Посвящается директору гимназии № 26 города Миасса Илье Абрамовичу Герштейну.
Воспитание леди начинается с туалета
«Воспитание леди начинается с туалета«, — это слегка перефразированные слова Ильи Абрамовича. Когда он шесть лет пришёл директорствовать в 26-ю, преобразования в школе начал с туалетов, прежде всего — с ремонта туалетов для девочек.
Туалетную тему как-то не принято обсуждать, но, как не пафосно это звучит, именно от школьных туалетов зависит будущее России. Типовые школьные туалеты без кабинок, а то и без перегородок между унитазами ни к чему другому не приучат, кроме как к общей параше в камере.
Герштейн считает, что даже в туалете девушки должны почувствовать себя леди. Впрочем, для мальчиков туалеты не хуже, разве что цветовая гамма сдержаннее.
В последнюю очередь сделали туалет для педагогов (для справки: в большинстве школ это самый приличный туалет, и ключ от него обычно хранится в учительской).
Детали
Эта часть репортажа — для профессионалов. Для тех, кто знает, что такое ФГОС и понимает, что комфортная образовательная среда создаётся только когда не забывают, что : 1) главный в школе — человек, 2) мелочей в школе не бывает.
Детали комфортной образовательной среды: зеркала в каждом классе, туалете, перед входом в столовую, в кабинете директора… Видеть себя со стороны — обязательное умение каждого гимназиста и педагога. Все, кто мне встретился в гимназии, отличались удивительной подтянутостью, внутренней собранностью.
Вторая обязательная деталь — символика гимназии. Напоминание, что ты в гимназии — везде: в каждом классе обязательный школьный календарь, каждый ученик каждый год получает в подарок маленький календарик с символикой школы, на всех стендах эмблема гимназии, в холле — девизы гимназии.
В каждой рекреации — фонтан. «После второго урока воздух становится сухим, кислорода не хватает, вот и сделали везде фонтаны, чтобы легче было учиться», — говорит Илья Абрамович. Все фонтаны разные, чтобы глаз мог отдохнуть. Но о фонтанах и цветах — отдельный разговор, это уже не детали, а отдельный мир.
Звонки с урока и на урок тоже разные, и не звонки вовсе, а настоящая музыка, приятная и не агрессивная.
Есть, конечно, и такие детали, которые » в моде» не только в 26-ой: цифровые доски, мягкое освещение в классах, натяжной потолок в бухгалтерии, хорошие двери, парты по индивидуальному заказу.
Только вот латинские надписи над дверью не в каждой школе увидишь.
Перст указующий
Большинство фотографий, которые сделала во время экскурсии по 26-ой гимназии, — с пальцем Ильи Абрамовича. Показывать (и указывать!) он, похоже, и любит, и умеет. Гимназия № 26 — откровенно авторская, и откровенно авторитарная. В последнем слове ничего плохого нет — да слава Богу, что в педагогике еще есть авторитеты! (Специально для женщин-педагогов, да и не только педагогов: если уж хотите быть за мужчиной как за каменной стеной, придется смириться, что эта стена будет тверда как камень во всём, в том числе и в стиле управления).
Характер у Ильи Абрамовича жёсткий, мужской. Пока в кабинете директора обсуждали его любую парадигму «Гилель или Иисус», в приёмной собрались педагоги на пятничное совещание.
И, мне показалось, — будь приёмная побольше, встали бы строем при появлении директора, по стойке «Смирно»! Похоже, педагогов держит Илья Абрамович в ежовых руковицах, зато дети в гимназии себя чувствуют совершенно вольготно.
В оформлении гимназии тоже везде чувствуется мужской подход: минимум украшательства, максимум функциональности. Всё, что появляется на полу или на стенах, имеет смысл. Каждый уголок здания отмечен незримым присутствием Герштейна: его идеи, его надзора, его представления о мире. Совершенно мужское качество метить свою территорию. При этом авторское начало последних шести лет жизни гимназии под руководством Герштейна никак не перечёркивает заслуги предыдущих директоров: а их было всего четверо за сорокапятилетнюю историю школы. В центре стенда по истории школы — их фотографии, словно еще одно напоминание: Школу делает директор!
Читать далее — нажми на страницу 2
Марина Волкова
6 февраля 2012На фейсбуке выложила ссылку на репортаж, началось обсуждение школы, плавно перешедшее в обсуждение директора. В результате старый заголовок «Нормальная школа» изменила на «Нормальная школа нормального мужика», формулировка — Лена Москаленко (она слушала лекции Герштейна и назвала его «гуру школы»)))
Нелли
6 февраля 2012Хорошо, что такие школы есть. Наверное, текучести кадров нет. И в школу конкурс.
