за тему отдельная и искренняя благодарность ведущей «Круглого стола» Наталье Степановне Шмидт.
Творческий вечер
И последнее впечатление – от творческой встречи со студентами горно–керамического техникума, возможно, менее осознанное, так как стихи, достаточно сложные для неискушенной аудитории (150–200 человек!) возраста 17–18 лет, я читала без перерыва в течение часа.
Надо отдать им должное: первые полчаса стояла звенящая тишина, ни один взгляд не отклонился на занятие посторонними делами, и это напряженное внимание держало меня в таком тонусе… Позже два поэтических цикла с показом слайдов (а картинки красивые, один цикл – наша изумительная природа, озера, травы, а второй – итальянский: города древности и Возрождения) вернули внимание чуть подуставших студентов. Что ж, пусть вначале будет впечатление, потом интерес.
Вообще говоря, очевидно, что на концерт, скажем, симфонической музыки идет тот, кто ее любит и понимает или хочет понять, но чья задача сформировать потребность в таком виде искусства? А потребность в поэтическом слове? Вот почему тонус: пыталась.
Кроме того, пришлось вспомнить и о просветительской миссии. Если автор в своих текстах или, допустим, музыкальных или изобразительных посланиях опирается на какие–либо общекультурные (и, как ему кажется, общеизвестные) факты и явления, имена и цитаты – и оказывается, что аудитория их не распознает, как быть? Два конкретных примера: на вопросы: «Кто слышал о теореме Ферма?» и «Что вам говорит фамилия Верещагин?» ответом было неловкое молчание (впрочем, про Верещагина двое все же слышали, из них один не помнил, откуда, а другой знал, что это художник).
Не вздумайте клеймить молодежь – хорошие и неглупые ребята с нормальными, живыми и заинтересованными лицами сидели в зале.
Это мы виноваты, их родители, учителя, преподаватели: не рассказали так, чтобы запомнилось, не показали так, чтобы хотелось. Ну что ж, это повод расширить кругозор таких ребят за пределы насущного. Не это ли достойная задача?
«Время читать!» (это я и о фестивале, и, собственно, о смысле данного словосочетания) – не самоцель. Это всего лишь средство открытия новых миров, богатых мыслью, чувством и красотой, нравственных и созидательных, существующих в каждом, но изначально – в зачаточном состоянии. Очень хочется участвовать в использовании такого средства по его прямому и оптимальному назначению.
Ирина Аргутина, поэт
Фото: автора и Марины Волковой
Анна
16 ноября 2010хороший был фестиваль 🙂