Я не собиралась писать о южно-уральской литературе. И даже о хороших (и, тем боле, разных!) поэтах и писателях, проживающих на Южном Урале, — не собиралась. Но вот – пишу. А виноват… Бродский. Дёрнуло меня посмотреть ещё раз один из последних документальных фильмов о нём и с ним — «Набережная неисцелимых». И вновь услышать, как великий поэт, человек не молодой, к тому же испытавший за свою жизнь тюрьму, ссылку, изгнание, не говоря о таких мелочах, как предательство или потеря близких, по-детски удивляется тому, что люди живут так, словно не знают, что они смертны…
Вспомнилось и другое: восемь лет назад я получила электронное письмо. Его автор, поэт из Екатеринбурга Сергей Слепухин, с которым мы оказались опубликованными в одном издании, написал добрые слова о моих стихах и добавил удивительную фразу о том, что такие слова нужно говорить людям при жизни.
Подозреваю, что задача проекта – всё-таки назвать имена, и тем, кто читает (если!), именно это интересно в первую очередь. И очень хорошо понимаю, почему имена тех, кто пока жив и уже что-то успел, всё ещё не названы. Большая ответственность – заявить: я, имярек, признаю и считаю! А вдруг… не назовёшь? Или – назовёшь?
Всё, экватор пройден. Я, Ирина Аргутина, не считаю себя знатоком прозы вообще и местной – в частности. Посему о прозе умолчу: может, найдётся человек компетентный. Но челябинских поэтов знаю достаточно, чтобы назвать поимённо (естественно, это МОЙ вкус, МОЁ мнение).
Итак:
Борисов Сергей Константинович. То, что написано им с 70-х по конец 90-х, — это истинная поэзия, глубокая, высокая и никакой географией не ограниченная. Прочитайте его «Безымянное время», «Палые листья», «Сочинения» и т.д. — и убедитесь.
Година Николай Иванович. Очень «земной» поэт, но с острым зрением, тонким слухом, вкусом к слову и чувством юмора. С юмором и книги свои называет: «Венера Миасская», «Музыка лёгкого поведения». Есть и другие: «Живые глаголы», «Страна деревьев», «Творительный падеж»…
Ягодинцева Нина Александровна. Мастер композиции и филигранного исполнения. Поэтических сборников много: «Амариллис», «Теченье донных трав», «Иная мера» и др., а мне кажется лучшим «На высоте метели».
Кальпиди Виталий Олегович. Этот поэт преодолел рубеж 20 века – он действительно современен. Знаю его давно, но оценила недавно – по серии мощных публикаций и выступлений. Конкретные сборники рекомендовать не могу, поскольку сама не имею, но кто ищет – найдет.
А вот ещё имена: челябинцы Олег Павлов, Николай Болдырев, Янис Грантс, Константин Рубинский – совершенно разные, каждый со своим голосом, у каждого своя лирика и – своя аудитория поклонников.
Спорный, но безусловно оригинальный Александр Евгеньевич Попов. Жанр его не всегда поддается определению – то ли мини-притчи, то ли максимы, то ли «Цифростишия» — но ему есть что сказать.
Михаила Придворова назову отдельно, поскольку особо ценю его детские стихи и являюсь большим почитателем его «Кошкиной книги».
Три имени недавно ушедших (но перед глазами – как живые):
Вера Киселёва. Лучшая книга – «Полотно» — мудра, лаконична и поражает неожиданными, но точными метафорами.
Николай Шилов. Чудный, весёлый выдумщик, остроумнейший детский поэт.
Дмитрий Кондрашов. Автор 15 или 20 стихотворений, но каких! Они обязательно должны остаться — достаться! – людям.
К сожалению, не очень хорошо знаю поэтов Челябинской области. Но тех, кого знаю и ценю, называю: Александр Петров (Миасс), Юрий Тоскалёв (Златоуст), Маргарита Ерёменко (Касли), Римма Дышаленкова (Магнитогорск).
Игорь Варламов хоть и уехал из Магнитогорска в Москву, но «Разговор с летучей рыбой» состоялся на Южном Урале. Эх, жаль, что замечательная Евгения Изварина как поэт состоялась уже в Екатеринбурге – но родилась и училась в наших краях…
Ну что ж, я, как человек законопослушный, с уважением отношусь к ограничениям. Закругляюсь. Возможно, забыла кого-то, кого должна была упомянуть, и если опомнюсь, повинюсь. Но за названных – отвечаю.
