Государство должно поддерживать граждан, а не бизнес

Наше государство «любит» поддерживать бизнес, особенно малый. Отношение государства к бизнесу напоминает анекдот Хармса про Толстого: «Лев Толстой очень любил детей. Утром проснется, поймает кого-нибудь и гладит по головке, пока не позовут завтракать».

Во время кризиса любовь государства к бизнесу резко возрастает – и слов о поддержке бизнеса становится больше, и озабоченности больше на лицах власть имущих всех уровней, и преференций в сторону бизнеса больше. Всего больше: бизнес, которому оказывают поддержку, даже укрупняется. Во время кризиса государство начинает любить крупный бизнес.

25 декабря 2008 на сайте правительства РФ был опубликован список предприятий, которым государство обещало поддержку во время кризиса. Большинство этих предприятий затем вошли в Перечень системообразующих организаций, утвержденный правительственной комиссией по повышению устойчивости развития российской экономики. Сейчас в списке 304 организации. Министерство экономического развития разработало методику отбора этих предприятий, формы оказания помощи, сочинило меморандум по программе господдержки, даже раздел «Системообразующие организации» на собственном сайте завело, поставив его в один ряд с федеральными агентствами.

А вот сможет ли повлиять государственная поддержка этих предприятий на хотя бы локальное оздоровление нашей экономики? Например, на улучшение состояния не только предприятий из Перечня, но и их поставщиков? В поисках ответа на этот вопрос я провела небольшое исследование.

Методология моего исследования проста. Зашла на сайты ряда предприятий-претендентов на государственную поддержку. Посмотрела, проводят ли эти предприятия закупки на конкурсной основе (тендеры, электронные торги, конкурсы), сколько проводится таких закупок и когда были последние. Изучила, каков механизм проведения тендеров, если они проводятся: есть ли регламент их проведения, одинаковы ли правила для всех, или эти правила надо узнавать «по звонку». «Примерила» на свой бизнес и бизнес моих партнеров возможность участия и победы в тендерах этих предприятий.

В итоге: из 12 изученных системообразующих предприятий семь предприятий тендеров не проводят вообще. Из пяти предприятий, проводящих тендеры, только у двух на сайте размещены точные и полные правила проведения конкурсных торгов. По моей субъективной оценке как представителя малого бизнеса и как руководителя «Регионального центра субконтрактации», государственная поддержка пойдет «впрок» только четырем предприятиям и их поставщикам. Точнее, нет гарантий, что пойдет впрок, но есть шанс, что третья часть системообразующих организаций работает над снижением затрат, а их поставщики ощутят на себе поддержку, которую государство оказало их потенциальным заказчикам. Господдержка 2/3 организаций ситуацию вокруг них вряд ли изменит. Не любят системообразующие организации гласность и прозрачность в расходовании своих средств. И благодарности государству за его заботу не демонстрируют. Как в еще одном анекдоте Даниила Хармса: «Лев Толстой очень любил детей. Они же его боялись. Они прятались от него под лавку и шушукались там: «Робя, вы этого бойтесь – еще как трахнет костылем!»

***
Я не понимаю, почему государство должно поддерживать бизнес, хоть малый, хоть крупный. Мне гораздо понятнее и милее, когда государство поддерживает своих граждан. Джон Прикрл, наш консультант по программе ТАМ Европейского банка реконструкции и развития, рассказывал, что в Канаде правительство объявило об уменьшении подоходного налога на 4 тыс. канадских долларов, если на эту сумму налогоплательщик что-то купит или сделает для своего дома или квартиры. Народ кинулся делать ремонты, покупать полезные и бесполезные вещи – увеличился оборот денег, у бизнеса появились заказы, удалось избежать затоваривания. На вопрос Джона: «А как российское правительство борется с кризисом?» я не смогла внятно ответить. Объяснение про господдержку крупного бизнеса Джон не понял.

http://slon.ru/economics/gosudarstvo_dolzhno_podderzhivat_grazhdan_a_ne_biz-87618.xhtml


Добавить комментарий