Путевые заметки о неком городе Тобольске

Тобольск

Путевые заметки о неком городе Тобольске, затаившемся среди двух рек в Сибири, хранящем тайны, которые трудно поддаются разгадке.
(Путешествующие — издатель Марина Волкова, детская писательница и врач Светлана Лаврова, журналист Ирина Дурманова)

Тобольск

Мы уезжаем из Тобольска с твердой уверенностью, что обязательно сюда вернемся, и вернемся не раз. Иначе быть не может, и нас поймут те, кому пришлось расставаться с этим городом.

Тобольск

Вряд ли кто-нибудь сможет объяснить, почему так происходит, но все согласятся, что Тобольск обладает необыкновенной притягательной силой. Он уютный и светлый. В нем есть свой Кремль и много достопримечательностей, связанных с царствованием на Руси династии Романовых. Он подарил истории государства много громких имен — ученых, композиторов, писателей. Здесь отбывали ссылку декабристы. Знаковый ряд можно продолжать, это важно и интересно. Но суть притягательности Тобольска кроется в самом городе, его атмосфере, чистоте, сдержанной и умной доброжелательности. Культуре и духовности, может быть. Не знаю, не могу объяснить. Впрочем, не буду даже пытаться это сделать. Достаточно прочувствовать магнетизм города, а все остальное пусть каждый определяет для себя сам. Тобольск – это всеобщее достояние, но этот каждый найдет в нем что-то свое, к чему захочется вернуться. Как хочется перечитывать любимые стихи, романы или слушать музыкальные произведения. Этот город обогащает и делает нас лучше. Он заставляет думать о важных, основополагающих вещах, отодвигая подальше внешние поверхностные элементы жизни, которым мы зачастую уделяем больше внимания, чем они заслуживают.

Тобольск

О том, кто и как возрождает Тобольск

Надо сказать, что наше путешествие получилось весьма удачным. Такое впечатление, что Тобольск нас ждал и был рад видеть. Все бытовые и организационные проблемы решались легко и быстро, и мы наслаждались чистым прозрачным воздухом и сибирским морозом, а также приятным гостеприимством тоболяков.

Тобольск

Первая и главная удача – знакомство с руководителем фонда «Возрождение Тобольска» Аркадием Григорьевичем Елфимовым.

Аркадий Григорьевич Елфинов
Аркадий Григорьевич Елфинов

В едином лице наш идейный вдохновитель, водитель и издатель Марина Волкова, для сайта которой я и пишу сей опус, в предыдущую поездку в Тобольск в одной из библиотек увидела книги, изданные фондом. Это труды великого картографа Семена Ремезова, жившего в бурную эпоху Петра I. Прежде всего, это «Чертежная книга», которая увидела свет, благодаря фонду, спустя столетия после ее написания. Историческая значимость, актуальность произведения, качество издания вызвали у Марины Владимировны эстетический шок, и она заболела желанием познакомиться с человеком, который в наше коммерческое время смог такое сотворить.

Кабинет Елфимова
В день, когда мы прибыли в Тобольск, он собирался с семьей в отпуск, завершая, как это бывает в таких случаях, свои сиюминутные фондовские дела. Заявись мы завтра, пришлось бы откладывать встречу до следующей поездки. Но нам, как я уже сказала, везло. Сначала Аркадий Григорьевич нашел минутку для знакомства, и к нашему счастью этим мы не ограничились.

Кабинет Елфимова
Небольшая справка. Аркадий Григорьевич Елфимов по профессии строитель, он родился и учился в Тюмени, потом приехал в Тобольск строить нефтехимический комбинат. В 80-е был мэром города, и уже тогда проявлял заботу об историческом наследии Тобольска. При нем одну из улиц имени революционера переименовали в улицу Семена Ремезова, закрыли тюрьму в центре города, из которой получился великолепный музей. Последние годы все его мысли и чаянии сосредоточились на фонде «Возрождение Тобольска».

Фонд "Возрождение Тобольска"
Его офис разместился в здании бывшей конюшни, перестроенной и устроенной самим Елфимовым. Особняк хорош как снаружи, так и внутри. Здесь нет новодела – мебель исключительно свидетельствует о сибирской истории – любовно отреставрированная и вставшая на те места, где ей и подобает стоять. Кабинет получился стильным, основательным, очень похожим на своего хозяина.

