В планах на январь я уже говорила о подготовке Фестиваля анонимной поэзии.
На сегодняшний день основные материалы и документы Фестиваля разработаны, проведен ряд переговоров. Фотографии этих замечательных женщин сделаны по время переговоров 27 — 31 января. Все они на предложение участвовать в фестивале ответили согласием. Сегодня я выслала им пакет «официальных» документов по Фестивалю. Если кто-то из читающих этот пост захочет присоединиться к Фестивалю, пишите на urma@bk.ru, вышлю и вам, но сначала прочтите черновой вариант концепта Фестиваля (и моих личных мотивов), переговоры строились вокруг этого текста, и именно его я оставляла героиням этого поста (см. текст после фотографий).
Личные мотивы и свободное описание Фестиваля анонимной поэзии.
Фестиваль анонимной поэзии
(Поэзия минус поэты)
«…стихотворение – колоссальный ускоритель сознания,
мышления, мироощущения»
Иосиф Бродский
«…утверждение, что поэзия не нужна современному обществу,
надо чуточку откорректировать:
современному обществу не нужны поэты, а вот поэзия необходима».
Виталий Кальпиди
«Это будет странный фестиваль – неспешный, негромкий,
длительный, но удивительно эффективный.
Фестиваль, стремящийся стать нормальной жизнью».
Марина Волкова
Для меня лично Фестиваль анонимной поэзии – прежде всего вызов себе, попытка совместить интересность и интенсивность моей внутренней жизни и действий, направленных вовне.
Полноту, яркость жизни проще ощущать в движении; мысль, чувство не появляются в тишине и неподвижности, им для рождения нужно столкновение разного, иного. Расширение круга общения, трудные задачи, поездки, новые форматы мероприятий… – новый этап своей жизни я назвала Фестиваль анонимной поэзии.
«Фестиваль» – потому что праздник для меня и потому, что такой формат привычен для соотечественников. К тому же слово «фестиваль» употреблено как некая содержательная оппозиция большинству современных поэтических фестивалей, сводимых либо к тусовке поэтов, либо к набору официальных «обязательных» мероприятий.
«Анонимной» – потому что поэтов и их фамилии я выношу за скобки этого действа, превращая их в формы мыслимости, образы, видимые за их стихами, а не за поступками. К тому же, как говаривал Леонид Быков, для большинства читателей почти вся поэзия анонимна – фамилия поэта над строчками не вызывает в памяти ассоциаций с конкретными людьми и их судьбами. Безусловно, поэты могут участвовать в фестивале, но либо как читатели и организаторы, либо как собственно поэты – если кто-то из организаторов решит сделать мероприятие с их участием. «Поэзии» – потому что именно это высшая форма бытования человека и первейшее условие будущего человечества.
Учитывая мои личные мотивы и цели, суть Фестиваля анономной поэзии можно сформулировать так: ФАП – это экспериментальная мастерская культуртрегера, разрабатывающего и апробирующего новые формы продвижения поэзии.
«Объективное» определение Фестиваля анонимной поэзии: «Фестиваль анонимной поэзии – это полисистема проектов и акций, направленных на создание привычки читать поэтические тексты.
Схема моей работы в ФАП проста: я предлагаю простые и эффективные формы знакомства с поэтическими текстами и формы вовлечения россиян в чтение поэзии, разрабатываю ряд мероприятий; готовлю команды лекторов, выступающих, чтецов, готовлю информационные материалы; участвую в организации ряда мероприятий, т.е. выполняю функции культурного волонтера.
Концепт фестиваля тоже прост: в центре внимания читателей – тексты, а не личности; тексты, а не шаблоны восприятия; тексты, а не литпроцесс, PR и прочие не имеющие отношения к поэзии вещи.
Главный мой посыл – к людям, которые хотят (а, значит, и могут) читать поэтические тексты и делиться счастьем чтения с другими.
Точка входа в поэзию – поэтические тексты. Основная «статистическая» задача фестиваля – приобщить к чтению поэтических текстов три тысячи соотечественников.
