Статья Марины Волковой в газете «Челябинские епархиальные ВЕДОМОСТИ» №9(56) 2016.
По поводу списков, рекомендованных к чтению с детьми, у меня всегда внутренний конфликт. Педагог старой закалки по мне говорит: «Дело хорошее, такие списки обязательно нужны, как же дети сами, без нас, разберутся, что такое хорошо, а что такое плохо?» И как педагог (а я действительно работала 15 лет во всех ступенях образования, даже «Отличника народного просвещения РФ» заработала) я понимаю, что сам набор прочитанного в детстве во многом определяет судьбу человека. И память услужливо подбрасывает цитаты: «Всем хорошим во мне я обязан книгам», «Читайте книги серьезные. Жизнь сделает остальное», «Искусство читать — это искусство мыслить» и т.д., и т.п. И все они могут быть сведены к пословице «Что посеешь — то и пожнешь», что в переводе на читательский язык означает: «Что прочитаешь — таким и станешь».
А вторая моя ипостась — издательская, культуртрегерская, сопротивляется всем спискам «правильных книг» и вопит: «Доверяйте себе! Доверяйте ребенку! Читайте те книги, к которым лежит ваша душа сегодня, сейчас; читайте те книги, к которым тянутся ваши руки и глаза!». Потому что списки-списками, а большую часть сегодняшних книг нельзя читать. Нельзя — не из-за текста, а из-за того, что книга сделана плохо — без учета издательских стандартов, на плохой бумаге, с аллергенной краской, с ужасными рисунками и дизайном. Поэтому первый мой совет будет очень необычным: читайте с ребенком только хорошие книги! Хорошие — с точки зрения издательской! А это сегодня дорогие книги, и их мало, их еще поискать надо. В нашем городе они бывают в «Библио-Глобусе» и «Белой лампе», в остальных магазинах качественные книги — редкость. Не позволяет бюджет покупать дорогие книги — идите в библиотеку и спрашивайте книги советских лет выпуска — пусть они будут старыми, зато культурными, сделанными в соответствии с ГОСТами.
Если книга «правильная» (по оформлению, по запаху, по качеству бумаги) — ребенок к ней потянется. Но это возраст 2-3 года. Если ему в это время подсовывать плохие книги и с утра до вечера показывать мультики, то природная интуиция будет похоронена под бременем плохого вкуса.
Заметьте, я пока пишу не о текстах, а только об исполнении книги! (Тех, кто считает, что книга — это текст, а остальное неважно, отсылаю в интернет и к электронным книгам, — читайте там!)
А теперь и про текст в хорошей книге. Читать с ребенком надо то, что интересно вам. Любовь к чтению передается не от книги к человеку, а от человека к человеку, как вирус. Если вы не любите читать, если вы не любите вот эту конкретную книгу — ну с чего это ребенок зачитает? Если нет любви, научить вы его сможете только лицемерию, которое невольно продемонстрируете, читая с ним книги, к которым сами равнодушны.
Поэтому, примиряя свои роли педагога и издателя, я сведу их к одному совету: «лучший список для чтения с ребенком — список любимых книг родителей. А еще тех хороших (качественных!) книг, которые будут новыми и для ребенка, и для родителя, и читать вместе их будет интересно и радостно!»
А мои любимые детские (и на всю жизнь!) книги вот какие:
1. Николай Гоголь. Мертвые души, 1946 года издания. Моя первая любимая книга. Попала в руки, когда мне было 4 года. Читать я не умела, а вот рассматривать картинки могла часами. До сих пор ощущение счастья!
2. Сергей Аксаков. Детские годы Багрова-внука. Настолько живая для меня книга, что уже больших детей я повезла в Аксаково и будто в собственное детство попала — ничего там не изменилось, только стало маленьким-маленьким, да дуб умер.
3. Вдогонку к Аксакову весь пул воспоминаний о детстве русских писателей — Лев Толстой, Алексей Толстой, Гарин-Михайловский, Куприн, Горький, отрывки у Гончарова, Каверина, да практически у каждого писателя есть воспоминания! И сейчас не поздно их перечесть, и свое детство вспомнить.
4. Александр Грин. До сих пор люблю, а в детстве знала почти наизусть все его рассказы и повести (кроме «Алых парусов», которые тихо ненавидела).
5. Обожаю Пришвина! Его маленькая книжечка «Времена года» — мое лучшее лекарство при любых болезных. Прочтешь рассказик на страницу, когда у тебя высокая температура, и сразу полегчает. А еще Бианки, Шим, Житков — обязательно!
6. Вся русская классика! Я выросла в семье словесника, поэтому в шкафах — полные собрания сочинения. Вечно занятая мама, слава Богу, не говорила, что мне еще рано, потому к восьмому классу было прочитано все, включая «второй» и «третий» ряды (хотя вот как Лескова, например, поставить во второй-третий? Люблю!). В девятом книги в библиотеке домашней и городских закончились, перешла к чтению томами французской литературы (повезло записаться в библиотеку одного завода, где были почему-то все подписки французских писателей).
7. Обязательных «детских» (Носова, Чуковского, Драгунского, Каверина и прочих) читала, конечно, но, скорее, как этнографию. Правда, романы про Незнайку тревожили, я им сопротивлялась, полностью прочла уже в юношестве, совсем не как сказку.
Пора остановиться, по-моему, иначе мой список будет бесконечным.
Читайте вместе и будьте счастливы!