Против вырубки лесов

Упавшее дерево

Лена Янсен, жительница Голландии, пытается бороться с бюрократами России. Цель борьбы — защита от вырубки лесов Карелии. Часть истории борьбы в защиту леса ЗДЕСЬ. Сегодня — очередное письмо Лены российским чиновникам, призванным заботиться о сохранности природных ресурсов России. Письмо отправлено в Министерство природопользования и экологии Карелии и в Министерство природных ресурсов и экологии России.

Уважаемый господин Штрахов,
Основанием для этого письма послужил ответ Агенства лесного хозяйства Российской Федерации ( см. Приложение 1) и их совет: “По вопросам внесения изменений в лесной план Республики Карелия, а также проведения лесовосстановления на лесных участках, предоставленных компании “Сведвуд Карелия”, следует обращаться в Министерство по природопользованию и экологии Республики Карелия”. Совет, исходящий от государственной организации, призванной отвечать за сохранение российского леса, по своему замечательный. Он подразумевает, что граждане сами должны беспокоиться о природных ресурсах России. Конечно, мы беспокоимся, но и надеемся, что и официальные органы всё-таки выполнят свои прямые обязанности, связанные с лесопользованием в России и в Карелии в частности.
В телевизионных передачах по 1-му каналу немецкого телевидения в ноябре 2011 (http://www.daserste.de/plusminus/beitrag_dyn~uid,lp29hapddbofgkrz~cm.asp ) и по шведскому телевидению в апреле 2012 было показано, как в Карелии шведской компанией IKEA SWEDWOOD на больших территориях безжалостно рубятся деревья. В аренду отдано ни много ни мало 295 000 гектаров. На этой территории несколько участков относятся к лесам со статусом высокой природоохранной ценности (HCVF, High Conservation Value Forest).
Почему разрешена аренда части леса, имеющего статус HCVF? Почему вырубки ведутся таким варварским способом, что всё буквально “сбривается” подчистую, не остаётся ни деревьев, ни кустарников, ни даже травы?
Кадр из фильма, снятого немецким телевидением ( Источник: http://www.fsc-russia.com/ru/news-line/720 )

Подпись на кадре: “Здесь лесорубы уже побывали”.

После такой рубки ни о каком биологическом разнообразии говорить не приходится. Самое неприглядное во всём этом заключается в том, что люди не считаются с братьями нашими меньшими – животными и птицами, которые в буквальном смысле слова лишаются крова и пищи.
В этом же фильме показано, что IKEA также арендует лес в Польше, но там срубаются только одиночные деревья, а в Карелии идёт спошная вырубка, ведь это обходится для шведов дешевле. Почему бы не побезобразничать, ведь в России всё можно за деньги, не так ли? В фильме также показана техника, используемая для лесоповала. Это большие тяжёлые машины на широких шинах. На влажных почвах использование такой техники приводит к такому серьёзному разрушению грунта, что потом требуются целые десятилетия для его восстановления.
В этом же фильме показана карта территории, арендованной IKEA SWEDWOOD:
Против вырубки лесов
Синяя зона — леса, арендованные SwedWood, зеленая — первобытные леса. Площадь синей зоны 295 000 га. Заместитель министра экологии Карелии сказал в этом фильме, что SwedWood, в отличие от других работающих в Карелии компаний, сохраняет 35% древних деревьев, что означает вырубку 65% ! особо ценных лесов.
В письме № Вч-07-50/6895 Агенства лесного хозяйства Российской Федерации от 20 июня этого года (см. приложение 1) в ответ на обращение по поводу уничтожения ценных лесов Карелии компанией IKEA SWEDSWOOD (см. приложение 2) написано следующее: “Компанией Сведвуд Карелия проведена работа по выделению на арендованной территории 1866 гектаров биологически ценных лесных участков”. Это составляет меньше 1% ( ~0,6%) выделенной территории. Судя по карте, ценные леса занимают 20-25 % территории, сданной в аренду. Значит древние деревья с возрастом до 600 лет подвергаются опасности вырубки приблизительно на 73 750 гектарах.
Понятно, что аренда леса приносит большой доход республике Карелия. На этом можно беззатратно! зарабытывать деньги, ведь леса выросли сами, только успевай сдавать в аренду и зарабатывать. Что делается на сданных в аренду участках леса, каковы последствия для природы и человека – это уже не важно.
Интересно сравнить Россию с её богатыми природными ресурсами и, например, Голландию, которая не можется похвастаться залежами нефти, газа, угля и лесными богатствами. При этом Голландия занимает 6-е место в мире по уровю жизни населения. Значит дело не в природных богатствах и их эксплуатации, а в умении добиваться успеха в экономике другими средствами. В частности голландцы хорошо зарабатывают на консалтинговых услугах, туризме, инновациях, дистрибьюторских услугах.
Возвращаясь к теме леса, хочется привести пример бережного и заботливого отношения к деревьям в Голландии. Наример, в стране существует Национальный реестр монументальных деревьев (Landelijk Register van monumentale bomen).

