Потапова Настя — участник очных этапов городских конференций научно-исследовательских работ учащихся «Отечество» и «Интеллектуалы XXI века».
Тема работы: «Учение о мудрости и счастье для детей и взрослых. Поэт Николай Шилов», презентация и буклет, представленные на публичной защите.
Мероприятие проходило в школе №95.
Буклет:
Презентация:
Учение о мудрости и счастье для детей и взрослых.
Поэт Николай Шилов
Филология (литературоведение) (реферативно-исследовательская работа)
Автор: Потапова Анастасия,
2 класс, МБОУ СОШ № 81,
Научный руководитель:
Куницына Анна Сергеевна,
учитель начальных классов
МБОУ СОШ № 81
Введение
Если хочешь быть счастливым,
Если хочешь мудрым стать,
Надо яблоням и сливам
Утром «Здравствуйте!» сказать.
Из стихотворения Н. Шилова «Счастье»
Я познакомилась с произведениями Николая Шилова впервые совсем маленькой, когда ещё не умела читать. Мама читала мне книгу «Посвящение в лягушки». Мне сразу очень понравились стихи Шилова, потому что в них много юмора, в каждом стихотворении – интересное событие, иногда целый сказочный сюжет. К тому же в книге были красивые иллюстрации, которые дополняли содержание стихотворений. Когда я научилась читать, мама записала меня в библиотеку. Моей первой книгой из библиотеки стала, конечно, книга Николая Шилова – «Безусый Самсусам». Когда я читала эту книгу, моя симпатия к стихам Н. Шилова стала ещё больше. Оказалось, это наш земляк, он жил и работал в Челябинске. Мне захотелось подробнее узнать о самом поэте, поделиться своим литературным открытием с одноклассниками.
Таким образом, объект моего исследования: биография и творчество Николая Шилова.
Цель: Исследование интереса учащихся 2В класса МБОУ СОШ № 81 к поэтическому наследию нашего земляка.
Задачи:
1. Изучить и проанализировать литературу о Н. Шилове.
2. Познакомиться со всеми изданными сборниками стихов поэта.
3. Проанализировать творчество Н. Шилова.
4. Провести опрос учащихся 2В класса.
5. Проанализировать результаты опроса.
6. Выдвинуть собственные предположения о значении поэзии Н. Шилова для детей младшего школьного возраста.
Гипотеза:
Мы предполагаем, что чтение произведений Николая Шилова поднимает настроение, развивает воображение и фантазию, прививает любовь к природе, учит доброжелательному отношению ко всему, что нас окружает. В целом, повышает интерес к чтению.
Методы исследования:
В ходе исследования использовались различные методы и приёмы, позволяющие изучить интересующую меня тему: знакомство с литературоведением и литературной критикой, наблюдение за формированием мировоззрения поэта, описание, сопоставление стихотворений, цитирование, анализ и интерпретация необходимых стихотворений, применение исторического подхода к изучению жизни и творчества писателя. Специфика исследования определила также использование методов систематизации материала по избранной теме, социологического опроса путём анкетирования учащихся.
- Николай Шилов – человек и поэт
1.1. Биографические сведения. Черты личности
Николай Петрович Шилов родился 12 апреля 1947 года в городе Щучье Курганской области в рабочей семье. Еще в школе начал писать стихи, некоторые из которых печатались в местной газете. Окончив восемь классов, продолжил образование в Челябинске в культпросветучилище, затем в Ленинградском институте культуры на театральном факультете. По окончании института Н. Шилов вернулся в Челябинск, с 1970 года стал преподавать в родном училище, далее с 1982 года в Институте культуры. С 1984 года являлся заведующим кафедрой режиссуры театрализованных представлений и праздников.
Важную роль в творческом пути Николая Шилова сыграла дружба с детским поэтом Львом Рахлисом. Вместе они создавали книги сценариев для воспитателей детских садов и учителей младших классов, придумывали разные интересные игры, конкурсы, шоу: «Цветик-семицветик», «Здравствуй, бабушкин сундук», «Школа Винни-Пуха» и другие. Шилов писал сценарии и к большим праздникам: по его сценариям проходили «День города», «Бажовский фестиваль», детский фестиваль «Хрустальная капель», вручение Народной премии «Светлое прошлое». «Праздники и стихи – моя профессия!» Так сказал он о себе в одном из интервью [12].