Фью
6 февраля 2012Хорошо бы еще написать как финансируется гимназия по сравнению с обычными школами.
Марина Волкова
9 февраля 2012Письмо № 1 от Ильи Герштейна:
«День добрый, коллега!
Закрутился с конкурсом УЧИТЕЛЬ ГОДА — ежегодно участвовать в конкурсах профмастерства — это наш секрет Мальчиша-Кибальчиша, это нас держит в тонусе, а что за мужик без тонуса (использую тон,который ВЫ заложили в репортаж).
Скажу честно,устал,открыл и… взахлеб просмотрел все — походил по местам съемки и посмотрел еще раз!
Уважаемая Марина(Марина-ханум), ВЫ увидели гимназию под углом РОДИТЕЛЯ, человека, который может творить и уже СОТВОРИЛ ЧЕЛОВЕКА! УЧЕНИКА!
ДА, Мы не скрываем амбициозности, более того, МЫ ее КУЛЬТИВИРУЕМ!!! КТО, ЕСЛИ НЕ ТЫ?!!! ЕСЛИ НЕ СЕГОДНЯ -ТО КОГДА?!!!ТЫ СДЕЛАЕШЬ ЭТО!!! ТЫ МОЖЕШЬ, В ТЕБЕ УЖЕ ЗАЛОЖЕН ПОТЕНЦИАЛ, ОБОПРИСЬ НА НЕГО И ИДИ,,,,Спасибо ВАМ, что ВЫ увидели союз заинтересованных лиц,УЧИТЕЛЯ, УЧЕНИКА, РОДИТЕЛЯ и НАШ родной УРАЛАЗ!ПРИЕЗЖАЙТЕ!!! Я ВСЕГДА РАД ДРУЗЬЯМ, ГОСТЯМ — ведь они ПОСЛАНЦЫ ТВОРЦА!!!!!С уважением и почтением, Илья Герштейн, учитель в третьем поколении…»
Марина Волкова
9 февраля 2012Письмо № 2 от Илья Герштейна:
«Необычная образовательная среда — это краеугольный камень формирования духовнотворной личности — личности,которой создают или стремятся создать максимум условий для созидания, творения себя — ведь девиз гимназии: «ЖИВИ! МЕЧТАЙ! ТВОРИ! — ТЫ ТВОРЕЦ СВОЕЙ СУДЬБЫ»
Мих
9 февраля 2012Марин, отличный материал. вы умеете вычленять главное и анализировать собранное.
Прекрасный фоторепортаж. Браво!
Сашан
11 февраля 2012Нашел ошибку — вместо Со»в»информбюро в подписи стоит Со»ф»информбюро 😉
Марина Волкова
12 февраля 2012Сашан, спасибо, — исправила!
Виктория
21 февраля 2012Марина, спасибо за великолепный репортаж! С огромным удовольствием прочитала и посмотрела фотографии, замечательно изложено! Если бы так почаще писали о школах, может, и школ бы нормальных было больше!
И, конечно, огромное уважение ко всем, кто создал такую школу!
Родитель
21 марта 2012Прочитал и искренне позавидовал. У нас ребенок тоже ходит в гимназию, только в другом городе. Одни понты и поборы.
Илья Герштейн
23 марта 2012Светлана
26 апреля 2012Илья Абрамович!!!С теплотой вспоминаем обучение и прекрасных, заботливых, с улыбкой на лице, учителей в Вашей гимназии, жалею, что сразу с 1 класса не отдала ребенка к вам. Успехов Вам и дальнейшего процветания Вашей гимназии!!!! С уважением С.Сурнакова
Оксана Королёва
8 июня 2012Здравствуйте!
Можно я «утащу»информацию в свой блог??? С обязательными ссылками на ваш сайт, чтобы транслировать в соц сети??? Очень уж хочется про многое увиденное рассказать, т.к. считаю тему важной и волнительной, а материал полезным, — пожалуйста!!!?
Марина Волкова
8 июня 2012Оксана, да на здоровье! Чем больше людей будет знать, что есть еще такие школы и такие люди, — тем лучше!
яяя
26 марта 2013ваша школа ужасная, 29 лучше!
Светлана
1 апреля 2014И учащимся и учителям очень повезло с директором.
Берегите его и цените, что он каждому из Вас подарил дорогу в мир науки!
Таких директоров уже почти нет по России!!!
г. К-Уральский