Кресло в фонде "Возрождение Тобольска"
Мы говорили обо всем, в основном о работе. Марина рассказала о своих проектах, Светлана о том, что она пишет для души, а что есть у нее коммерческое. А Аркадий Григорьевич показал, что уже сделано и что еще появится в книгах. Говорил о местных самородках и своих издательских принципах. То, чем он занимается, не терпит приблизительности. Поэтому, если ему нужен художник для оформления книги, то это будет действительно лучший специалист. Не модный, а именно лучший, независимо от того, где он живет – в Москве, в Сибири или за границей. Елфимов ищет истинные таланты, устраивает им выставки, ценит их общение и бережно относится к каждому из них. Так же как к истории. И это правильно.

Аркадий Григорьевич Елфинов
«Вы задаете масштаб», — сказала Марина без тени подхалимства, ну, может быть, с маленькой белой завистью. Она ведь пока начинающий издатель, хотя и заявивший о серьезности своих намерений. Но у нее должно все получиться, потому что она слушает правильных людей в этом деле и ставит правильные задачи.
К Аркадию Григорьевичу пришли люди, и мы собрались прощаться, потому что знаем цену времени. Но хозяин предложил выпить чаю, и мы поднялись по лестнице. От основного кабинета нас разделял стеклянный пол, и это было очень забавно. Когда внизу проходили люди, нам казалось, что у ног пробегает кошка.

Офис ЕлфиноваПосле чая мы опять собрались прощаться, но Аркадий Григорьевич предложил пообедать в его ресторане. Помимо фонда у него есть бизнес – ресторан и гостиница «Сибирь». «Вы погуляйте по Кремлю, а в 13.00 мы с вами встретимся» — предложил он. Можно было, конечно, отказаться из приличия. Но мы этого делать не стали. Нас привлекала еще одна возможность пообщаться с господином Елфимовым.

Офис Елфинова
Кстати, на визитке, которую нам подарил Аркадий Григорьевича, нет ни одной громкой регалии, значится просто «фотограф». «Ну и что, — пояснил он, — если я люблю фотографировать». И мы видели его работы в книгах и альбомах, они действительно хороши. Мог бы, к примеру, написать «фотохудожник», но он определил свой статус именно таким образом, и мы не будем теряться в догадках, почему так, а не иначе. Наверное, на то есть свои причины.

Тобольск
О прогулке по городу я не буду рассказывать. Скорее всего, мы выглядели комично. Три женщины охали и ахали от восторга, покрасневшими руками нажимали кнопочки фотоаппаратов. Восхищались солнечным светом, потрясающими городскими пейзажами. И в благодарность за наш восторг на небе появилась радуга. И это было еще одним знаком гостеприимства славного города Тобольска.

Тобольск

О рыбном меню и стойкости святыни

В номерах гостиницы «Сибирь» мы не были, но ресторан нас опять-таки приятно порадовал. Мы умудрились сфотографировать даже туалет, потому что его интерьер украсил опять-таки раритетный комод и старинное трюмо.

Гостиница "Сибирь"

Всю это мебель Аркадий Григорьевич собрал в Томске. В Тобольск привез по железной дороге и оснастил ею свой офис и интерьер гостиницы. В следующий раз обязательно остановимся в «Сибири», даже несколько дней полезно пожить среди такой красоты.

Гостиница "Сибирь"
Нам подали «царский рыбный обед», самое пикантное блюдо которого — сырая стерлядь, «царская рыба». Очень вкусно и абсолютно безопасно. Если вы не знаете сибирскую кухню, советую это попробовать. Говорят, и государя почивали таким блюдом.

Лаврова, Елфинов
После обеда Аркадий Григорьевич показал нам свой Тобольск. Надо ли говорить, что сделал это он лучше любого экскурсовода. А нам опять повезло, мы подъезжали в то или иное местечко и слушали многочисленные истории из насыщенной событиями жизни Тобольска.

