Игоря Шевчука «живьем» мы увидели в Минске.
Андрей Сметанин, вдохновившись идеей Читательских марафонов, организовал в 2012 году в Минске фестиваль «Книжки в штанишках», в котором за 5 дней через марафоны прошли все минские школьники! Более 7 тысяч! В день Михаил Придворов, Андрей Сметанин и белорусские поэты проводили по 5-6 марафонов перед огромными аудиториями. Были и другие встречи, одна из них — с Игорем Шевчуком. Работал он прекрасно, внимание зала держал великолепно, каждая минута, каждый жест, каждое слово были продуманы, отрепетированы, доведены до совершенства. Да что говорить, смотрите репортаж с фестиваля, там и Игорь есть!
Но это все было вступление к главному: вчера Игорь рассказал мне в фейсбуке о курсах, и я не раздумывая размещаю его материалы на сайте и рекомендую принять участие в этом деле и всем нашим детским поэтам, и тем, кто еще только собирается стать таковым!
«СТИШ» (Студия Творчества Игоря Шевчука).
СТИШарики — мастер-классы для детских поэтов от «папы» Смешариков.
Дорогие мамы и папы, бабушки и дедушки! Ваши детские стихи нравятся домашним?
Это здорово!
Но вам хочется большего?
Это здорово вдвойне!
И это значит, что мы обращаемся по адресу…
Не сдадимся сложившейся в мире ситуации и будем стараться извлекать из нее приятные моменты. Возможность поделиться своим творчеством с собратьями по перу и с признанным мастером, получить профессиональную оценку и практические советы – замечательный способ противостоять карантину.
И все это – БЕСПЛАТНО!!!
Вас не будут мучить теорией. Только – практика! Чтение своих произведений, разбор ошибок мастером и предложения по их исправлению.
Но помимо этого – интересная форма занятий, которые строятся по принципу «поэтической дуэли».
Ну и конечно же – веселые домашние задания по стихосложению.
О МАСТЕРЕ:
Игорь Михайлович Шевчук (1960 г.р.)
-Лауреат литературной премии имени К. Чуковского за 2014-й год за вклад в детскую литературу и новаторство.
-Лаурет премии «Новая детская книга» в номинации «Выбор библиотек» за 2017 год.
-Лауреат конкурса им. С.Михалкова на лучшее художественное произведение для детей и подростков за 2018 г.
-Лауреат Всероссийской Литературной премии имени Екатерины Серовой в номинации «Стихи для детей» за книгу «На краю детства», 2018 год.
— автор, подаривший детям более чем 100 книг, 150 настольных и компьютерных игр, 200 песен, исполняемых детскими вокальными коллективами.
— фантазер и придумщик, родивший на свет летучее имя Смешарики со всеми вытекающими отсюда последствиями.
— сценарист мультсериала Фиксики и сочинитель Фиксипелок.
Подробнее о курсе https://vk.com/topic-51254746_40172825
Желающие записаться могут написать на почту: poetigor@yandex.ru
Написать в Фейсбуке https://www.facebook.com/poetigor
Написать в Контакте https://vk.com/id2175392
1-ый курс — БЕСПЛАТНЫЙ.
—
С Уважением, Шевчук.
P.S. А теперь то же, но подробнее:
«СТИШ»
(Студия Творчества Игоря Шевчука)
СТИШарики — мастер-классы для детских поэтов от «папы» Смешариков
Дорогие мамы и папы, бабушки и дедушки! Ваши детские стихи нравятся домашним?
Это здорово!
Но вам хочется большего?
Это здорово вдвойне!
И это значит, что я обращаюсь по адресу…
Не сдадимся сложившейся в мире ситуации и будем стараться извлекать из нее приятные моменты. Возможность поделиться своим творчеством с собратьями по перу и с признанным мастером, получить профессиональную оценку и практические советы – замечательный способ противостоять карантину.
И все это – БЕСПЛАТНО!!!
Я не буду мучать вас теорией. Только – практика! Чтение своих произведений, разбор ошибок, мои предложения по их исправлению.
Но помимо этого – интересная форма занятий, которые строятся по принципу «поэтической дуэли».
Ну и конечно же – веселые домашние задания по стихосложению.
О МАСТЕРЕ:
Игорь Михайлович Шевчук (1960 г.р.)
