За памятником Ленину виден районный Дом культуры.
Когда-то его построили заключенные (в 50 км от Аргаяша Кыштым с его колониями). Дом культуры принадлежит не сельскому поселению, а району. В Доме культуры Аргаяшскому поселковому совету выделана всего лишь одна комната – для занятий хора ветеранов.
За запись каждой песни Дом культуры берет с ветеранов плату – 250 рублей за одну фонограмму.
Увы, стадион тоже находится на балансе района.
Но муниципалитет в любых районных соревнованиях принимает самое активное участие. В поселковой администрации – витрины с кубками за спортивные победы.
В Аргаяше 58 «многоэтажек» (двухэтажные дома по сельским меркам тоже попадают в эту категорию). Из 58-и – пять «пятиэтажек».
Центральное отопление, вода, 2 котельные. Обслуживают все это хозяйство МУП «Водоканал» и МУП «ЖКХ». Оба предприятия бездотационные, на бюджетном содержании только баня. Как говорит Нестеров, «баня – наша больная мозоль». Баня работает два дня в неделю – суббота, воскресенье. Билет в нее стоит 25 рублей, а бюджету помывка одного аргаяшца обходится в 50 рублей. Но заведомо убыточное заведение закрывать не спешат – для многих из ее 90-100 посетителей баня – единственная радость в жизни, место для общения и праздничный ритуал. Большинство аргаяшцев моются в банях собственных – в Аргаяше 2,5 тысячи частных домов, в огороде каждого – собственная банька.
В Аргаяше 16 домов, которые имеют статус аварийного и ветхого жилья. Уже 9-й год строятся два пятиэтажных дома, из 84 новых квартир 16 предназначены для «аварийщиков». Дома строит челябинская фирма, и когда они будут сданы – никто не знает.
Раньше финансирование детских садов проходило через центральную бухгалтерию при сельсовете, сельсовет же закупал для детских садов продукты, инвентарь. Сейчас каждый детский сад – самостоятельное юридическое лицо, и связи с поселковым советом остались только «культурные»: поучаствовать в утреннике, подарить нехитрые подарки.
В Аргаяше – 5 детских садов, мест не хватает, но очереди нет – вопросы устройства детей в сад решаются «по звонку». Руководство садиков не отказывает – во-первых, уважают, а, во-вторых, сельсовет, хоть формально за садики не отвечает, от «мужской» помощи никогда не отказывается – то мусор вывезти, то кран починить.
Образовательные учреждения сейчас тоже все самостоятельны. Если раньше сельсовет помогал школам, то сейчас школы помогают поселковому совету.
Главная помощь школ – трудовые отряды. В 2007 году было 4 отряда по двадцать человек, трудовой лагерь работал в 4 смены. В 2008 смен было уже два, а ныне говорят об одной смене. Дети за работу в лагере получают зарплату через бюро занятости, а село получает ответственных и старательных уборщиков. Школьники убирают берег озера, парк, общественные места, у которых нет «хозяина».
В ответ поселковый совет каждый год перечисляет по 1-2 тысячи школам на проведение выпускного вечера (за родителей, которые сами не могут оплатить эти затраты), не жалеет грамот и добрых слов, участвует в мероприятиях школы и приглашает школьников на мероприятия муниципальные.
Особая миссия местных школьников – вынос знамени на мероприятиях сельского значения. Виктор Васильевич сетует: «Некому флаг нести, нет военных, в военкомате остался один человек, вот и приходится детей привлекать».
В Аргаяше две средние школы, сейчас в них около 1200 учеников. Были времена, когда в каждой из них было по 600, по 900 школьников. Но аргаяшцы уезжали в Челябинск, а на их место приезжали переселенцы из соседних маленьких деревень.
Беда Аргаяша – неблагополучные семьи, есть и беспризорники. Раз в неделю Виктор Васильевич выделяет служебную машину инспектору по делам несовершеннолетних и специалисту по работе с населением, и они объезжают неблагополучные семьи, пытаются вернуть детей в школу. Одному подростку помогли купить одежду, найдя спонсоров на 3000 рублей, устроили в СПТУ (есть в Аргаяше такое, готовит по нескольким специальностям – от трактористов до бухгалтеров). История закончилась плачевно – юноша украл два телефона и снова ударился в бега.
В ведении поселкового совета одно кладбище, зарплата смотрителя славянского кладбища и благоустройство обходится бюджету в 60 тысяч ежегодно. Но мусульманские семьи своих родственников хоронят на мусульманском кладбище, а оно находится на территории соседнего муниципалитета. Поселковый совет планирует помочь соседям и мусульманское кладбище поддерживать в порядке.
Местное самоуправление отвечает за многое, а вот в собственности имеет только … один тротуар. Тротуар построили в 2007 году, затратив на прокладку 1200 метров около миллиона рублей.
Еще 123 тысячи сельсоветом было потрачено на оформление собственности тех объектов, которые сельсовет строил – центральная площадь с дельфинами, горсад им. Горького, тротуар. Но «зеленку» получили только на тротуар – землю площади и парка Аргаяшский район не хочет передавать сельскому поселению. Вопрос собственности – главное противоречие в отношениях между районной и поселковой властью – поселковая власть отвечает, а районная – владеет. Особенно ярко это противоречие проявляется на примере дорог.
Содержание дорог в Аргаяше – забота местного самоуправление. Да и народ за дороги в Аргаяше спрашивает с главы Аргаяша. Ежегодное только ямочный ремонт аргаяшских дорог обходится бюджету поселка в 350 тысяч рублей, а еще затраты на подсыпку, зимнее содержание, обработка от гололеда…
А числятся дороги на балансе у района. Т.е. получается, что местное самоуправление тратится на чужую собственность. И прийти к консенсусу главы района и поселка не могут уже много лет. Конфликт между районной администрацией и администрацией муниципальных образований – одна из самых типичных проблем местного самоуправления.
продолжение на стр.3