…Наши современники живут здесь и сейчас, и тем самым пишут историю, создают свои биографии, встречаются, разговаривают, влюбляются и ссорятся, строят и разрушают… Эти исторические лица и есть фундамент для будущих поколений, по состоянию которого они будут судить о нашем далеком прошлом.
В.Б. Феркель
А.Толстой, говоря о творческой истории романа «Петр I» писал: «Работа над «Петром» для меня прежде всего — вхождение в историю через современность… Результат тот, что история стала раскрывать мне нетронутые богатства». Так и для нас, участников проекта «История в лицах», познание прошлого началось с осознания дня сегодняшнего.
Читая путевые заметки участников автопробега, я вдохнула (не побоюсь этих высоких слов) глоток чистого воздуха: в каждом слове жизнь, душа, юмор и боль за Россию. И в противовес этому – непонимание, равнодушие некоторой части общества. «Тяжелое наследие прошлого века в лицах еще прослеживается, но стоит посмотреть в глаза, заговорить с конкретным человеком и просыпается в человеке Человек». На мой взгляд, мы, учителя, проработавшие в школе 25 и более лет, уставшие от всевозможных проверок, реформ, с осторожностью воспринимаем новое, например, ИКТ, нам легче идти по проторенному пути. Но имеем ли мы тогда право вести за собой детей?!
Участвовать в проекте я предложила учащимся 7 класса. Как мотивировала их? Во-первых, ребятам было приятно, что предложили участвовать в проекте именно им; во-вторых, увлекла идея создания электронных образовательных ресурсов (это было для них что-то новое), презентация результатов работы на общешкольном уровне и, конечно же, поощрение. Чтобы выполнить задания, мы разделились на группы и начали сбор материалов. Работа увлекла ребят. Но иногда у них были минуты разочарования и желание бросить все, когда что-то не получалось. Тогда вместе садились за компьютер и работа начиналась. Главное, чтобы ученики чувствовали поддержку учителя, знали цель работы и зачем им это нужно. Мне бы очень хотелось, чтобы они имели свою точку зрения по тому или иному вопросу, могли отстаивать ее, но при этом уважали мнение других.
Участвуя в данном проекте, ребята только прикоснулись к эпохе Крестьянской войны под предводительством Е.Пугачева, и, я думаю, настанет момент, когда у них возникнет желание полностью прочитать эпопею В.Шишкова «Емельян Пугачев», чтобы познать историю своей страны. Должно прийти время…
Журбина В.В.