И еще: у каждого поэта – свой «пик формы», кем-то он уже пройден, кто-то к нему приближается, мой же список – по совокупности… содеянного.
А есть ли в этом списке место поэту Аргутиной – может быть, скажет кто-то другой.
При жизни?
Статья написана для проекта «Южноуральская литература».
Эпиграф проекта: «Нет ничего, что не имеет числа» (Нет ничего, что не названо, — вольный перевод Пифагора на язык гуманитариев))).
Суть проекта: сбор статей об южноуральской литературе и распространение лучших статей по библиотекам области.
Назначение проекта: познакомить библиотекарей и читателей библиотек (а также посетителей сайта) с частью нашей южноуральской культуры.
Ожидания от проекта: проект «Южноуральская литература» призван инициировать развитие литературной критики на Южном Урале; он может привлечь внимание библиотекарей и читателей к южноуральским авторам и их произведениям, а также может послужить ресурсом для профессионального самоопределения южноуральских литераторов.
Условие участия в проекте: писать могут все, и все написанное будет опубликовано на сайте (кроме брани и бреда, разумеется).
Желательно, чтобы объем написанного был не более одной страницы (3000 знаков). Такой объем продиктован удобством для читателей библиотек: лучшие статьи об южноуральской литературе мы будет рассылать по библиотекам области с просьбой распечатать статью и разместить ее на стенде (желательно с выставкой книг южноуральских авторов).
Предыдущие статьи проекта:
Янис Грантс «3000 знаков о южноуральской литературе»
Нина Ягодинцева «Южно-уральская литература, дубль 2«
Николай
22 февраля 2012У меня есть свой список поэтов( опять же о прозаиках челябинска умолчу)- Н. Ягодинцева, С.Борисов, Сергей Декабрев(Ашот Шаров на сайте стихи ру-Златоуст), Олег Павлов, Римма Дышаленкова, Юрий Ильясов(все Магнитогорск), Юрий Тоскалев, да, Ирина Аргутина, Вера Селезнева, Наташа Крупина, Илья Филатов. Ой, Филатов с восклицательным знаком. Ну , еще можно посоображать….
Николай
22 февраля 2012Ох, Рубинских забыл. И маму и сына. Мишу Придворова, как детского автора, Ну и Дима Кондрашов, естественно (царствие небесное). У Яниса все талантливо, но все небесспорно.
Челябушка
24 февраля 2012Если «о прозаиках челябинска умолчу» — значит, просто почитать не довелось… А жаль. Можно и потрясение испытать в хорошем смысле. Крепкие у нас прозаики!
И.Аргутина
24 февраля 2012Я всё-таки упустила одно имя, которое ОБЯЗАТЕЛЬНО нужно было назвать (может, есть и другие, и, уж конечно, у всех желающих есть возможность их называть — за это Вам, Николай, спасибо, а пять фамилий из Вашего списка есть и у меня). Но вот ещё имя: Юрий Фридрихович Фоос (Седов). Это замечательный лирический поэт, и единственным слабым оправданием моей забывчивости может быть лишь то, что я его не видела и не слышала очень давно, — ну не публичный он человек. Но — поэт!
Что касается прозаиков — не знаю, как Николаю, а мне именно что довелось почитать. Я бы назвала не более 4 имён, — так пусть их называют специалисты в этом жанре.
Марина Волкова
24 февраля 2012В 21-00 каждый день на радио «Студия-1» поэты читают свои стихи. В эти дни звучат стихи очередной «тройки»: Седов, Феркель, Курбатов.
Лев Бондаревский
27 августа 2012Жаль, что не вспомнили Юрия Фооса (Седов).
Что слышно о нём?
И.Аргутина
27 августа 2012Уважаемый Лев Бондаревский, двумя комментариями ниже (еще в феврале, сразу после публикации) я уже повинилась и исправилась, назвав Юрия Фридриховича и отметив, что он обязательно должен быть назван. Недавно довелось с ним разговаривать по телефону — все в порядке, слава богу.