-Лауреат литературной премии имени К. Чуковского за 2014-й год за вклад в детскую литературу и новаторство.
-Лаурет премии «Новая детская книга» в номинации «Выбор библиотек» за 2017 год.
-Лауреат конкурса им С.Михалкова на лучшее художественное произведение для детей и подростков за 2018 г.
-Лауреат Всероссийской Литературной премии имени Екатерины Серовой в номинации «Стихи для детей» за книгу «На краю детства», 2018 год.
— автор, подаривший детям более чем 100 книг, 150 настольных и компьютерных игр, 200 песен, исполняемых детскими вокальными коллективами.
— фантазер и придумщик, родивший на свет летучее имя Смешарики со всеми вытекающими отсюда последствиями.
— сценарист мультсериала Фиксики и сочинитель Фиксипелок.
Желающие могут написать на почту: poetigor@yandex.ru
Написать в Фейсбуке https://www.facebook.com/poetigor
Написать в Контакте https://vk.com/id2175392
От мастера:
1. СТИШарики – это праздник души!
2. Обратная сторона праздника
3. С чего начинаются детские поэты?
4. Да здравствует «ПОП-КОРН»!
5. Как же мы это сделаем?
ПОДРАЗДЕЛЫ:
Как это делают другие
Как это делаю я
Сверим часы?
Улыбочка!
В начале было…
«Дактиль» и «Птеродактиль» — найди 5 отличий!
К барьеру!!!
Структура поединка
Слово мастера боится
Работа над ошибками
Домашнее задание
Раздача слонов и конфеток
1. СТИШарики – это праздник души!
Детские стихи – это шарики, выдуваемые в мир нашей возрадовавшейся душой. Иногда — даже помимо нашей воли.
А что главное в любом шарике? Цвет, яркость, форма… Это то что мы видим и понимает с первого взгляда.
А еще что?
Правильно – лёгкость. Иначе он просто не полетит.
Но мало правильно надуть это шарик. Важно привязать к нему ниточку, чтобы он не улетел в безвестное «никуда».
Ниточка – это связь стиха с его будущим хозяином.
2. Обратная сторона праздника
Выдувать СТИШарики – нелегкое ремесло.
Если уйти от красивых образов в область профессиональных смыслов, можно сказать, что сам шарик – это стихотворный жанр, соблюденный в той или иной мере. Рифма, стихотворный размер, рисунок строф – вот всё то, что в первую очередь делает стих стихом.
Ну а ниточка — это его коммуникативная функция: верно угаданные ожидания потенциального читателя, учтенные психологические особенности его восприятия.
В реализации этой функции оказывается задействованными самые различные аспекты текста.
Это и ТЕМА, выбранная для стихотворения.
Это и АРХИТЕКТОНИКА стиха, его композиция, правильно расставленные смысловые акценты, удачный финал.
Это, конечно же, и ЛЕКСИКА. Точнее говоря — ее тщательный отсев.
И ФОНЕТИКА. Ведь то, что простительно прозе, зачастую становится помехой для стиха. Например, неправомерные нагромождения согласных на стыке слов, которые нужно трудолюбиво прореживать.
Это и РИТМИКА — отслеживание ударений, являющихся частым нарушителем стихотворной чистоты.
Это и допустимость или недопустимость такой хитрой штуки, как авторская ИНВЕРСИЯ — грамматических перестановок, обусловленных ритмическими требованиями того или иного стихотворного размера.
Ниточки у детских стихов самые скользкие и тонкие.
Я не говорю уже о главном грехе детской поэзии – неприкрытом назойливом морализировании. Есть ловушки и поопаснее.
С одной стороны, легко скатиться в сюсюканье. С другой – в малопонятное взрослое заумствование. И если во втором случае со мной, скорее всего, согласятся многие из вас: детские стихи должны быть написаны детским языком. То в первом случае мнения могут разойтись. А почему бы и не сюсюканье?
Однако не обольщайтесь насчет видимой простоты и пустяшности детских стишат. Даже потешки для грудничков — весьма ответственный жанр. И абы как не пишутся.
Детский поэт – это фокусник, раздающий яркие «стишарики» восхищенной детворе. Но мало кто из благодарных зрителей догадывается, сколько кропотливого труда стоит за каждым его фокусом…
3. С чего начинаются детские поэты?
