Издательское дело в Челябинской области будет простимулировано

ass08100901В Челябинске в «Издательстве Марины Волковой» 15 октября прошла первая встреча инициативной группы по разработке Программы по продвижению чтения и развития издательской деятельности в Челябинской области.

Инициаторами выступили “Издательство Марины Волковой” и Главное управление по делам печати и массовых коммуникаций.

Участие в работе над программой приняли 10 человек: представители от авторов, издателей, полиграфистов, книготорговцев. Активисты создали рабочие группы и прописали свои предложения в соответствующие направления. Всего предполагается девять направлений: «Государственная поддержка чтения и книгоиздания», «Общественная поддержка издательской деятельности», «Идеологическое обеспечение формирования общественного интереса к чтению», «Развитие и совершенствование книготорговли», «Развитие библиотечного дела», «Развитие полиграфической базы», «Создание нормативно-правовой базы», «Развитие детского чтения», «Семейное чтение».
У разработчиков много идей: создание инновационного издательского дома Челябинской области по типу бизнес-инкубатора, Южно-Уральской книжной палаты, единого издательского договора между типографией и издательством, разработка электронной газеты, где были бы представлены последние книжные новинки, использование социальной рекламы для пропаганды чтения, включение книготорговли в программу поддержки малого предпринимательства, клуба на базе ассоциации для обсуждения качества издаваемых книг, содержания, дизайна и многое другое.
На создание документа может уйти несколько месяцев, отметила Марина Волкова, поэтому, чтобы ускорить процесс, согласование и дополнения в проект будут проводиться по электронной почте.
Следующая встреча инициативной группы состоится в конце октября в офисе Издательства Марины Волковой (улица Худякова, 20, 3-й этаж).
Итоги первой встречи авторов, издателей, полиграфистов и книготорговцев Челябинской области
В результате первой встречи (08.10.09) авторов, издателей, полиграфистов, издателей и книготорговцев Челябинской области и первого заседания инициативной группы (15.10.2009) поступили многочисленные конкретные предложения для разработки направлений Программы.
Кроме того, после первой встречи ее участниками был высказан ряд предложений, которые также вошли в данный документ. Предложения к разработке программы распределены по направлениям Программы, предложенной Волковой М.В.
(Тексты предложений редактуре не подвергались, близки к авторскому варианту. В скобках указана фамилия автора предложения).

Программа поддержки чтения и развития издательской деятельности Челябинской области

Цель:войти в тройку лидеров РФ по издательской деятельности.
Задачи:
– повысить уровень качества издательской деятельности в регионе;
– создать инновационный издательский кластер;
– сделать чтение и связанные с ним процессы одним из популярных способов организации досуга.