Волкова, Лаврова, Елфинов
Конечно, в Тобольске много проблем, связанных с сохранностью памятников, но все познается в сравнении. Нам показалось, что город старается дорожить историей, пытается сохранить облик уютной провинции, а новые дома вписывать в архитектуру средневекового Тобольска. Хотя денег на все это, по всей видимости, не хватает.

Тобольск

К примеру, меня потрясла история с Крестовоздвиженской церковью (1771 г.). Сегодня она находится в крайне плохом состоянии, хотя установленные леса и говорят о намерении восстановления храма. А он поистине героический. Прославился он мистическим событием. В 30-е годы прошлого столетия большевики хотели снести крест, закрепленный на куполе. Подцепили к кресту трос и попытались вырвать его с помощью трактора. Но трос лопнул, смертельно ранив рабочего, который его крепил. Крест очень сильно наклонился, но выстоял. После того случая убежденные атеисты больше не повторяли попытку. Наверное, и они поняли, что нельзя посягать на святыни, которым поклонялись люди не одно столетие. И, если бы восстановлением храма руководили мы, то оставили бы этот героический крест в том же положении, как напоминание об истинных ценностях.

Тобольск

На свободу с чистой совестью

Еще одно свидетельство удачи, которая сопровождала нас на протяжении путешествия в Тобольск. Буквально за день до нашего приезда здесь начали проводить экскурсии в музее-заповеднике «Тюремный замок». Эта знаменитая своей суровостью «крытка» прослужила больше 130 лет. В советские времена самыми жестокими по своим условиям и порядкам считались три тюрьмы – Златоустовская, Владимирский централ и Тобольская.

Тобольский замок

Внешне «Тобольский замок» выглядит сегодня вполне пристойно, он расположен в самом центре города, практически напротив Кремля. Понятно, что в туристическом центре, на который сегодня по праву претендует Тобольск, не может существовать такое соседство. Однако немалых трудов стоило закрыть эту тюрьму. Нам рассказывали, что этому решению предшествовал побег заключенных, который прорыли подземный ход. Закрыли тюрьму в 1989 году, а уникальное строение передали в другие ведомства. Часть территории стала туристическим маршрутом, в одном из зданий разместилось общежитие епархии, в другом — хранятся архивы библиотеки.

Тобольский замок

На самом деле, как мне показалось, замок слишком хорошо облагородили. Исходя из тех страшилок, легенд и реальных историй, это было жуткое заведение.

Тобольский замок

Замечательный экскурсовод. интересно и подробно описывал жизнь заключенных, рассказывал об изобретениях особых наказаний карцером. Но чистота, порядок и относительный лоск не дают реального представления о том, как это было на самом деле и как страшно там было сидеть. Позже я прочитала, что там даже здоровые люди сходили с ума. А сейчас здесь даже параша выглядит прилично.

параша
Когда мы были в тюремном храме, экскурсовод рассказал нам, что во время реставрации из колон вынимали пули. Видимо, именно здесь расстреливали людей в период сталинских репрессий. Надо было их оставить, чтобы помнили, чтобы еще раз убедились в кощунстве тех, по ком сегодня скучают некоторые соотечественники, стремясь вернуть советское время и Сталина.

Тобольский замок

Тобольский замок
Короче говоря, увиденное не испортило нам хорошего настроения, и мы вышли «на свободу с чистой совестью», не осознав глубины произошедших в этом месте вековых трагедий.

Светлана Лаврова и Марина Волкова

Божий дар или размеры гениталий

Быть в Тобольске и не заехать в село Покровское — это неправильно. Есть люди, которые специально туда едут, но по большей части заезжают по пути. Если повезет, музей будет открыт. Нам, как я уже говорила выше, везение сопутствовало нам всю поездку.

Музей Григория Распутина
Село Покровское – родина Григория Распутина, одного из самых загадочных героев истории краха российской монархии. Я знала об этом человеке не больше, чем среднестатистический житель России, то есть весьма поверхностно. Кто такой Гришка Распутин? Смутьян, пьяница, инициатор и участник групповых оргий, коварный соблазнитель, многократный любовник знатных особ с недюжинными мужскими способностями. И еще из истории мы помним то, что он очень сильно влиял на царскую семью, заставляя принимать неправильные, вредные для России решения. Простите, каюсь, не было ни мотивации, ни желания углубиться в историю и попытаться понять, кем же на самом деле был сибирский мужик, уроженец села Покровское Григорий Распутин.

