«Главная задача – не остановить алюминиевый завод»

На Саяно-Шушенской ГЭС за 5 дней до аварии рапортовали о максимальной за всю историю выработке

На прошлой неделе на федеральной трассе М-5, прозванной «дорогой смерти», погибло пять человек. За месяц на этой трассе полегло десять большегрузов. Место всех аварий – мост через реку Малая Сатка. На время ремонта моста (похоже, бесконечного ремонта) движение через реку стало односторонним, а разогнавшиеся на спуске машины не успевают затормозить. Перед мостом, конечно же, стоят дорожные знаки, только кто ж на них внимания обращает, если можно легко и быстро катиться под гору, к собственной смерти.

На Саяно-Шушенской ГЭС, наверное, тоже были свои знаки, предупреждающие о возможной аварии. Только там тоже замечали не знаки тревоги, а рапорты о благополучии и готовности к непредвиденным ситуациям. Год назад на СШ ГЭС имени П.С. Непорожнего проводилась комплексная проверка комиссией Ростехнадзора. Цитата с сайта ГЭС: «В заключении записано, что выявленные комиссией нарушения не препятствуют безопасной эксплуатации оборудования и сооружений. Было отмечено также оперативное реагирование руководства и персонала предприятия на устранение выявленных нарушений во время работы комиссии. В настоящее время разрабатываются мероприятия по устранению всех отмеченных комиссией нарушений в установленные сроки». Наверное, замеченные комиссией нарушений действительно не препятствовали безопасной эксплуатации ГЭС и действительно были устранены в установленные сроки.

Незадолго перед аварией, 11 августа, на сайте Саяно-Шушенской ГЭС появился очередной рапорт: «Состояние гидротехнических сооружений соответствует проектным параметрам. В работе находится девять гидроагрегатов из десяти. Один из гидроагрегатов – гидроагрегат № 6 находится на плановом ремонте, который был начат в январе этого года и будет закончен в августе». А 2 июля пресс-служба ГЭС сообщила, что на Саяно-Шушенской ГЭС зафиксирована максимальная за всю историю существования гидроэлектростанции выработка электроэнергии. «Персонал гидроэлектростанции осознает огромную ответственность, которая стоит перед ним при решении таких важнейших задач, как обеспечение безопасности гидросооружений, бесперебойной поставки электроэнергии и выдачи мощности. Для выполнения этих задач требуются высокий уровень эксплуатации и надежная работа оборудования, опирающаяся на своевременный и качественный ремонт. Особенно актуальным решение этой задачи становится в паводковые периоды», – говорилось в сообщении.

Слово «гидроудар», употребляемое большинством интернет-СМИ в качестве возможной причины аварии, на сайте Саяно-Шушенской ГЭС нет вообще. Но тревожные знаки о состоянии самой мощной российской ГЭС появлялись и в открытом доступе. В частности, в «Википедии», со ссылкой на журнал «Гидротехническое строительство, № 11, 2008», говорится: «С 2011 года планируется начать постепенную замену рабочих колёс гидроагрегатов, конструкция которых оказалась не очень удачной – наблюдается повышенное трещинообразование, на определённых режимах эксплуатация гидроагрегатов не допускается».

Почему ремонт был назначен только на 2011-й? Почему до сих пор не сдана Богучанская ГЭС, строительство которой тянется с 1980-го? Почему в сообщениях об аварии нет слова «люди», а есть слово «население»?

Может быть, потому, что у большинства чиновников и бизнесменов в России приоритеты сейчас, как у Виктора Зимина, председателя Правительства Республики Хакасия: «Главная задача – не остановить Саянский алюминиевый завод…Что касается населения, нет никакой озабоченности, не надо никаких переживаний, все нормально».
«Главная задача – не остановить алюминиевый завод» http://slon.ru/russia/glavnaya_zadacha_ne_ostanovit_alyuminievyy_zavod-113648.xhtml


Добавить комментарий