Чтобы попасть в Национальный реестр, дерево должно удовлетворять следующим условиям:

1. Возраст дерева составляет не менее 80 лет. Однако и более молодое дерево может быть включено в реестр, если оно имеет большое дендрологическое значение.

2. Дерево имеет по крайней мере одно из следующих особенностей:
а) оно незаменимо для окружающей среды в силу его возраста и внешнего вида;
б) имеет культурную и историческую ценность;
в) относится к редкому виду или разновидности (дендрологическое значение);
г) имеет важное природное значение, потому что является домом для редких растений или животных;
д) дерево является самым толстым, старым или самым высоким в городе, регионе или провинции.

Есть ещё ряд характерных особенностей, которые могут быть приняты во внимание, чтобы отнести дерево к разряду монументальных деревьев.

И заметьте, речь идёт об отдельном дереве! Например, в провинции Гелдерланд (Gelderland) растёт самая старая акация Голландии, которой больше 400 лет. Дерево
даже привлекает туристов, так как выглядит действительно экзотично, обхват дерева составляет 7 метров, а отдельные ветви такие большие и имеют такую густую листву, что поддерживаются специальными манжетами на тросах, чтобы они не обломились.

В журнале “Mooi Gelderland” (выпуск N4, 2011) была напечатана статья о том, как заготавливается древесина в провинции Гелдерланд. Заготовка ведётся организацией
Geldersch Landschap en Geldersche Kasteelen (GLGK).

Небольшая выдержка из статьи:
“Чтобы держать под наблюдением рост деревьев и заготовку древесины, GLGK каждые 10 лет проводит интвентаризацию леса. На определённых участках леса составляется полное описание деревьев: сорта, диаметры стволов, количество молодых деревьев, подлесок и т.д. Инвентаризация показывает, что каждый год прибавляется 43 000 куб. метров древесины. Это значительно больше, чем ежегодно рубится, потом что среднее количество лесозаготовок составляет 25 000 куб. метров в год.”

В конце статьи написано, что Geldersch Landschap en Geldersche Kasteelen имеет сертификат FCS (Forest Stewardship Council) и следует принципам бережного лесопользование. Далее поясняется, что под этим понимается. Бережное лесопользование означает рубку одиночных деревьев, посадку новых дереьев вместо вырубленных, сохранение животного и растительного мира, заботу об окружающей среде. Все требования стандарта FCS тщательно соблюдаются и контролируются.

IKEA SWEDWOOD тоже имеет сертификат FCS, но подходит ли описание бережного лесопользования к вышеприведённому кадру из фильма, показанного на немецком телевидении?

Хочется получить ответы на следующие вопросы:

1) Известно, что лес со статусом HCVF не подлежит вырубке.
Как и когда будут пересмотрены планы сдачи в аренду участков карельского леса со статусом высокой природоохранной ценности HCVF с тем, чтобы они не принадлежали никаким лесозаготовительным компаниям?
2) Как соблюдаются нормы, оговаривающие необходимость проведения лесо-восстановительных работ на территориях, где рубится лес? Имеется виду не только лес, арендованный IKEA SWEDWOOD, но и другие леса Карелии, сданные в аренду под вырубку.
3) Собирается ли Министерство природопользования и экологии Карелии обязать компанию IKEA SWEDWOOD провести лесовосстановительные работы на местах вырубок? Как проводятся лесовосстановительные работы на других лесозаготовках в лесах Карелии?

Заранее благодарны за ответ.

С уважением,

Елена Алексеевна Янсен-Калединова, Велп, Нидерланды
Ян Хендрик Янсен, Велп, Нидерланды
Елена Юрьевна Тахтаева, Челябинск, Россия

5 июля 2012 г.

Elena Jansen-Kaledinova

Смотрите также сайт Елены Янсен: http://www.parksandlandscapes.org/blog/letter-to-the-ministry-of-nature-management-and-ecology-of-karelia/

PS Копия этого письма отправлена господину Д. Е. Донскому в Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации.


Один комментарий

  • Любовь Любовь

    25 августа 2013

    Уважаемая Елена! Вы борец за зеленые насаждения. Наша соседка по саду, госпожа Тахтаева, требует вырубить 20-летние здоровые очень красивый сосны, растущие на нашем участке. Помогите спасти деревья, в городе бетонных джунглей достаточно.

    Ответить

Добавить комментарий