2 декабря в музее им. А. Н. Толстого состоялось первое (и, как оказалось позже, главное) предъявление итогов премии «Поэзия».
Накануне спросила у Виталия Пуханова разрешения прийти на вечер и пришла первая — занимать место (всё не могу привыкнуть, что в Москве поэтические вечера равны междусобойчикам). Грех было не сфотографироваться с Дмитрием Григорьевым и Виталием Пухановым (желание загадала!)
Вторым пришел читатель, единственный (и то оказалось, что родом он из Магнитогорска). Но, похоже, больше на поэтические московские вечера он не придет.
Главное удовольствие вечера — слушать и смотреть на Виталия Пуханова. Поневоле вспомнилось, как в Институте психологии изучала обучение в трансе: Виталий этим искусством владеет в совершенстве!
Мягкие жесты, плавная речь со смысловыми и интонационными рефренами, неожиданная смена выражения глаз…
Признаюсь: любовалась, восхищалась и училась! Правда, и хихикать про себя не забывала: больно уж красиво Виталий подменил официально продекларированные цели премии на другие: «Что получится, то и хорошо» — формулировка не дословно, но близко к смыслу передает новую философию премии (а, может, и суть управленческого кредо Виталия). А точная формулировка звучала еще философичнее: «то, что получится, то и есть результат»).
Кстати, управленец Пуханов великолепный: представлю, сколько «организационной работы пришлось ему сделать, и рутинной, и «дипломатической», и «бухгалтерской». И при этом говорить о сделанном легко, с юмором и артистичной (аристократичной) небрежностью. Отдельно подчеркиваю организационный талант Пуханова, потому как знаю, что большинство поэтов про это и не думают.
Вслед за пространной речью Виталия Пуханова начались другие речи (хаха, это, по задумке Виталия, тот самый «новый формат» мероприятия).
Юрий Цветков напомнил, что мы тут не просто так собрались, а на мероприятие биеналле поэтов (а вы думали!)
Народ продолжал подходить (а надо еще сказать, что началось мероприятие почти вовремя — еще один плюсик в реестр управленческих талантов Пуханова).
Вот с таким скорбным лицом Виталий объявил мое выступление (я не напрашивалась, инициатива Виталия).
Текст мой был прост: 1. Выбирать стихотворение года — всё равно, что выбирать лучшую букву алфавита. 2. Любые премии убивают поэзию и отвращают от нее читателей, премия «Поэзия» не исключение. Правда, говорила я дольше, пытаясь подражать Виталию.
За слово «читатель» получила благодарность от того самого единственного читателя, что пришел заранее, от зала получила непонимание (среди присутствующих я была единственным «оппозиционером» премии).
Следующим выступил Дмитрий Бак. Хвалил премию, особо выделив, что премия инициировала обсуждение стихотворений (добавлю: как раз это — боль для Виталия Пуханова).
Зал почти заполнился. Восторг Бака присутствующие разделили.
Далее пошли выступления причастных к премии. Единственный присутствующий член жюри Татьяна Щербина продемонстировала свой принцип судейства примерно так: Кружкову не надо было давать премию, потому что у него и так много премий, надо было дать Александру Барашу — у него премий не было.
Григорий Кружков тоже как-то отнесся к премии и прочел немного из переводов.
Александр Бараш тоже поделился переводами.
Говорили (кратко) и читали свои стихи (тоже немного) участники премиального листа номинации «Стихотворение года»: Нина Александрова,
Анна Долгарева,
Вадим Банников (присутствием Банникова в лонг-листе Пуханов гордился особо, ссылаясь на неверие тех, что считал, что у Банникова нельзя вычленить отдельное стихотворение для премии).
Потом снова перешли к организаторам, представителю Благотворительного фонда «Достоинство» и Виталию Пуханову.
Юлия повторила слова из концепта премии: «хотелось дать шанс людям, которые еще не знают, что любят поэзию».
А мое предпринимательское начало заставило заглянуть в финансовый отчет фонда (за 2018 год на премию «Поэзия» потрачено 569 тысяч рублей) , отношения к происходящему это не имело, просто привычка.
Завершила итоговый вечер премии «Поэзия» Татьяна Вольтская. Виталий Пуханов сказал, что осознанно поставил Татьяну читать последней. Это (не очередность, а чтение) было хорошо.
(слово «итоговый» я взяла из статьи о вечере на сайте премии — см. раздел «Пресса о нас»).
От вечера осталось два чувства: восхищение артистизмом Пуханова и спокойная уверенность, что ни на что эта премия не повлияет (ну разве что на некие разговоры в соцсетях и кулуарах).
Напомню и о прогнозе премии — серии рубрики «Репликант» ютьюб-канала Виталия Кальпиди: