Навигатор по челябинской прозе и Большому фестивалю челябинской прозы

doklad-volkova-001Марина Волкова, издатель, культуртрегер. Доклад на Большом фестивале челябинской прозы 7 октября, ЧОУНБ.

61

Поскольку это первый прозаический фестиваль в Челябинске, а челябинская проза – это пока черный ящик даже для прозаиков, начнем описание челябинской прозы с поэзии, точнее, относительно поэзии.
Неделю назад закончился четырехдневный фестиваль «ГУЛ/2017/фестиваль поэтических интервенций», с девизом «Защитим Урал от уныния и скуки!» и шуточной частушкой-гимном:

«Урал – опорный край державы,
Урал – бесспорный рай стихов», –
Сказал Твардовский моложавый
И, став Ручьевым, был таков».

Выражение «Урал – рай стихов» стало расхожим. Каково место челябинской поэзии внутри этого рая? Внутри поэтического рая челябинская поэзия жестко сегментировалась по двум фронтам: центр рая и райцентр. Центр поэтического рая – и поэтический райцентр, отрезанный от центра бездорожьем невежества, злобы и зависти.
Челябинская проза пока гомогенна. Есть ли в ней центр рая или это все один сплошной райцентр, вряд ли решится сегодня. Задача сегодняшнего фестиваля – продемонстрировать то, что может называться челябинской прозой. Изучение этого явления, анализ и систематизация выявленного – возможное будущее.

doklad-volkova-002

1. Идея Большого фестиваля челябинской прозы родилась молниеносно, во время чтения интервью Татьяны Марковой в майском номере «Вечернего Челябинска» https://vecherka.su/articles/society/127770/?sphrase_id=23700. Татьяна Николаевна посетовала, что первую попытку защиты диссертации о челябинской прозе Екатеринбург «зарубил», — нет, мол, такого явления. Цитирую: «Поэзия у нас продвигается мощно и говорит сама за себя. Активно заявила о себе уральская поэтическая школа, отнюдь не только челябинская, но Челябинск инициирует это движение в лице таких культуртрегеров, как Виталий Кальпиди и Марина Волкова. А прозы – как бы! – и не существует. Это несправедливо».

doklad-volkova-003

2. Большой фестиваль челябинской прозы направлен на восстановление справедливости. У фестиваля нет оценочной функции, нет задачи выстраивания иерархий, деления писателей на первых, вторых, третьих, профессионалов и графоманов.
Главная задача первого Большого фестиваля  челябинской прозы – продемонстрировать культурному сообществу города наличие и разнообразие челябинской прозы. Сверхзадача фестиваля – сыграть роль запуска процесса продвижения, осмысления и развития челябинской прозы.

3. Уточним, что это такое: челябинская проза. В рамках нашего фестиваля будем считать таковой прозу авторов, которые:
Автор произведения может жить (или жил) где угодно, хоть на Марсе, но пишет о Челябинске и местах Челябинской области;
Автор живет (или жил) в Челябинске, но пишет о чем угодно, хоть о Марсе.
Безусловно, на пересечении этих двух подмножеств есть  и те, кто и живет в Челябинске, и пишет о Челябинске.

doklad-volkova-004

4. Где прочитать челябинскую прозу? Прежде всего, в библиотеках. ЧОУНБ к нашему фестивалю подготовила выставку книг челябинских прозаиков, обязательно познакомьтесь с ней в этом зале. В зале № 5 работает виртуальная выставка «Литературное блогерство», эту выставку тоже желательно посетить. Основные сборники и альманахи, в которых присутствует современная челябинская проза: московский альманах «Золотой век», посвященный литературе Урала; сборник «В железной реальности века», изданный мной; «Антология современной уральской прозы», изданная Виталием Кальпиди (из челябинских писателей в Антологию вошли тексты Евгения Касимова и Ивана Андрощука, живущего тогда в Челябинске); альманахи «Южный Урал» ЧО СПР и  «Графоман», который выпускает Николай Година. Обязательно советую перечитать ( а молодым — прочитать) журнал «Уральская новь», отдельные его номера выложены в Журнальном зале, в ЧОУНБ, к сожалению, сохранилось всего два номера, около десятка номеров есть в библиотеке Пушкина. В создании «Уральской нови» участвовали Рустам Валеев, Виталий Кальпиди, Дмитрий Бавильский, Николай Болдырев (о Валееве сегодня расскажет Кальпиди, о Бавильском и Болдыреве – Татьяна Маркова). Об участниках сегодняшнего фестиваля можно прочесть на сайте фестиваля http://mv74.ru/bigfest/, познакомиться со списками их книг, а некоторые и прочесть по ссылкам.

