Марина Волкова, издатель, культуртрегер (Челябинск):
Этой осенью Челябинск поставил рекорд по литературным фестивалям: их было 7 за полтора месяца!
Из этих семи — три поэтических («Вода и вода», «Инверсия», «ГУЛ/2017/»);
один прозаический (Большой фестиваль челябинской прозы), один литературный («Открытая книга») и два книжных («Челябинск читающий», «Книгоград»). А ещё — Южноуральская книжная ярмарка, несколько вечеров поэзии, два слэма и так далее.
О чём это говорит? Лишь о том, что в Челябинске создана довольно плотная литературная и читательская среда; о том, что фестивали и прочие литературные мероприятия стали модными; а ещё о том, что занятия литературой уверенно и прочно перешли в разряд досуга.
Появятся ли от такой бурной литературной жизни новые поэты и писатели? Безусловно, да. Появится ли новые Пушкины и Чеховы? А кто их знает! Так для чего ж это все? Не берусь отвечать за всех организаторов всех фестивалей, отвечу только за себя (кстати, в этой фестивальной гонке я поставила и личный рекорд: два моих фестиваля с промежутком в неделю!).
Вот некоторые личные правила организации массовых литературных мероприятий:
1. Фестиваль сам по себе бессмысленен. Любой. Делать его стоит только в рамках длительного и длящегося рамочного проекта.
2. Идеальная единица современной поэзии — «поэт+читатель+ученый». Она же — основное действующее лицо идеального фестиваля.
3. У фестиваля должны быть четко сформулированные цели, измеряемые результаты, сайт, проморолик, афиши и пр.
4. Материальная основа фестиваля — книги/журналы. Выдающиеся книги. Иначе — что празднуем-то?
5. Минимальное соотношение времени подготовки, проведения и осмысления любого мероприятия — 10:1:5. В случае с фестивалем первая и последние части стремятся к бесконечности.
6. Партнерство и хорошие отношения — отличный заменитель денег (все мои мероприятие не финансируются извне).
7. Одна из «обязанностей» фестиваля — генерация и тиражирование новых форм предъявления современной поэзии и поэтов (про поэтов — не опечатка, а обязательное условие!)
А по-другому можно? Конечно, можно! Это может быть фестиваль-междусобойчик («Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!»); фестиваль-промоакция («Литературу — в массы!»), фестиваль-курсы профмастерства («Мы научим вас писать правильно!») или сочетания этих трёх видов в разных пропорциях. Каждый из подобных фестивалей имеет право быть, хорош, чудесен и т. д. и т.п.
Кратко о реализации этих правил — на примере двух ГУЛовских фестивалей.
Первый Фестиваль поэзии и поэтов «ГУЛ» из 50 мероприятий проходил в 2015 году в течение двух месяцев на 40 площадках Челябинска с участием 24 поэтов. Основная задача проекта — построение на Урале и конкретно в Челябинске поэтического кластера, слоган собственно фестиваля — «Челябинск сделают стихи!». Основа фестиваля — 30 книг серии
«ГУЛ».
Последний поэтический фестиваль-автопробег «ГУЛ/2017/фестиваль поэтических интервенций» прошёл 27–29 сентября в Магнитогорске, Челябинске, Екатеринбурге. Это 51 мероприятие, около 100 поэтов, более 3000 участников. «Бумажная основа» фестиваля — альманах «ПаровозЪ». Рамочный проект фестиваля — УПШ.
Почему решились на этот фестиваль и какие у него задачи:
Причина первая. Выход в августе выпуска альманаха-навигатора «Паровозъ», органа Союза российских писателей (СРП). Альманах полностью посвящён уральской поэзии, тираж «Паровоза» — 1000 экземпляров. В альманахе тексты 70 авторов из 12 городов Урала. Инициатор уральского выпуска — Светлана Василенко, председатель правления СРП.
Само издание — прецедент современного литпроцесса: в Москве издается столь представительное (368 страниц) издание, полностью посвященное поэзии одного региона. Кроме достойного разрешения оппозиции «центр-регион», уральский «Паровозъ» — это первый в истории современной литературы опыт издания одним литературным сообществом сборника текстов другого литературного сообщества (а Союз российских писателей и Уральская поэтическая школа — это два сообщества, значительно отличающихся друг от друга и по идеологическим постулатам, и по формам их реализации).
Выход альманаха сделал неизбежной презентацию издания, а масштабность и неординарность события заставила выбрать жанр фестиваля, первая задача которого: реальная и виртуальная демонстрация уральской поэзии на Урале и в России, демонстрация новых форм литературных связей и культурных проектов, объединяющих литературные сообщества.
Причина вторая. Урал — лидер в организации документирования, авторефлексии и научной рефлексии современной поэзии. Уровень научного осмысления современной уральской поэзии достоин отдельной научной монографии по УПШ, издание которой планируется в 2018, а опыт взаимодействия «поэт-учёный» — самого широкого распространения в современной литературной жизни. Поэтому анонсирование начала работы над монографией УПШ как средства привлечения к этой работе передовых учёных — одна из главных задач фестиваля.
Помимо двух перечисленных специфических задач фестиваля, есть у него и задачи, уже ставшие традиционными для проектов УПШ:
— расширение реального поэтического кластера на Урале; — демонстрация многообразия форм предъявления поэзии и поэтов;
— выявление и продвижение молодых поэтов, и поэтов, новых для УПШ;
а также новая продвиженческая задача:
— обозначить смену парадигм УПШ: от задачи вписывания УПШ в современную литературу к задаче лидерства УПШ в современной поэзии.
http://www.senator-perm.ru/wp-content/uploads/vestch-16-2.pdf
Вещь: Литературный журнал. — Пермь. Стр 113.