Писать детские стихи Н. Шилов начал также по совету своего друга. По воспоминаниям Л. Я. Рахлиса, начало всему положила придуманная Шиловым и подаренная другу строчка «В небе тучек восемь штучек» [14].
Первые публикации Н. Шилова для детей появились в газете «Хроника». Далее – сотрудничество с журналом «Тропинка», где поэт вёл рубрику для самых маленьких «Детский сад». Начиная с 1997 года у Николая Шилова вышла целая библиотечка весёлых детских стихотворных книг: «Доктор Муха-горло-Нос», «Самсусам», «Посвящение в лягушки», «Лето в банках» и других, более десяти. Стихи Шилова издаются в Челябинске, Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, в Белоруссии и даже в Америке. Многие из них стали песнями. Челябинский композитор Елена Поплянова положила на музыку около 60 стихотворений Н. Шилова. Литературное дарование поэта отмечено национальной премией имени Павла Бажова, премией «Золотая лира» и другими наградами.
С первых публикаций было заметно, что это оригинальный детский поэт «со знанием детей, со своим словом: веселым, образным, озорным». Его стихи интересны и маленьким детям, и их родителям, бабушкам, дедушкам. Настоящая литература для семейного чтения. Эти стихи «заставляют ребят думать нестандартно, фантазировать, радоваться неожиданным поворотам, богатству языка, юмору» [11; с.341]. О том, что это человек с большим чувством юмора, говорит и его описание самого себя: «Шилов Николай Петрович – довольно крупный поэт. Его рост один метр восемьдесят пять сантиметров. А вес – девяносто килограмм, как у десяти огромных арбузов. Но пишет он стихи для маленьких» [1; с.132]. По словам Л. Я. Рахлиса, Николай Шилов начал писать стихи для детей не случайно, потому что «сам был во многом, как ребенок – доверчивый, отзывчивый, добрый, удивляющийся. Порою рассеянный, порою наивный» [14].
Николай Шилов ушел из жизни в 2010 году. А жизнь продолжается. Его замечательные, добрые, мудрые стихи находят все новых читателей-почитателей. В Челябинске теперь есть детская библиотека имени Николая Шилова. В Академии культуры и искусства в день рождения поэта проходит веселый фестиваль «Самсусам», посвященный Николаю Шилову.
1.2. Особенности творчества Николая Шилова
А вы знаете, кто такой Самсусам? Это же я! Поэт очень точно описал меня в своем стихотворении. Ведь мне никогда не сидится на месте, хочется бегать, скакать, кувыркаться, невзирая на увещевания мамы.
БЕЗУСЫЙ САМСУСАМ
Сам катает – Самокат,
Сам летает – Самолёт,
Самосвал – сам валит,
Самовар – сам варит.
А безусый САМСУСАМ
Всё-превсё умеет сам.
Этот шустрый человек –
Самопрыг и самобег,
Самобряк и самотоп,
Самосвист и самохлоп,
Самоброс и самохват,
Самолёт и самокат! [3; с.4]
А в стихотворении «Капустный пирог» я сразу узнала свою подругу, которая любит повредничать, поддразнить родителей (см. текст в Приложении I). Поэт в своих произведениях демонстрирует отличное знание самой сущности ребенка, его психологии. Иногда Н. Шилов даже придумывает новые слова, которые создают образ персонажа произведения. Самсусам – «самопрыг и самобег, самобряк и самотоп…» [3; с.4]. Ранец – «дранец, терянец, швырянец и катанец» [3; с.46]. Страшный зверь – «Дедушкиношапочный, бабушкинотапочный, папинохалатный, шоколадноядный» [6; с.5]. В стихотворении «Пчела» используются звукоподражательные приемы, чтобы показать трудолюбивое насекомое: «…Я прошу прошшения жа проижношшение – у меня шейчаш жабот, ижвините, полон рот.» [6; с.76]
Частые персонажи стихотворений Шилова – животные, насекомые, растения, даже явления природы (Погода, Тучка, Дождь и т. п.), неодушевлённые предметы Пылесос, Трактор и т. д. По жанрам их можно определить как стихи-зарисовки, стихи-загадки, стихи-считалки, стихи-игры. Есть и колыбельная. Все они легко запоминаются благодаря ритмичности и яркой образности, понятной и близкой детям.
Из произведений Н. Шилова видна его любовь к природе, меткая наблюдательность. Несколькими штрихами точно описан гроза садов и огородов одуванчик в одноименном стихотворении [3; с.20].
К весёлому содержанию стихов Н. Шилова, которое сразу повышает настроение, я бы добавила важное воспитательное значение. Поэт учит нас любить природу, бережно относиться к ней, как и ко всему окружающему. Яркий пример – стихотворение «Заботы» [6; с.6].
Если речку не беречь,
Перестанет речка течь.
Зарастет высокою
Острою осокою.
Если печку не беречь,
Перестанет печка печь.
И печнина сдобная
Станет несъедобная.
Если книжку не беречь,
Пропадёт родная речь.
Сказки со считалками
Назовут молчалками.
Мне всего лишь пятый год,
А забот, забот, забот…
Стихи «Собака и кошка» [6; с.38] – о доброжелательном отношении друг к другу; в «Блинопаде» [10; с.134] в шутливо-фантастичной истории автор борется против слов-сорняков в нашем родном языке:
…Все ребята как один
Говорили слово «блин».
«Блин, приветик»,
«Блин, жара»,
«Блин, я в цирке был вчера».
Вот заслуженный артист
Супериллюзионист,
Рассердившись на ребят,
И устроил блинопад.
Поэзия Николая Шилова научит детей и тому, каким не надо быть. В стихотворении «Шалопай Шалопаевич», о котором даже «язык говорить отказалович», вновь используются звукоизобразительные приемы и необычное словообразование. Почти каждая строчка оканчивается звуками «ич», словно одергивая хулигана, «плеваловича» и «грубиловича» [5; с.12]. Совсем не хочется походить на него!
В стихотворении «Счастье» содержится простой и ясный рецепт мудрости и счастья для всех-всех людей [5; c.46]. Его фрагмент я выбрала эпиграфом к данному исследованию.
- Приобщение учащихся МБОУ СОШ № 81 к литературному наследию
Н. Шилова
2.1. Николай Шилов – поэт для всей семьи
В кратком предисловии к сборнику своих стихов «Если падаешь с луны» Николай Шилов написал: «[Эта книга] не только для старшего дошкольного и младшего пенсионного, но и для среднего пап-маминского возраста» [5; с.3]. Таким поэт видел круг своих читателей. Его стихи действительно для семейного чтения, во время которого можно и посмеяться вместе, и поплакать, и даже поспорить. Совместно проведенное время повысит интерес детей к чтению, как это происходит в нашей семье. «Если в увлекательном процессе чтения ребенка будет сопровождать взрослый – счастливы будут оба!» Такова главная идея создателей книг Николая Шилова. Взрослые помогают нам, детям, не только получить общее впечатление от прочитанного, но и в обсуждении задуматься над содержанием, выделить главную мысль. Такое воспитание поэтическим словом понятнее любого скучного и строгого назидания.
В программе начальной школы знакомству с творчеством поэтов родного края отводится мало времени. По моему мнению, книги замечательного поэта для всей семьи Николая Шилова должны быть на книжной полке в каждом доме, чтобы помочь нам быть добрыми, заботливыми, счастливыми, мудрыми.
А значит – сделать мир лучше.
2.2. Социологический опрос
Изучив биографию Николая Шилова и его произведения, я решила провести анкетирование моих одноклассников, чтобы выявить степень их знакомства с творчеством нашего земляка, а также впечатление, которое создаётся при чтении его стихотворений.
При анкетировании были заданы следующие вопросы:
- Читаете ли вы в свободное время, самостоятельно или с родителями (семейное чтение)?