doklad-volkova-005

5. Наш фестиваль призван стать стоп-кадром челябинского литературного процесса, и, чтобы это произошло, я предлагаю вашему вниманию навигатор по челябинской прозе и, одновременно, по сегодняшнему фестивалю как ее стоп-кадру.
Фестиваль организован как проекция идеального литературного процесса: научное осмысление, писательские лаборатории, отчетные мероприятия, фестивали. При этом мероприятия идут одновременно в нескольких залах, темы, сюжеты и жанры везде разные, все сразу увидеть невозможно, хоть и хочется. Итак, краткий обзор того, что происходит в челябинской прозе, и что будет происходить сегодня на фестивале.

6. Научный зал. Его появление на фестивале «списано» с УПШ. Научное сопровождение современной литературы – стиль Уральской поэтической школы, почему бы не попробовать сделать так и в прозе?

doklad-volkova-006

В зале № 4 – три лекции, описывающие челябинскую прозу. В 13:00 начнется лекция Евгении Ставцевой – своего рода введение в челябинскую прозу. Евгения Михайловна познакомит с краткой историей региональной прозы, обозначит имена и жанры. Из участников сегодняшнего фестиваля в ее лекции упомянут Олег Павлов, из героев фестиваля – Рустам Валеев.

doklad-volkova-007

Вторая лекция д.ф.н. Татьяны Марковой содержит ответ на вопрос «Как складывается челябинский текст? Челябинск вошел в список крупных городов-миллионников сравнительно недавно. Культурный статус города не растет синхронно развитию промышленности. Культурные пласты складываются медленнее. Говорить о челябинском тексте, быть может, рановато, но о начале его формирования – нужно…»
Челяба, Челябинск, Чердачинск, Город Че…
Начало лекции в 14:00.
На лекции Евгении Михайловны и Татьяны Николаевны приглашаю тех, кто занимается писательством осмысленно; тех, кто заинтересован в формировании бренда Челябинска, а также учителей, преподавателей, студентов, обязанных знать историю региональной литературы.

doklad-volkova-008

В 15:00 Владлен Феркель сделает обзор самого массового сегмента челябинской прозы – самиздата. Самиздат – это книга, сделанная непосредственно автором – без профессионального редактора, без корректора, без технического редактора, без профессионального художника, без профессионального дизайнера… Короче, без всего, что составляет суть издательской работы. Самиздатом называем книгу, сделанную по представлениям автора и почти всегда – за его счет. Единственный профессионал на пути от автора самииздата к его книге – профессиональный верстальщик, да и это не всегда. На лекции-обзоре будут продемонстрированы лучшие образцы челябинского самиздата, сделан обзор самиздата по трем группам: мемуарный самиздат (семейные и корпоративные издания), самиздат, сделанный по результатам хобби автора (путешествия, любовь к истории, самодеятельное литературоведение и др.) и собственно «художественная» литература. На лекции у Феркеля можно познакомиться с авторами самиздата и узнать, можно ли перейти из авторов самодеятельных в авторы профессиональные. На лекцию приглашаю и тех, кто только планирует издать свою книгу, и тех, кто просто нежно любит пишущую братию.

7. Выбор писателей, получивших приглашения на этот фестиваль, либо упоминаемых в моем докладе я делала по нескольким критериям, принятым сегодня в литературном, библиотечном, научном и читательском сообществах.

doklad-volkova-009

8. Отдельной строкой называю Рустама Валеева. После лекции Виталия Кальпиди о Валееве комментарии, я думаю, не нужны. В ЧОУНБ есть книги Валеева, торопитесь их прочесть. В большинстве библиотек области кроме книг Валеева есть и многотомник «Жизнь людей», о котором также говорил Виталий Олегович.

