Сегодня — День космонавтики и золотой юбилей первого космического полёта Юрия Гагарина. Для нашей страны это знаковый день. Мы всегда считали, что и для человечества — тоже. И Юрий Гагарин — Человек Земли. Но не все и не везде разделяют это мнение.
Статья доброго друга портала mv74.ru Елены Янсен (Калединовой) из Голландии — это ответ на статью ««Обычный герой через 108 минут»«, опубликованную в голландской газете “Volkskrant”. Надеюсь, читателям портала будут интересны и факты, приведённые в статье, и то, как воспринимается подвиг Гагарина зарубежом. МВ
«9 апреля 2011 года в приложении Wetenschap (Наука) к газете Volkskrant (Народная газета) я прочитала статью Питера ван Аммелрой (Peter van Ammelrooy) ««Обычный герой через 108 минут»» (“Een gewone held in 108 minuten”).
Думаю, что это действительно хорошо, что такая важная дата, как 50 лет с начала полета человека в космос, не осталась незамеченной. С одной стороны, эта статья рассказывает о Юрии Гагарине и содержит интересные данные, с другой стороны общий тон этой статьи и то, как статья написана, говорят о предвзятости позиции автора.
Мы сейчас говорим о 50-летнем юбилее! и о полёте первого человека в космос. В названии статьи слово «обычный» выделено жирным шрифтом, а слово «герой» — нет, то есть автор даёт понять читателям, что то, что Гагарин сделал, является самым обчным делом. Думаю, что то, что он сделал, по своему характеру является всё-таки исключительным событием. Также думаю, что более подходящим является другое название — «Обычный человек, который стал настоящим героем», и Гагарин — это не просто герой России, а герой планеты. Если мы посмотрим 50 лет назад, когда не было компьютеров и Интернета, мне кажется это особенным, что такой высокотехнологичный полет был выполнен успешно, и что не робот, а человек полетел в космос. Да, первый космонавт Земли был хорошо подготовлен, но такие личные качества, как сильный характер, оптимизм, самоконтроль и ответственность, тоже имеют огромное значение.
Перед полётом еще не было знаний о поведении человека в космосе, и только человек, обладающий исключительной физической выносливостью и душевным равновесием, мог успешно выполнить поставленные задачи. Хотя задачи казалась простыми — пить, есть, писать карандашом, всё-таки человек должен быть в состоянии сделать это в очень трудных и совершенно новых условиях (условиях невесомости). Все свои чувства и наблюдения он записывал на бортовой магнитофон.
При описании полета автор статьи пишет: «Пилоту в звании майора ничего не было разрешено делать». Действительно, он не мог управлять полётом корабля, но у него был специальный код, чтобы в случае чрезвычайных обстоятельств разблокировать панель ручного управления.
Приведу пример экстраординарных обстоятельств, в которых оказался Гагарин: в конце полета, когда корабль вошёл в плотные слои атмосферы, загорелась обшивка корабля, а по стеклам иллюминаторов потёк жидкий металл.
Другой пример: во время спуска парашюта клапан в герметичном скафандре открылся не сразу, без доступа воздуха Гагарин чуть не задохнулся, а потом чуть не оказался в ледяных водах Волги. Хорошая тренировка помогла Юрию справиться с ситуацией; управляя стропами, он увёл парашют на 1,5 — 2 км от реки и приземлился в безопасном месте.
Юрий Гагарин во всех этих ситуациях не растерялся и не потерял самообладание.
В статье было также написано: «Русские были в спешке, чтобы стать первыми, кто отправил человека в космосе.»
На сайте Роскосмоса (Федеральное космическое агентство России), опубликованы воспоминания Заслуженного работника космической отрасли, участника запуска космического корабля Восток 12 апреля 1961 года Владимира Ивановича Ярополова. Вот, что он пишет:
«Запуск первого человека в космос был не только чрезвычайно важным, но, во многих отношениях даже для специалистов, работавших над этим проектом, не¬мыслимым шагом, шагом в неведомое, со всеми неопределенностями технического, социального, физиологического и психологического характера. Сейчас это трудно понять, но тогда все были озабочены одной проблемой: «Что будет? Вынесет ли человек невесомость? Не пострадает ли его психика?». Ответов на большинство вопросов не знали даже ведущие специалисты по медицине. В процессе отработки корабля «Восток» в беспилотных полетах, с собачками на борту, с манекенами, а также в процессе подготовки пилотируемого полета специалисты часто задавали подобные вопросы друг другу, но ответа не знал никто. Значит, надо было искать выход из положения. Отсюда вытекал особый подход к конструированию самого корабля и его систем, к их изготовлению и испытаниям.
Многое было непонятно и загадочно в предстоящем полете.
Выдержит ли космонавт в кабине неимоверный шум работающих рядом двигателей ракеты-носителя? Нужен эксперимент. Его ставят на беспилотном корабле, в кабину которого устанавливают шумомер.
Какие перегрузки будут действовать на человека и сможет ли он выдержать их? Ставится эксперимент с датчиками перегрузок на борту космического аппарата.
Как будет влиять невесомость на живой организм? Тоже нужен эксперимент. Его проводят, неоднократно запуская беспилотные корабли «Восток» с собаками. »
Это лишь небольшая часть его воспоминаний, но можно сразу увидеть, какую масштабную работу проводили советские ученые для подготовки первого полёта в космос.
Один из подзаголовков статьи П. ван Аммерлоя — Наследие Гагарина: космическое транспортное предприятие (Gagarins erfenis: een kosmisch transportbedrijf). Но является ли наследие Гагарина действительно столь незначительным? Почему автор ничего не говорит о сотнях научных экспериментов, выполненных в течение последних 50 лет? Например, в апреле 2004 года голландский астронавт N2 Андре Кауперс с двумя другими астронавтами был доставлен российским космическим кораблём Союз 9C на МКС (Международная космическая станция), где в течение 10 дней принимал участие в различных экспериментах. Он является высококлассным специалистом в области космической медицины. Один из экспериментов был посвящён изучению процессов адаптации сердечно-сосудистой системы в космическом полёте к условиям микрогравитации. Цель другого эксперимента заключалась в разработке программ и систем поддержки астронавтов для улучшения их безопасности, производительности и комфорта.
Преемники Гагарина продолжают писать историю освоения космоса, и именно это является наиболее важным наследием Гагарина.
Наконец, в статье упоминается, что Гагарин отправился в космос в возрасте 34 лет, когда в действительности ему было 27 лет.
С уважением,
Елена Калединова
10.04.2011, Velp
Источники:
http://www.federalspace.ru/main.php?id=87 # 7
http://ru.wikipedia.org/ ( Статья ‘Гагарин, Юрий Алексеевич’)
http://medgazeta.rusmedserv.com/2004/31/article_978.html
http://www.newsru.com/arch/russia/30apr2004/back.html
Журнал «RUS» N21, 2004
PS Эта реакция на статью «Обычный герой через 108 минут» Питера ван Аммелроя от 9 апреля 2011 была отправлена в редакцию газеты “Volkskrant”.»