Этот пост — восстановление исторической справедливости и возврат к событиям 2009-ого года.
Недавний сольник Яниса Грантса мы анонсировали как первый поэтический вечер в Челябинске, именно поэтический, а не авторский, т.е. без выхода коллег на сцену, без признаний учеников, без рассуждений автора — стихи, сопровождаемые иногда музыкой и видео. Но, оказалось, в Челябинске уже был такой чисто поэтический вечер. 9 октября 2009 года в Концертном зале имени Прокофьева Челябинского концертного объединения состоялся творческий вечер-презентация нового сборника стихов поэта Константина Рубинского «Развязка».
Статья Лидии Садчиковой о первом челябинском поэтическом вечере была опубликована в газете «Южноуральская панорама«:
«Нечасто за последние годы на филармонической сцене царит поэзия. Челябинцы назовут разве что вчера встречи с поэтом Евгением Евтушенко, да редкие выступления Александра Филиппенко или Сергея Юрского, которые все же, в первую очередь, артисты и стихи «играют». И вот целый вечер практически один на один с залом Константин Рубинский.
Челябинцам его представлять не надо: город знает лауреата «Новых имен» с малых лет. Не разочаровал он своих почитателей, став взрослым. Константин продолжает сочинять не только стихи, но и музыку, прекрасно играет на флейте, фортепиано, занимается драматургией. Спектакли Свердловского театра музыкальной комедии, для которых он писал либретто, получили две «Золотые маски».
Недавно зрители аплодировали совместному проекту поэта и камерного оркестра «Классика» под руководством Адика Абдурахманова «Кармен-сюита».
И вот очередной виток в творческой биографии — поэтический вечер-презентация нового сборника стихов.
— Меня многие спрашивают, почему я дал такое название книге «Развязка», — говорит Константин. — Это стихи последнего десятилетия, где я «развязал» некоторые узлы, возникшие в мои юношеские годы. Время многое объясняет и непонятное, беспокоящее, мучающее тебя, наконец, проясняется. Конечно, я понимаю, что следующие десятилетия могут принести немало новых и, могут быть, более сложных «завязок», но хотя бы с этим периодом жизни я уже попрощался.
В книгу вошла лирика, в том числе философская, «выяснение отношений с Создателем», цикл «Переводы без оригинала» — стилизации западноевропейской поэзии двадцатого века а la Рильке, а также философско-поэтические сентенции цикла «Законы существа». Презентацию попробовал сделать без пафосных претензий. 70 минут поэзии, которые были предложены публике, это, конечно, эксперимент. Я не знал, много ли найдется людей, способных слушать столько времени стихи, нужно ли им это. Честно говоря, публика меня поразила серьёзной жадностью «вслушивания». Когда вышел на и сцену увидел полный зал, то сразу почувствовал — мне сделан драгоценный дар. Люди оказались готовы принять, чем я хотел поделиться.
Хочется отметить, что и режиссура, и сценография, и музыка, звучавшая в этот вечер, тоже Константина Рубинского, который к тому же сыграл на флейте и спел песню собственного сочинения, еще раз удивив публику и вызвав овации.
— Я не пропустила в жизни ни одного поэтического вечера в филармонии, — поделилась впечатлениями одна из зрительниц Амега Петрова, — потому что люблю поэзию. За творчеством Константина Рубинского слежу давно, он буквально потряс меня, когда я несколько лет назад познакомилась с его совсем недетским творчеством. Вечер в концертном зале был подарком судьбы: мы услышали зрелого поэта, поражающего многогранностью и талантливостью.
— Константин раскрылся на этом вечере со многих сторон: актер, сценарист, режиссер, автор звуковой и световой партитур. Слушая его музыку, многие плакали, — говорит театровед Клара Антонова.
Аспирант Ярослав Русанов признается, что был просто поражен реакцией зала: «Люди кричали, бисировали, стоя аплодировали и долго не отпускали поэта».
— Я вышел из зала с «умытой душой», — так выразил свои впечатления один из зрителей — Максим Овчаренко.
Мы задали после выступления Константину Рубинскому несколько вопросов: как ему пишется, есть ли какие-то задумки на будущее.
— К сожалению, я не имею возможности закопаться в тесной скорлупке и писать, писать, писать… Хотя мне этого очень хочется. Времени катастрофически мало. Пишу, когда уже не писать невозможно, — ответил Константин. — С этим камерным, в общем-то, вечером, кажется, я перешагнул и некую черту камерности. Убедился, что стихи, как и во все времена, необходимы многим. И благодарен Алексею Николаевичу Пелымскому, руководителю концертного объединения, который пошел на такой шаг, предоставив один из лучших концертных залов, чтобы в нём звучали стихи.
Я решил, что прозы не будет вовсе. То есть, как класса. Комментариев, поздравлений, служебных слов — ничего. И просто читал стихи 70-80 минут. То есть, это был своего рода эксперимент: сможет в наше время поэзия обойтись без эффектных подпорок — театрализации, видео, хвалебных комментариев, прочих перебивок? Да, было чуть-чуть музыки — самой прозрачной, самой безыскусной (тоже авторской). И пару-тройку раз по сцене промелькнули дети, мои ученики — как некие музоподобные сущности, чей вызов был «инициирован» поэзией. Вот, собственно, и всё.
В общем, слово оказалось самодостаточным. И полный зал слушал, замерев. Это и было самым большим счастьем — осознание необходимости слова, ощущение жадности, с которой люди его впитывали, понимали, начинали различать его смысловую ткань, проникать во второй, третий план. И мне потом многие говорили, что поэзия вообще была для них загадкой до этого вечера (и не только моя). А тут будто получили ключ. И пожилые люди, и дети замечали: слово ожило, перестало быть буквочками на бумаге, оно впитывалось порами. Для меня это большая ценность, и такие признания сами по себе большой дар.
Поэзия для меня не единственный способ творческого существования. Но мне очень хотелось бы, чтобы люди, особенно молодые, открыли для себя мир, который и в самом деле омывает, очищает человеческую душу. А в море стихов находили для себя такие, как говорит мой любимый поэт Кушнер, «в которых хочется остаться».
Лидия СТАРИКОВА
Фото Сергея Жаткова
На сцене: Константин Рубинский, Вера Горшкова (флейта, челеста), Иван Ткачёв (флейта), Александра Горшкова (арфа).
Нина Пикулева
19 мая 2013Большое спасибо за этот, пусть задержавшийся во времени, но очень зрелый, очень достойный, высокий репортаж о том памятном поэтическом вечере, на котором была и я. Фото Сергея Жаткова — ему подстать, спасибо. Всем, причастным к этому вечеру и репортажу — новых удач, вдохновения и полёта…