Государственная поддержка чтения и книгоиздания
Предложения:
1. Разработать и утвердить законом Челябинской области Программу поддержки чтения и развития издательской деятельности в Челябинской области (Волкова М.В.)
2. Для разработки программы создать инициативные группы из числа издателей, полиграфистов, книготорговцев с привлечением представителей Правительства Челябинской области, обратиться к Губернатору Челябинской области с письмом о содействии в формировании групп (Волкова М.В.)
3. Для результативной работы сейчас необходимо работать на стыке Министерств образования, культуры и Управления по делам печати и массовых коммуникаций (Кимайкин С.И.)
4. Министерство экономического развития, разрабатывая программу поддержки, ориентировано на туризм, народные промыслы, малый бизнес, но туда нужно вводить и книготорговлю. Это реальный путь поддержки книгоиздания. (Богдановская Л.Ф.)
5. Желательно, чтобы в Ассоциацию вступило и Министерство культуры Челябинской области, в этом случае удалось бы избежать некоторых моментов недопонимания (Белозерцев А.К.)
6. Идея создания Издательского дома Челябинской области (Кимайкин С.И.)
7. Компенсация части расходов за участие в выставках (Кимайкин С.И.)
8. Создание инновационного «инкубатора», «Издательского дома Челябинской области»
Финансирование – через Министерство экономического развития
9. Сбор информации о состоянии книгоиздательской отрасли в регионе и ее анализ. Создание реестра предприятий отрасли, действующих лиц отрасли и проводимых мероприятий. (Волкова М.В.)
10. Подготовка законов ЧО «Об издательской деятельности» с соответствующей программой «Программа поддержки и развития издательской деятельности в ЧО» и «Об обязательном экземпляре» (на основе российского ФЗ).(Волкова М.В.)
11. Подготовка предложений по организации печатания учебников на полиграфической базе ЧО через покупку у издательств прав на тиражирование изданий. (Волкова М.В.)
12. Проработка вопроса о создании инновационного кластера «Издательская отрасль ЧО».(Волкова М.В.)
13. Обеспечение правовой, информационной и организационной помощи издательствам, полиграфистам и книготорговцам в создании некоммерческого объединения. (Волкова М.В.)
14. Разработка предложений по созданию Южно-Уральской книжной палаты с целью направления областного бесплатного экземпляра в областные библиотеки, ведения областной статистики книгоиздания и печатной продукции. (Волкова М.В.)
15. Разработка положения о грантах для издательств и авторов на выпуск книг по краеведению, изданий для детей и юношества, изданий местных авторов, чье творчество признано культурно значимым; о грантах для организаций и учреждений на проведение исследовательских работ по проблемам чтения и на проведение мероприятий по популяризации чтения.(Волкова М.В.)
16. Финансирование ежемесячного выпуска электронной газеты «Книжное обозрение Челябинской области» и ее рассылки по учреждениям культуры, образования, библиотекам, органам власти.(Волкова М.В.)
17. Разработка и реализация областных издательских программ, поддерживаемых Правительством ЧО, книг по краеведению, истории и культуре ЧО и народностей, в ней проживающих, книг для детей и юношества. Организация экспертного совета. (Волкова М.В.)
18. Оказание поддержки издательствам, выпускающим книги и периодическую продукцию для детей и семейного чтения. (Волкова М.В.)
19. Оказание поддержки периодическим изданиям, в т.ч. литературно-художественным, пропагандирующим чтение как норму жизни, работающим под девизом «Читать модно!»(Волкова М.В.)
20. Подготовка предложений о стимулировании современных южноуральских авторов, художников, издателей и распространителей социально значимой литературы. (Волкова М.В.)
21. Разработка и организация мероприятий, направленных на развитие издательского дела (конкурсы в области книгоиздания, фестивали, ярмарки и т.п.) в соответствии с «Программой поддержки и развития издательской деятельности в ЧО».(Волкова М.В.)
22. Разработка системы мер по контролю за качеством выпускаемой в типографиях ЧО книжной продукции, а также за качеством книжной продукции, ввозимой из-за пределов ЧО и распространяемой через книготорговлю.(Волкова М.В.)
23. Разработка системы комплексных мероприятий по повышению заинтересованности издательств и авторов в выпуске книг для детей, для семейного чтения, краеведческой литературы, литературы патриотического содержания, литературы высокого художественного уровня.(Волкова М.В.)
24. Разработка системы комплексных мероприятий, направленных на повышение качества издательской деятельности в ЧО. (Волкова М.В.)
24. Средства, выделенные из областного бюджета на издание общественно значимой литературы, на всех этапах изготовления книги должны быть распределены между типографиями и издательствами только Челябинской области

Общественная поддержка издательской деятельности
Предложения:
1.Создание Ассоциации полиграфистов. издателей, книготорговцев и авторов Челябинской области (АПИКА) (Волкова М.В.)
2. Разработка и продвижение единого бренда АПИКА на территории России.(Волкова М.В.)
3. Создание постоянно действующего общественного экспертного совета при АПИКА. (Волкова М.В.)
4. Участие Ассоциации в общественной жизни Челябинской области:
– участие в Общественно-политических вернисажах;
– рекомендация представителю АПИКА в Общественную палату ЧО;
– участие в подготовке и проведении мероприятий ЧО, посвященных пропаганде книг и издательской деятельности (Фестиваль книги; конкурсы СМИ; конкурсы, проводимые библиотеками; конкурсы; проводимые Управлением образования и т.д.);
– участие в мероприятиях российского масштаба, посвященных пропаганде чтения и издательской деятельности (участие в выставках, конференциях, конкурсах, грантах и т.п.);
– инициация вынесения темы чтения и издательской деятельности на общественные слушания в городской думе Челябинска и ЗСО;
– взаимодействие с общественными организациями области по вопросам пропаганды чтения и издательской деятельности, проведению совместных мероприятий;
– взаимодействие со СМИ по вопросам пропаганды чтения и поддержки издательской деятельности;
– взаимодействие с властными структурами по вопросам разработки и реализации программ, грантов, целевых заказов, направленных на пропаганду чтения и поддержку издательского дела в Челябинской области.(Волкова М.В.)
5. Инициация АПИКА мероприятий областного масштаба, направленных на выявление и продвижение людей, структур, предприятий, организаций, осуществляющих поддержку книгоиздательству и пропаганде чтения (конкурсы, выездные заседания АПИКА, создание и обеспечение работы сайта, участие в создании газеты «Книжное обозрение Челябинской области» и т.п.)(Волкова М.В.)
6. Создание фонда книг-подарков для победителей конкурсов, фестивалей, других мероприятий, проводимых некоммерческими организациями города. (Волкова М.В.)
7. Разработка рекомендаций по подготовке изданий для общественных организаций города, проведение коллективной презентации возможностей членов АПИКА для общественных организаций, политических партий, религиозных и национальных объединений.(Волкова М.В.)
8. В Ассоциацию должны войти все творческие союзы: Союз писателей, Союз журналистов, Союз художников (Синицын О.Н.).
9. Нужно взаимодействовать с федеральными институтами, не только органами власти, но и общественными институтами (Захаров А.А.)
10. Проведение лекций по чтению в школах и высших учебных заведениях, встреч с писателями и поэтами
11. Проведение систематичных Читательских марафонов издательства Челябинской области.
12. Продвижение чтения членами Ассоциации.