Решение этой задачи автоматически позволит решить еще ряд сопутствующих задач:
1) ликвидация информационной безграмотности в области современной поэзии (ответы на вопросы «где читать современную поэзию» и «как устроена современная поэзия»);
2) поддержание интереса к уральской поэзии;
3) стимуляция читательской активности;
4) расширение партнерских связей библиотек;
5) разработка и освоение новых форм продвижения чтения и поэтических текстов.
Единица фестиваля – чтение поэтических текстов от случайного прочтения отдельных строк до вдумчивого чтения поэтических подборок и книг.
Фестиваль устроен по веерно-модульному принципу: он состоит из отдельных модулей, которые организатор конкретных мероприятий может выбрать по своему усмотрению и возможностями; он распространяется и централизованно, и стихийно; он не привязан к пространству и времени.
Единственное условие включения поэтических текстов в предъявляемые на фестивале – принадлежность текстов поэтам следующих групп: 1) классики русской и зарубежной поэзии (творчество этих поэтов изучается в учебных заведениях, исследуется учеными, издавалось и издается); 2) современные поэты, произведения которых публикуются в Журнальном зале (см. текст А. Пермякова «Оплоты»; 3) поэты Уральской поэтической школы (см. сайт Маргиналы.ру и Антологии современной уральской поэзии). Третья группа поэтов практически полностью входит в состав второй группы, но мы считаем необходимым выделить их в отдельную группу, т.е. фестиваль я буду поддерживать прежде всего на Урале, а «нельзя жить на Урале и не знать уральских поэтов».
Единственное условие включения в фестиваль в качестве организатора – документирование проводимых мероприятий (фото, видео, прямые трансляции, карта мероприятия).
Единственный критерий завершения фестиваля – 3000 уникальных участников фестиваля.
Главные организационные задачи ФАП: 1) четкое взаимодействие системы библиотек и системы образования на местах и 2) создание эффективного информационного «накрытия» в регионах ФАП.
Визуальные модули фестиваля (для «ленивых» библиотекарей и педагогов, не любящих прямое взаимодействие с читателями и организацию мероприятий)[1]:
- Стендовые выставки информационных плакатов (плакаты проектов «Современная поэзия. Современный человек», «ГУЛ», серия мотивационных плакатов с Q-кодами),
- Выставки журналов ЖЗ «Оплоты», сопровождаемые цитатами из обзора А.Пермякова.
- Выставки книг поэтов, входящих в круг рекомендованных проектом ФАП.
- Демонстрация видеофильмов, посвященным поэтам и поэзии, видеопоэтических клипов во время мероприятий и до их начала.
- День видеопоэзии в библиотеках.
- Голоса поэтов.
- Выставка БЛИЦ ЛИЦ и подобные ей (выставка портретов/фотографий поэтов с цитатами и Q-кодами).
Мероприятия (для «активных» библиотекарей, педагогов, культуртрегеров):[2]
- Лекторий «Поэзия: точки входа»
- Спектакли-концерты «Моя любовь – поэзия».
- Читательские конференции по творчеству поэта, поэзии определенного времени, региона, школы, страны.
- Вечера/уроки памяти поэта и «датские» («кэзэдэшные») мероприятия, проводимые в новых форматах.
- Камерные и публичные чтения (с интернет-трансляцией).
- Другие, разработанные совместно с партнерами.
Первые шаги запуска ФАП:
1. Очный инструктаж для библиотекарей.
2. Переговоры с системой образования.
3. Рассылки материалов ФАП.
4. Серия постов на портале и информационных заметок в сети и СМИ.
5. Годовой план мероприятий по регионам.
Марина Владимировна Волкова, +79080816548
https://www.facebook.com/mv74.ru
[1] В этом модуле я выступаю как «поставщик» материалов для «ленивых». Материалы готовы к использованию, либо по их подобию можно создавать собственные (учитывая три группы поэтов!)
[2] В этом модуле предлагаю себя как активного волонтера, способного генерировать идеи, рекомендовать ведущих, лекторов, участников мероприятий, участвующего в информационных кампаниях и пр.