- Каких поэтов вы знаете?
- Знакомы вам стихи поэта Николая Шилова?
Далее участникам анкетирования были прочитаны несколько стихотворений Н. Шилова и предложены следующие вопросы:
- Понравились вам эти стихи?
- Какое настроение создалось у вас после их прочтения?
- Какие наблюдения и выводы можно сделать о персонажах и сюжетах стихотворений Николая Шилова?
- Вам захотелось ближе познакомиться с творчеством поэта?
Полный текст анкеты см. в Приложении 1.
В анкетировании приняли участие учащиеся 2В класса МБОУ СОШ № 81, всего 24 человека. Результаты моего анкетирования оказались следующие:
- Читают в свободное время 22 человека.
- Среди знакомых поэтов большинство назвали А. Пушкина,
Ф. Тютчева, С. Есенина, Д. Хармса, Я. Акима, 1-2 человека назвали К. Чуковского, Б. Заходера, И. Пивоварову.
- Знакомство с произведениями Николая Шилова отметил 1 человек.
- Понравились прослушанные стихи Н. Шилова всем анкетируемым.
- Все отметили радостное, весёлое настроение после прослушанных
стихотворений.
- Многие анкетируемые сделали выводы о весёлых, смешных и необычных сюжетах стихотворений и о персонажах – насекомых, животных, явлениях природы.
- Высказали желание познакомиться ближе с творчеством поэта 22 человека.
Из результатов анкетирования можно сделать вывод, что знакомство моих одноклассников с поэзией в основном ограничено рамками школьной программы, но поэзия Николая Шилова заинтересовала их, создала весёлое настроение, вызвала желание познакомиться ближе.
Заключение
В ходе данного исследования автором были изучены биография и черты личности челябинского поэта Николая Петровича Шилова, выявлены особенности и воспитательное значение его поэтического творчества. Данные социологического опроса (анкетирования), проведённого среди учащихся 2В класса МБОУ СОШ № 81, подтвердили высказанную во Введении гипотезу о значении творчества Н. Шилова для младших школьников. Оно вызывает интерес, поднимает настроение, будит воображение и фантазию. Кроме того, чтение произведений поэта может стать одной из форм проведения семейного досуга.
Автор данной работы уверен, что детская поэзия нашего земляка Николая Шилова заинтересует и учащихся других начальных классов. С целью повышения интереса к литературному наследию поэта можно предложить такие направления работы, как:
- Конкурс чтецов на материале поэзии Н. Шилова среди учащихся.
- Конкурс докладов, проектов, викторин о жизни и творчестве поэта.
- Музыкальная гостиная на материале песен на стихи Н. Шилова.
- Фестиваль семейных театрализаций стихотворений Шилова.
Подобные мероприятия сыграют важную роль в повышении интереса учеников начальных классов к чтению в целом, к проектно-исследовательской деятельности, во взаимодействии семьи и школы. Они станут прочной ступенькой в изучении родного края, в приобщении к культурному наследию южноуральцев.
Список использованной литературы
- Николай Шилов // Краткая история челябинской детской литературы / [редкол.: Т.О.Бобина и др.]. – Челябинск: Изд-во Марины Волковой, 2013. – С.132.
- Синецкая, Т.М. Шилов Николай Петрович / Т.М.Синецкая // Челябинск: Энциклопедия. – Изд. испр. и доп. – Челябинск: Каменный пояс, 2001. – С.1028.
- Шилов, Н.П. Безусый Самсусам: стихи для детей. – Челябинск: Изд-во Татьяны Лурье, 2001. – 56 с.
- Шилов, Н.П. Диалоги Петрова: стихи для детей. – Челябинск: Изд-во Татьяны Лурье, 2007. – 24 с.
- Шилов, Н.П. Если падаешь с луны: для семейного чтения. – Челябинск: ООО «АЛИМ»; Изд-во Марины Волковой, 2008. – 48 с. – (Серия «От 7 до 12»).
- Шилов, Н.П. Лето в банках: стихи для детей. – Челябинск: MPI, 2006. – 104 с.