Если рождение деток или внуков, младших братьев и сестренок что-то перевернуло в вас, если, услышав их первые лопоталки, ваша рука потянулась к бумаге – перо вам в руки! И я помогу вам опериться, взлететь и набрать высоту уверенного литературного полета. Ведь когда-то совсем еще желторотым птенцом я сам распахнул двери похожей студии, неуверенно переминаясь на пороге.
В советские времена это называлось «Литературное Объединение». Слова «интернет» еще и в помине не было. Как и самого интернета. Поэтому не все могли мечтать о том, чтобы получить практические советы из уст какого-нибудь признанного метра.
Тогда, 40 лет назад, мне повезло.
Сегодня повезло вам!
Интернет расширил границы достижимого.
Моим наставником и учителем в свое время стал Эдуард Успенский – папа знаменитого на весь мир Чебурашки.
Вашим – сегодня готов стать ваш «попкорный» слуга!
4. Да здравствует «ПОП-КОРН»!
«ПОП-КОРН» — это основа будущего успеха: Пишем Обсуждаем Пишем — Копим Опыт Редакторской Наблюдательности.
Достигнуть этого самому в гордом одиночестве – удается далеко немногим.
Как же подтолкнуть себя к будущему стихотворному тексту?
Как раскрепостить дремлющие в тебе творческие начала?
Как пробиться сквозь рутинный налет обыденности к тайным смыслам и образам, подстерегающим детского поэта повсюду?
Как научиться просеивать эти смыслы и образы через сито усердного стихо-старателя, для того чтобы в конце концов после промывки в нем остались только увесистые «самородки»?
Когда вложить в уши затычки, а когда включать в себе редактора-самокритика? Как оставаться с детьми одного роста, не приседая перед ними на корточки?
Как понравиться своему потенциальному издателю?
Эти и многие другие вопросы волнуют начинающих.
И, я надеюсь, у меня найдутся на них ответы. И эти откровения помогут вам не наступать на те грабли, коими щедро усеян тернистый путь любого творца.
5. Как же мы это сделаем?
Как это делают другие
Он-лайн формат – интернет общение в режиме реального времени — это ноу-хау последнего десятилетия. Тем не менее немногие школы профессионального мастерства, которых к настоящему моменту в интернет пространстве появилось великое множество, практикуют его в полной мере.
Держатели подобных платформ зачастую довольствуется выкладыванием в платный ограниченный доступ заранее подготовленного обучающего видео-ролика. Банк роликов при это почти не обновляется. Поскольку это и не к чему.
.
Однако у такого подхода к виртуальной учебе имеется один весьма существенный недостаток. Участник таких интернет-курсов лишен возможности живой обратной связи с мастером. А также – непосредственного взаимодействия с сотоварищами по классу. А это, поверьте мне – дорогого стоит!
Как это делаю я
В отличие от описанных выше моделей виртуального обучения я предлагаю вам живое двухнедельное общение со мной и друг с другом в режиме «реал-тайм» и ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД к каждому. Именно поэтому количество студентов в группе строго ограничено. Так что учите, сачковать не получиться! Никто не спрячется от зоркого ока мастераJ
Я просто не имею морального права раздувать группы до безразмерности. В противном случае занятия потеряют смысл и свою эффективность. Если у меня не будет возможности охватить всех и уделить каждому должное внимание, выхлоп на выходе может оказаться близким к нулю.
Поэтому максимальное количество «поэтов» в одном виртуальном классе – 16 человек!
Следите за комплектацией групп, чтобы вовремя заскочить на подножку поезда, отходящего в мир творчества по удобному для вас расписанию!
Сверим часы?
Как я уже сказал, наше общение-обучение происходит в режиме реального времени. А время у каждого из нас – разное. Поэтому, перед началом курса жители того или иного часового пояса выбирают удобный для них вариант из нескольких предложенные мною.
Улыбочка!
В техническом отношении наши занятия обслуживает платформа «ZOOM». Её интерфейс может поддерживать режим видео-конференции, в которой задействовано до 100 участников. Но нас – как я уже сказал – будет гораздо меньше.
Все участники мастер-класса в назначенное время занимают места перед своими электронными устройствами и заходят по моему приглашению в он-лайн конференцию. Мы все будем видеть и слышать друга.
При этом у меня как у режиссера эфира есть возможность управления видео сигналами с ваших вэб-камер и микрофонов.