Марина Смирнова, Покровское
«Моя задача развеять мифы о своем земляке, и дать возможность оценить масштабы его личности, роль в истории царской семьи, причины их истинной тесной связи, а не размеры гениталий, которые чаще обсуждаются в обществе», — так сказала нам Марина Смирнова, которая проводила экскурсию в доме музее Григория Распутина.

Марина Смирнова, Покровское
Марина и ее муж Владимир являются владельцами этого музея. Они энтузиасты, начали изучать историю Григория Распутина в 90-х годах, увлеклись и создали этот туристический объект. Энтузиазм – штука сильная. В очередной раз пришлось убедиться: люди способны сделать невозможное, если они влюблены в свое дело.

Марина Смирнова, Покровское
Два часа, проведенные в Покровском, изменили наше представление о Распутине, и только ради этого стоило туда поехать. Надо отдать должное Марине Смирновой, она завораживает своим рассказом о тесном переплетении судеб простого сибирского мужика и последних царствующих из династии Романовых.

Музей в Покровском
Григорий Распутин стал современным торговым брендом. Его именем назвали водку и даже презервативы. Кстати, по свидетельствам очевидцев, Григорий был мало пьющим человеком. Во все остальные байки про его сексуальные подвиги верить больше не хочется, после встречи с людьми, которые пытаются открыть глаза на истинную историю человека, который был рядом с царской семьей. И, пока он был рядом, семья здравствовала. Убили Гришку – не стало в России царя. Против факта не попрешь. 13-летний Цесаревич Алексей, которого лечил Григорий, умер не от гемофилии, а от большевистских пуль.

Музей Распутина в Покровском
Наше путешествие длилось четыре дня, два из них мы провели в пути. Спидометр Марининой машины насчитал более 1700 километров. Что же произошло в наших головах, что изменилось и надолго ли хватит этих ярких впечатлений? Не знаю, но мы получили новые поводы для того, чтобы осмыслить увиденное и услышанное, а потом провести историческую параллель со всем происходящим здесь и сейчас.

Покровское

Ирина ДУРМАНОВА

Фото Ирины ДУРМАНОВОЙ и Светланы ЛАВРОВОЙ


комментария 2

  • Нина Пикулева

    9 января 2013

    Ирина, я благодарна тебе за этот репортаж. Восхищалась им, как произведением искусства, читая неспешно и вдумчиво — так, как он писался. Будучи в Тобольске, а было это в 2012, весной, вместе с небольшой группой победителей литературного конкурса и организаторов его, мы тоже оказались в гостях у Аркадия Елфимова. Но что можно услышать за 10 минут? Не хватило времени даже для того, чтобы сделать без суеты несколько снимков его неповторимого офиса… Я чувствовала себя человеком, которому временно завязали глаза, чтобы не смотрел по сторонам… Нужно было торопиться, чтобы  успеть ещё туда, туда и…  Словом, то, о чём Вы рассказали, дополнило мои впечатления так хорошо, что на душе всё улеглось в стройную систему :)))
    Я вернулась из Тобольска тоже в полном восторге, хоть и делала снимки на бегу, на лету, на скаку, по ходу движения группы, которую я задерживала невольно… Ну конечно же, я была благодарна организаторам за тёплый приём, за экскурсии, за знакомство с Ишимом и Тобольском. Остаётся теперь приехать уже самим, чтобы также вольно, свободно, без спешки пройти по городу, который полюбился с первого взгляда и разглядеть его повнимательней, заглянуть в историю глубже.
    Спасибо и за снимки (вам обеим), и за очень естественный тон повествования (как надоела наигранность, фальшь и неискренность, а как устали от непрофессионализма…)
    Словом, СПАСИБО!
    Нина.

    Ответить
  • Елена Раннева

    13 января 2013

    Я в восторге от увиденного. Про Распутина ничего подобного не слышала. Фото завораживают. Красота необыкновенная. Всё очень интересно, город удивительный! Спасибо за репортаж.

    Ответить

Добавить комментарий