Формирование общественного интереса к чтению
Предложения:
1. Создание электронной газеты «Книжное обозрение Челябинской области» с такими разделами, как Книги, Авторы, Читатели, Мероприятия, Критика и отзывы, Мнение (о процессе), он-лайн обсуждения книжных новинок (Волкова М.В.)
2. Издание доступного журнала «Книжное обозрение», созданного для продвижения южноуральских авторов (Боже В.С.)
3. Поддержка в первую очередь не издательства, а читателей. Первостепенная задача – формирование интереса к чтению (Шмидт Н.С.)
4. Превратить «Читательские марафоны» в культурную традицию Челябинской области (Волкова М.В.)
5. Проведение ежегодного фестиваля «Южноуральская книга»
6. Составить реестр книжных фестивалей, выставок, ярмарок
7. Составить реестр творческих объединений
8. Составить реестр «книжных» конкурсов для читателей
9. Проведение систематических выставок полиграфической продукции
10. Популяризация в библиотеках ЧО книг региональных издательств (стенды с новинками)
11. Систематичные встречи экспертов книжного бизнеса для обсуждения книжных новинок региональных издательств
12. Разработка положений о постоянно действующем Клубе экспертов при Ассоциации
13. Создание при Ассоциации отдела статистики книг
14. Книжная торговля может использоваться как механизм быстрого продвижения молодых авторов
15. Активно заниматься социальной рекламой.
-На бесплатных рекламных площадях должны использоваться рекламы по пропаганде чтения
-На коммерческие рекламные площади должны быть введены квоты на социальную рекламу
-необходимо провести конкурс на лучшую социальную рекламу
16.Изготовление наглядной агитации по пропаганде чтения в образовательных учреждениях за счет бюджета.
17. На областном радио и телевидении проводить передачи о книгах русском языке
18. Составить список информационных поводов для рекламы книги. Перед Днем Победы проводить рекламную акцию по книгам о войне, в день знаний проводить выставки учебной книги, как в этом году возле ЧОУНБ. Активно использовать информационные поводы
19.Создание образцов высокохудожественной книги ,которую приятно взять в руки и которая сама побуждает к чтению
20.Привлекать политически значимых и харизматичных людей для пропаганды чтения

Развитие и совершенствование книготорговли
Предложения:
1. Создание единой структуры оптовой книготорговли, контролируемой государством (Захаров А.А.)
2. Создание государственных издательств, или государственная поддержка книжного бизнеса (Захаров А.А.)
3. Выделенные для региональных издательств отделы/полки в книжных супермаркетах (Захаров А.А.)
4. Создание книжного магазина «Уральский писатель» (Пикулева Н.В.)
5. Каждый книжный магазин должен иметь квоту по реализации региональных книг (Синицын О.Н.)
6. Книготорговля относится к ведению Министерства промышленности и торговли, тогда как логично книготорговлю выводить в ведение Министерства культуры либо Главного управления по делам печати и массовых коммуникаций (Богдановская Л.Ф.)
7. Активизировать работу издателей по продаже своих книг, по взаимодействию с книготорговыми организациями (Богдановская Л.Ф.)
8. Книготорговые организации, имеющие на территории Челябинской области и в г. Челябинске торговые точки, магазины, в обязательном порядке должны иметь в своем ассортименте не менее 1 процента наименований книжной продукции уральских авторов либо не менее 1 процента таковой продукции в обороте (Синицын О.Н.)
9. Книготорговые организации, активно способствующие продвижению уральских авторов в книготорговой сети Челябинской области, получают налоговые льготы, субсидии и прочие привилегии на областном уровне (Синицын О.Н.)
10. Ассоциация издателей, авторов и книготорговцев составляет список рекомендуемой литературы уральских авторов для активного распространения в торговой сети Челябинской области (Синицын О.Н.)
11. Издательства, находящиеся на территории Челябинской области, выпускающие не менее 80 процентов продукции уральских авторов (на собственном оборудовании), попадают под щадящий льготный налоговый режим, получают от органов исполнительной власти субсидии, кредиты, госзаказы и прочую финансовую и правовую поддержку (Синицын О.Н.)
12. Поощряются организации, ассоциации, частные лица в любых формах пропагандирующие и продвигающие на книготорговом рынке продукцию южноуральских издательств (литературу, полиграфические изделия) (Синицын О.Н.)
13.Ввести в программу экономического развития Челябинской области для целей оказания финансовой и имущественной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства в приоритетные виды деятельности на территории Челябинской области книгоиздание и книготорговлю .
Способ реализации – подготовить письмо от Ассоциации для Министерства экономики
14.Во всех разрабатываемых документах, письмах после слов книгоиздание не забывать слова Книгораспространение. Какая–никакая поддержка книгоизданию оказывается, книгораспространению – нет.
15. Поддержать создание Ассоциации с инициированием слушания в Законодательном Собрании Программы поддержки чтения (срок октябрь – ноябрь)
16. Разработать Деловую Этику, Деловую Хартию членов Ассоциации
17.Открыть на территории Челябинска магазин «Умной книги»
18.Составить список литературы, требующей переиздания и передать его в Министерство печати .
19. Активно работать со спонсорами. Формирование “спонсорского пакета”.