- Шилов, Н.П. Посвящение в лягушки: стихи для детей и взрослых. – Челябинск: АвтоГраф, 2001. – 45 с.
- Шилов, Н.П. Три дождя тому назад: стихи для детей. – Челябинск: Изд-во Татьяны Лурье, 2006. – 36 с.
- Шилов, Н.П. [Стихи] // Хрестоматия по литературе родного края. 1–4 кл. / 2-е изд., перераб. / Сост. А.Б.Горская, Н.А.Капитонова и др. – Челябинск: ООО «Издательский центр «Взгляд», 2002. – С.26-28, 85-86, 152.
- Шилов, Н.П. [Стихи] // Краткая история челябинской детской литературы / [редкол.: Т.О.Бобина и др.]. – Челябинск: Изд-во Марины Волковой, 2013. – С.133-136.
- Шилов Николай Петрович // Хрестоматия по литературе родного края. 1–4 кл. / 2-е изд., перераб. / Сост. А.Б.Горская, Н.А.Капитонова и др. – Челябинск: ООО «Издательский центр «Взгляд», 2002. – С. 340-342.
Электронные ресурсы
- Гизатуллин Э. Писатель Николай Шилов: «Праздники и стихи – моя профессия!» [Электронный ресурс]: http://www.detvora74.ru/articles/?id=341
- Капитонова Н.А. Николай Петрович Шилов. Детский поэт [Электронный ресурс]: — URL: http://www.chodb.ru/chest/shilov-n-p.php
- Рахлис Л.Я. Детский поэт Николай Шилов [Электронный ресурс]:- URL: http://levrakhlis.narod.ru/shilov.html
Приложение 1
Анкета
- Читаете ли вы в свободное время, самостоятельно или с родителями (семейное чтение)? ______________________________________________________________
- Каких поэтов вы знаете? ______________________________________________________________________
- Знакомы вам стихи поэта Николая Шилова? ______________________________________________________________________
Вот некоторые его стихи.
Кому кто нужен
Если Муха после стужи
Разболеется всерьёз,
Значит, Мухе срочно нужен
Доктор МУХА-ГОРЛО-НОС.
Ну, а если занеможет
Жизнерадостный Барбос,
То несчастному поможет
Доктор УХО-ГОРЛО-ПЁС.
Конфеты
— Нам давно, — кричат конфеты, —
Надо выдать пистолеты.
Только за день в пятый раз
Покушаются на нас!
Капустный пирог
— Я сегодня не едок,
А-а-а!
Мне не нравится пирог,
У-у-у!
Он недопечёный,
Он переперчёный,
И к тому ж не видно
Повидло, о-о-о!
Вот такие пироги,
Если встал не с той ноги.
Объявление
Хочу познакомиться
С девочкой ЛЮДОЙ,
Желательно плаксой
И страшной занудой.
Номер такой-то,
Звоните в обед,
ЛЮДОед.
Хорошая Погода
Хорошая Погода
Два месяца стояла,
Хорошая Погода
Решила отдохнуть.
И вот однажды утром
С Центрального вокзала,
Ни с кем не попрощавшись,
Она пустилась в путь.
Теперь она на море,
Теперь она на пляже
Здоровье поправляет,
Наверное, своё.
Давай мы ей напишем,
Давай мы ей расскажем,
Как холодно и скучно
Нам стало без неё.
Пчела
Я сказал Пчеле:
-Пчела!
Вы же были здесь
Вчера,
Точно в этот же
Цветок
Погружали
Хоботок.
-Ну и что же,
Что была,
Может, что
Оштавила.
Я прошу прошшения
Жа проижношшение –
У меня шейчаш
Жабот,
Ижвините,
Полон рот.
- Понравились вам эти стихи? _________________________________________
- Какое настроение создалось у вас после их прочтения?
- Какие наблюдения и выводы можно сделать о персонажах и сюжетах стихотворений Николая Шилова? _______________________________________ ____________________________________________________________________
- Вам захотелось ближе познакомиться с творчеством поэта? _______________