doklad-volkova-010

9. На круглом столе по инфраструктуре чтения, который состоялся 5 октября в ЗСО, Андрей Штоллер описывал состояние современного книгоиздания, опираясь на тиражи издаваемых книг. Этот же критерий как один из главных показателей книжного рынка использует в своих ежегодных докладах Федеральное агентство по делам печати и массовых коммуникаций.
У кого же из челябинских писателей самые большие тиражи печатных книг?
Олег Рой (Резепкин) родился 12 октября 1965 г. в Магнитогорске, окончил психологический факультет Магнитогорского государственного педагогического института по специальности педагог-психолог. Работал директором интерната, потом уехал в Швейцарию. Вернулся в Россию в 2008. Сейчас это топовый российский писатель, сценарист, продюсер, теле и радио ведущий, актер, ведущий тренингов, мастер-классов и семинаров.
Совокупный тираж книг за последние 5 лет составляет порядка 12 млн экземпляров, книги ежегодно переиздаются.
Автор работает в жанрах: психологический роман, мистический роман, фэнтези, остросюжетный детектив, литература для детей.

doklad-volkova-011

Андрей Ильин (Ильичёв) родился 21 июля 1956 года в Златоусте. Восьмилетнюю школу закончил в Златоусте (школа № 90), аттестат зрелости получил уже в Челябинске (школа № 58). Работал на Челябинском часовом заводе; в ЧГИИК. Армейскую службу проходил в стройбате, библиотекарем. Теоретик и практик выживания человека в экстремальных условиях. Статьи и книги по выживанию и поведению в разных условиях («Популярная энциклопедия выживания»). Более двадцати детективов. Дебютировал в газете «Вечерний Челябинск» и «Уральской нови» политическим памфлетом «История высоты № 6725».
Тираж бумажных книг – 6 млн. (только первые тиражи «Килер из шкафа», изданной в «ЭКСМО», составили 145 тыс., количество скачиваний электронных книг трудно оценить).

doklad-volkova-012

Павел Корнев (род. в 1978, Челябинск, СССР) — русский писатель-фантаст.
В 2000 году окончил экономический факультет Челябинского государственного университета, и без малого девять лет проработал в Сбербанке. На текущий момент полностью сосредоточился на литературной деятельности. Более-менее регулярно начал писать в 2003 году. Живет в Челябинске. Его издавали АСТ, Альфа-книга и др. 51 книга тиражами от 6 до 15 тыс. экз., например, «Скользкий» — 15 тыс. «Спящий» — 7,5 тыс. Тираж бумажных книг оценивается от 1 до 5 млн.

doklad-volkova-013

Наталия Левитина родилась в Казахстане, с 1996 г. живет в Челябинске. По образованию журналист, переводчик и психолог. Автор 26 детективов и остросюжетных психологических романов, член Союза писателей России, постоянный участник Московской Международной книжной ярмарки.
Книги Н. Левитиной издаются крупнейшими столичными издательствами, суммарный тираж печатных изданий превышает 2 млн. экземпляров. В рамках нашего фестиваля состоится творческая встреча с Наталией Левитиной.

doklad-volkova-014

10. Еще один показатель, значимый в литературном сообществе, — престижные премии. Самый высокий по статусу среди челябинских писателей – Евгений Касимов, лауреат литературной премии «Ясная поляна» в 2012 году за книгу «Назовите меня Христофором» в номинации «XXI век». Помимо престижности, «Ясная поляна» имеет солидный эквивалент – 1 млн. рублей. Евгений Касимов родился и вырос в Коркино, учился в Челябинске, сейчас живет в Екатеринбурге, председатель свердловского отделения СПР, несколько раз избирался депутатом городской думы и законодательного собрания Свердловской области от КПРФ.
«Большой книги», «Национального бестселлера», «Русского Букера» и премий «Нос» и «Просветитель» нет ни у одного из челябинских писателей.

doklad-volkova-015

11. Следующий показатель, что писатель состоялся как писатель – публикации в толстых журналах, входящих в Журнальный зал. Лидер челябинских писателей по количеству прозаических публикаций в ЖЗ – Владимир Михеев. Он печатается в журналах «Юность», «Москва», базовый его журнал – «Звезда». Живет в Челябинске. Печатается с 2004 г. Работает заместителем директора киноцентра им.Л.Оболенского, ведет киноклуб. Ведет литобъединение «Синий лис», показательное занятие которого Вы сегодня увидите.