Развитие библиотечного дела
Предложения:
1. Сегодня московские книготорговые организации вместе с книгами дают электронное описание книг. Библиотекари в этом заинтересованы, надо перенять опыт местным издательствам (Сабашвили О.В.)
2. По примеру Санкт-Петербурга для муниципальных библиотек необходимо создать электронный каталог книгоиздателей и книготорговцев Челябинской области (Сабашвили О.В.)
3. Местным издательствам активнее контактировать с библиотеками, выходить с инициативой по организации запросов котировок. (Сабашвили О.В.)
4. Отдел маркетинга предлагает издательствам Челябинской области активно участвовать в следующих проектах:
– проекте “Центра ЛИБНЕТ” – “Комплектование.RU”, проект очень активно раскручивается и Интернет-каталог используется библиотеками России.
– в проекте “Каталогизация перед публикацией” (подробности можно узнать у Штыхван Веры Николаевны, руководителя отдела маркетинга ЧОУНБ)
5. Включить представителей библиотек в состав совета по определению тиража книг (Библиотека им. В. Маяковского)
6. Участие представителей библиотек в рецензировании издательского портфеля (Библиотека им. В. Маяковского)

Развитие полиграфической базы
Предложения:
1. Разделить типографии по специфике печатаемой продукции, составить реестр типографий с указанием, какой вид печатной продукции типография имеет возможность печатать качественно, с соблюдением ГОСТов (Зубов Б. П.)
2. Разработка единого «прозрачного» издательского договора, общего для всех полиграфистов и издателей (Зубов Б. П.)
3. Систематические выставки полиграфической продукции типографий. Постоянно действующая выставка книг, выпущенных местными издательствами и типографиями (Зубов Б. П.)
4. Определение адекватного времени на изготовление той или иной печатной продукции (Зубов Б. П.)
5. Учет соблюдения ГОСТов типографиями (Зубов Б. П.)
6. Если мы хотим сделать книги доступными, необходимо начинать с бумаги (Синицын О.Н.)
7. Проведение конкурса среди типографий и издательств на лучшее исполнение общественно полезной литературы.
8. Ограничение процента рентабельности в издательствах и типографиях на издание общественно значимой литературы, финансируемой из областного бюджета.

Развитие детского чтения
1. Объединить детское и семейное чтение в одну рубрику (Библиотека им. В. Маяковского)
2. Поставить вопрос о детском периодическом издании или страничке в областных периодических изданиях (Библиотека им. В. Маяковского)
3. В электронной газете “Книжное обозрение” рекомендации самых рейтинговых книг: для детей, юношей, любителей фэнтези ит.д.

Семейное чтение
Создание нормативно-правовой базы (см. раздел Развитие полиграфической базы)
1. Разработать и утвердить законом Челябинской области Программу пропаганды чтения, поддержки и развития издательской деятельности в Челябинской области (Волкова М.В.)

СМИ о встрече:
УРАЛПРЕСС: Поддержка властей может помочь развитию книжного дела в Челябинской области
НОВЫЙ РЕГИОН: Тираж книги в 500 экземпляров на Южном Урале считается колоссальным
ЧГТРК: О встрече в новостях культуры

ass08100902

ass08100903

ass08100905

ass08100906

ass08100907

ass08100908

ass08100909

ass08100910

ass08100911

ass08100912

ass08100913

ass08100914

ass08100915

ass08100916

ass08100917

ass08100919

ass08100920

ass08100921

ass08100922

ass08100923

ass08100924

Ирина Пономарева, Уралпресс


Добавить комментарий