Если по каким-то причинам студент не желает предстать перед коллегами в видео обличье, он может ограничится голосовым присутствием. Мы же в это время будем любоваться на его аватарку, вокруг которой слегка подрагивает нимб его гениальностиJ
В начале было…
Перед началом курса участники-поэты высылают мне по электронной почте подборки своих детских произведений в стихотворном жанре, общий объем которых не должен превышать установленного количества печатных знаков.
При этом сразу же оговорюсь, что понятие «детское» — охватывает собой достаточно широкий возрастной спектр: от малышовой игровой поэзии до подростковой лирики.
«ДАКТИЛЬ» и «ПТЕРОДАДАКТИЛЬ» — найди 5 отличий!
Каждый двухнедельный курс состоит из 8 практических занятий.
Слово «практический» поставлено во главу курса не для красного словца.
Можно без особого труда уяснить для себя, чем отличается «хорей» от «дактиля» (для тех кто не в курсе – это стихотворные размеры такиеJ), «женская» рифма от «мужской», но при этом писать посредственные безвкусные стихи.
Конечно, если во время наших занятий кому-то захочется задать вопрос по теории жанра – милости прошу.Расширим кругозоры.
И все-таки учиться мы будем на конкретных ошибках. Ошибках своих и своих товарищей по перу.
К барьеру!!!
А теперь о самом интересном…
Поздравляю вас! У нас с вами нет никаких нудных читок и заумных рецензентов. Забудьте о них! У нас есть дуэлянты и секунданты, которых ждет настоящая поэтическая дуэль!
Перед началом курса мною составляется график поединков.
В каждой поэтической дуэли участвует два поэта-дуэлянта, каждому из которых в свою очередь назначено по 2 секунданта.
Накануне занятия я рассылаю секундантам поэтические подборки – как дуэлянта, за которого они выступают, так и его соперника.
И в назначенный день в прямом эфире звучит моя команда «К БАРЬЕРУ!»
Структура поединка
Поединок состоит из трех раундов. Время одного раунда – 15-20 минут.
Каждый раунд начинается непосредственно с дуэли. Соперники по очереди зачитывают по 3 своих детских стихотворения. После чего в «бой» вступают их личные секунданты. Для своего подопечного дуэлянта его секунданты выступают в роли защитников, для его соперника – в роли обвинителей. То есть секунданты хвалят произведения своего и ругают вирши чужого бойца. Аргументы для этого они могут выбирать любые. Вплоть до шутливых и самых абсурдных. И уж тем более никто не требует от них научного анализа текста.
После этого по желанию в качестве сторонних критиков могу выступить студенты, не участвующие в дуэли. В том числе – конечно же, и вольнослушатели.
Это и есть тот самый «ПОП-КОРН» в действии. Ничто так не научает видеть свои собственные недостатки, как критика чужих.
И вот поединок окончен и после завершения третьего раунда слово переходит к мастеру.
Слово мастера боится
По окончанию дуэли я беру заключительное слово и совершаю подробный профессиональный разбор стихотворных подборок двух авторов. При этом я не только указываю на те ошибки и неточности, которые они совершили, но и предлагаю возможные варианты их исправления. Срок исправления – любой день в пределах нашего двухнедельного курса.
Работа над ошибками.
Исправлять свои стихи или нет – это добровольное решение каждого автора. Исправленные работы он может выслать мне в личку не позднее последнего дня занятий. Для автора данная попытка — это шанс сделать маленький шажок на следующую ступенька мастерства
Обзор исправленных стихотворений авторской подборки – одна из важных составляющих нашей работы. Во время очередного занятия я оглашаю во всеуслышание понравившиеся мне исправленные работы. Разве не это и есть главная цель нашего обучения – научиться прислушиваться к редакторскому мнению и реагировать на него.
Домашнее задание
В конце каждого занятии мною будут даваться небольшие творческие задания по стихосложению на ту или иную тему. Не волнуйтесь, речь не идёт о написании за ночь поэмы «Руслан и Людмила» …
Таким образом, каждое следующее занятие начинается с разбора домашнего задания, выданного на предыдущем уроке.
Раздача слонов и конфеток
На протяжении всего курса мастер ведет учет активности всех участников, ставя им баллы и оценки. В конце курса объявляются результаты. Отличившиеся участники получают призы.