doklad-volkova-016

12. Многие современные прозаики публикуются в сети. В сегодняшнем фестивале принимают участие два челябинских лидера сетевого самииздата. «Машина снов» Максима Бодягина – 5076 скачиваний только на сайте книги (данные на вчерашний день). Самый известный блогер Челябинска, один из тех, кто доказывает, что грань между блогерством, писательством и продвижением написанного можно стереть.
Макс Бодягин родился в Челябинске в 1971 году. В журналистику попал случайно, уже после 30 лет. Благодаря поддержке коллег адаптировался довольно быстро. Побывал заместителем главного редактора «Южноуральской панорамы», главным редактором журналов «Новый Aktivist», «Банзай» и «National Business». Эпизодически сотрудничал с самыми различными изданиями, в том числе с «Известиями» и «Большим городом». Был колумнистом журнала Lюmon и ещё десятка журналов, обозревателем портала Mega-U.Ru и ещё чего-то там, всего уже не упомнит. В рамках фестиваля Макс проведет мастер-класс по продвижению произведений в сети.

doklad-volkova-017

Роман Грачев имеет и сетевые издания, и бумажные. В 2009 г. в издательстве «АСТ» под псевдонимом Сергей Асанов выпустил мистическую трилогию «Экстрасенс», «Тринадцать», «Ведьма». Писатель, журналист, продюсер, шоумен. Родился в 1973 году в Челябинске. Учился в Челябинском государственном университете. В 1993-1997 гг. активно выступал с концертными программами, выпустил два музыкальных альбома. В 2001-2008 гг. был ведущим «Радио Олимп», «Авторадио-Челябинск», «Наше Радио-Челябинск». К Роману Грачеву у меня особое отношение: муза и соавтор Романа – его дочь Диана, и я, как автор проекта Года семейного чтения, просто не могла не пригласить эту семью на сегодняшний фестиваль. На фестивале Роман и Диана выступят вместе.

doklad-volkova-018

13. Наконец, самая многочисленная на сегодняшнем фестивале группа, которую я называла условно «смежники». Это поэты УПШ, которые по разным причинам и с разной интенсивностью стали пробовать себя в прозе.
Самый активный смежник-«многостаночик» в этой группе — Андрей Пермяков. Большинству читающих он известен прежде всего как литературный критик, много публикующийся почти во всех журналах ЖЗ. У Андрея вышла одна поэтическая книга и три книги прозы. Не секрет, что вхождение в литературу зависит и от коммуникативной активности писателя. Умение войти в литературную тусовку, завоевать там собственное место, выстроить отношения с коллегами, редакторами, издателями, критиками – на нашей сегодняшней карте челябинской прозы Андрей лидирует по всем этим позициям. А еще он кандидат медицинских наук, успешный менеджер и автостопщик. Собственно, дорога – это и есть главный герой его прозы.

doklad-volkova-019

Смежные работы Ирины Аргутиной – поэзия и редакторство в интернет-альманахе «45-я параллель». К прозе Ирина перешла недавно, «Говори, обожжённая глина» — первая ее прозаическая книга и девятая по общему счету. Это челябинский писатель «в квадрате»: живет в Челябинске и пишет о Челябинске.

doklad-volkova-020

Олег Павлов – поэт, писатель, председатель регионального отделения СПР, в последнее время осваивающий еще одну смежную работу – воевать со мной.

doklad-volkova-021

Янис Грантс – поэт, писатель, культуртрегер, много работающий с молодыми литераторами. Сегодня он работает «за двух» — представляет команду молодых литераторов и вместе со мной презентует новую книгу «Луи с грабаркой» (соавтор книги – Владлен Феркель).

doklad-volkova-022

Олег Синицын отмечен в «Энциклопедии УПШ» как культуртрегер, много сделавший для поэзии Челябинска. Журналист, поэт, бард. Имеет отношение и к сетевому самиздату, но и здесь идет своим путем: в сети целая серия аудиокниг Олега.

