Официоз
26 мая 2009 состоялась IX Всероссийская Конференция представителей малых и средних предприятий. Конференция была организована Торгово-промышленной палатой РФ совместно с Советом Федерации Федерального Собрания РФ и Министерством экономического развития РФ.Содержание ежегодной конференции в этом году было определено ее названием: «Малый и средний бизнес как важнейший фактор обеспеченности социальной стабильности и экономического развития в кризисных условиях».
В конференции приняли участие 512 представителей 58-и субъектов РФ. Из них 42 участника конференции представляли региональную власть, 81 – структуры ТПП, 13 – банковские служащие, 83 – представители инфраструктурных организаций, поддерживающих МСП, 293 – руководители малых и средних предприятий.
В рамках конференции работало четыре секции, одна дискуссионная площадка, несколько видеомостов, пресс-конференция. Итоги конференции были подведены на пленарном заседании. Результат конференции – рекомендации по развитию эффективных инструментов поддержки малого и среднего предпринимательства в условиях мирового финансового кризиса.
Выступления докладчиков прыгали от «проблем» до «перспектив», от пессимизма до оптимизма, и в целом состояние малого бизнеса в стране получалось как «средняя температура по больнице» — в норме. Перспективы, как всегда, выглядели абстрактно, зато проблемы были самыми что ни есть конкретными.
По порядку: первое выступление мое, Марины Волковой, директора фирмы «Лазерные технологии». Тема доклада «Стимулирование экономической активности производственных МПС в условиях кризиса». Главная мысль: «лучшая помощь малому бизнесу – заказы крупного бизнеса, потому стимулировать надо прежде всего крупные предприятия, монополистов и государство, чтобы они делали систему закупок максимально открытой для малого бизнеса». Практически все положения доклада вошли в рекомендации конференции.
Второй доклад, сделанный директором ММЦ «Москва» Сергеем Шабельниковым, был посвящен одному из способов продвижения малых предприятий на рынок – созданию коллективных брендов. Логика Шабельникова такова: одному малому предприятию на рынок не пробиться, слишком велика цена входа. Надо создавать и продвигать коллективные бренды, под маркой которых будет продвигаться продукция целого ряда малых предприятий. Коллективный бренд позволит товарам стать узнаваемыми, с ним проще покорить торговые сети.
В перерыве поговорила с Романом Сало, директором предприятия «Арколор», одного из тех предприятий, что попадают под идею коллективного бренда. Роман такой перспективой доволен, тем более, что все затраты по разработке бренда берет на себя правительство Москвы.
Доклад председателя Совета Санкт-Петербургской Ассоциации малого бизнеса в сфере потребительского рынка Алексея Третьякова прозвучал сигналом SOS: «Новый законопроект о торговле сделан под «Сети – наше все!» Его надо срочно переделывать, иначе мелкорозничная торговля будет уничтожена!» Третьякову же принадлежит скептический афоризм: «Административные барьеры снижаются путем их повышения».
После проблемного выступления Третьякова следующий доклад был посвящен перспективам, на этот раз персективному инструменту информационной инфраструктуры – «Системе Евро Инфо Корреспондентских Центров». С Enterprise Europe Network участников секции познакомил Александр Ерошин, заместитель председателя комитета ТПП РФ по развитию частного предпринимательства, малого и среднего бизнеса.
Но, если предыдущие доклады участниками секции были встречены благосклонно, то следующее выступление вызвало у присутствующих сомнение, а то и неприятие. Андрей Муратов пропагандировал бартер как способ организации движения товаров в кризисный период. Директора ООО «Международный Товарообменный Центр «ИнтЭкс» выслушали внимательно, но в очередь за бартером не поспешили, более того, было высказано мнение, что бартер не будет способствовать выходу из кризиса, а, напротив, усугубит его.
Доклад Антона Мишкина (ЗАО УК «Наше будущее») касался такой формы поддержки малого бизнеса как малобюджетные офисы под ключ. Проект для девелоперов смелый, ведь их конкурентами в предоставлении такой услуги становятся и бизнес-инкубаторы с минимальными ставками.
Сергей Трофимов, президент ГП РЕСТЭК, Санкт-Петербург, рассказал о роли выставок и конгрессов в поддержке малого бизнеса. Для москвичей, представляющих инфраструктуру поддержки малого бизнеса, это был актуальный обмен опытом.
Выступление Олега Пелевина, генерального директора Межрегионального объединения производителей драгоценных металлов, в который раз перевело стрелки секционного заседания от перспектив к проблемам. С болью Олег Викторович поведал об административных барьерах на пути от производителей драгметаллов к их потребителям – предприятиям оборонного комплекса.
Завершило работу секции «перспективное» выступление Аркадия Владимирова, директора Ассоциации по сертификации «Русский регистр». Доклад проходил под лозунгом: «Сертифицируйтесь все! Сертифицируем всё!».
Ведущие секционного заседания – Елена Емельянова и Артем Киселев на комментарии не скупились: тема МСП им известна непонаслышке: Емельянова – президент Международной ассоциации маркетинговых центров «ММЦ», а Киселев – президент НП «Национальное партнерство развития субконтрактации».
Если уж продолжать деление докладов по шкале «проблемы-перспективы», то нельзя не заметить, что перспективностью «страдали» представители инфраструктурных организаций, а проблемностью – представители реального малого бизнеса. Впрочем, в этом нет ничего удивительного, еще из сказок мы знаем: «чем выше сидишь, тем дальше видно».
Если секционное заседание было качественно подготовлено и стройно выстроено, то открытая дискуссионная площадка больше была похожа на выброс эмоций и прожектных идей.
продолжение на стр.2