14. Безусловно, это далеко (и очень далеко!) неполный список авторов челябинской прозы. Дмитрий Бавильский сегодня не в Челябинске, Николай Болдырев ведет довольно затворническую жизнь. Сергей Поляков, Владимир Некрасов, Александр Ерофеев, Анатолий Кухтурский, Александр Машутин, Михаил Богуславский, Николай Година… Список можно продолжать до вечера. О некоторых писателях сегодня скажут коллеги на лекциях, в УПШ принято говорить о товарищах по цеху, надеюсь, эта привычка станет и привычкой прозаиков.

doklad-volkova-023

Но я скажу, кого здесь точно нет. Вот вчерашняя цитата из фейсбука, магнитогорский писатель рекламирует новую книгу: «Более полумиллиона читателей в интернете! Издана в России и Америке. В богатой России мать с тремя детьми оказывается выброшенной на обочину жизни. И начинается полуголодное существование: умирать или? Случайные мужики. Один привязался, но у него своя семья. А он с деньгами… Это мать так решила. Для того, чтобы привязать к семье мужчину, имеющего свою семью, 12-летняя девочка становится его юной возлюбленной. 150 страниц увлекательного текста и всего за 25 рублей». Таких писателей на фестивале нет, не будет и в моем окружении.

15. Тренд челябинской литературы: количество челябинских писателей (и поэтов, разумеется) увеличивается и будет увеличиваться. Это связано и с общероссийским трендом увеличения количества пишущих: социальные сети открыли у многих квазиспособность писать, а снижение уровня общего образования, в том числе и литературного, размыло представления о том, что такое хорошая литература. Писательством стала считаться способность писать тексты. На Южном Урале этот тренд усилен, поскольку здесь создана настолько плотная творческая среда, что невозможно не писать. И писать так, что даже тексты бездарей издалека выглядят талантливыми. (Ожидаемый вопрос и тем более ожидаемый ответ на него я игнорирую как бездарный). Невозможно жить в Челябинске и не писать. Но пока вполне возможно не читать и, что еще смешнее и страшнее, — демонстрировать эту свою возможность как достоинство.

16. Теперь, когда основные точки на карте прозы Челябинска расставлены, определимся с регламентом работы.
На Большом фестивале челябинской прозы будут работать одновременно несколько площадок с разными форматами мероприятий. Продолжительность каждого мероприятия – 50 минут. За десятиминутный перерыв вы можете сменить зал или продолжить разговор с полюбившимся писателем в первом зале или другом местечке библиотеки. Завершится фестиваль общим сбором и одновременным закрытием Южноуральской книжной ярмарки в 16:30 здесь, в этом зале. Во время работы фестиваля будет работать пресс-центр: команда студентов ЧелГУ под руководством Василия Федорова. Если вам есть что сказать о челябинских писателях, не стесняйтесь, приходите на второй этаж, записывайтесь на диктофон, видео или оставляйте письменный отзыв о понравившимся писателе. До выступления Архангельского и после него в этом зале будет видеомарафон – отзывы читателей, буктрейлеры книг, презентации, аудиоролики – материалы, посвященные челябинским писателям, будут показываться непрерывно. Не забудьте изучить главный стержень фестиваля – выставку книг челябинских писателей. Стенды расположены в хронологическом порядке. Не забудьте посетить и виртуальную выставку челябинского блокинга.
Наконец, во время фестиваля вы можете подключиться к читательскому марафону и прочесть отрывок из понравившейся книги. Книгу можно взять на выставке, прочесть отрывок из сборника «В железной реальности века» (я сделала закладки на наиболее ярких отрывках), либо прочесть отрывок из книг героев сегодняшнего фестиваля. Куратор марафона –Наталья Соловьева.
Еще раз перечислю форматы сегодняшних встреч: лекции; творческие встречи; писательские лаборатории, «проза +» — последнее предполагает добавление других видов искусств (музыка, театрализация и т.п.). Формы читательской работы: знакомство с выставками, рецензирование книг, участие в читательском марафоне, участие во встречах с писателями.
Интересных встреч на Большом фестивале челябинской прозы! До встречи здесь в 16:30!

doklad-volkova-024

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Одноклассники


Один комментарий

  • Олег Синицын

    24 октября 2017

    Марина, хороший ответ Чемберлену) Но я никакого отношения к сетевому самоиздату не имею. Если ты имеешь ввиду «Лист Мёбиуса», то у этого романа есть ISBN, а значит, авторские права. Распространяет его вполне легитимное чешское издательство «Animedia@Ko». С культуртреггерским приветом)
    Олег Синицын, уже давно не поэт, не бард и не журналист

    Ответить

Добавить комментарий

*

code