Мир детства в поэзии Марины Юриной

Марина Юрина
Марина Юрина

Мир детства в поэзии М. Юриной” – коллективная работа студентов гр. 550, 250 М ОЗО ЧГАКИ О. Будай, А. Симоновой, О. Мустафиной, Н. Егоровой, А. Кожевниковой. Руководитель – Татьяна Олеговна Бобина.

Марина Юрина
Марина Юрина

Челябинский поэт Марина Александровна Юрина – автор полюбившихся читателям сборников стихотворений «Ладошка», «Цирк! Праздник! Детвора!», «Теплое словечко», «Рождественские сказки», коллективного «От 7 до 12». Она признается, что пишет «не просто стихи, а маленькие волшебные истории про детей и взрослых, которые не забыли, как это здорово – быть детьми! Ведь многие взрослые только выглядят, как взрослые, а на самом деле – они – большие дети. А некоторые дети иногда становятся детскими поэтами». Марина Юрина демонстрирует свободу мышления, знание особенностей детского мировидения, поэтическую импровизационность и одновременно виртуозное владение стихотворной техникой.

Сохраняя ощущение близости к детству, находясь на одной волне с читателями-детьми, Юрина закономерно привлекает игровое начало во множество своих стихотворений, даже философско-лирического плана. Оттого ее стихи легко прочитываются детьми и органично ими воспринимаются. Основные темы ее поэзии – детские игры, забавы, общение, открытия – природы, мира; детские переживания – радость, удивление, легкая грусть.

М. Юриной замечательно удается уловить настроение детства, его исконную жизнерадостность. В стихотворениях «Я люблю», «Хорошо», «На коньках», «Новый друг», «Никогда» тонко и точно воссоздается оптимистическое восприятие ребенком окружающего мира.

В стихотворении «Детки» автор размышляет о природе детства, сравнивая человеческих детей с животными:

Что не могут делать рыбки?
В такт смычком водить по скрипке,
В слове делать три ошибки,
Солнце вырезать в открытке.

Что не могут делать птички?
Разжигать огонь от спички,
Ленточки вплетать в косички,
Скромно опускать реснички. Что умеют делать детки?
В такт смычком водить по скрипке,
В слове делать три ошибки,
Солнце вырезать в открытке,
Разжигать огонь от спички,
Ленточки вплетать в косички,
Скромно опускать реснички –
Вот что могут делать детки.

Стихотворение М. Юриной «Сонный стих» провоцирует к фантазированию, подталкивает к отысканию сходных явлений. Автор применяет прием антропоморфизма, очеловечивает времена суток, природные явления, растения, насекомых, подчеркивая это написанием слов с заглавной буквы. В результате очеловечивания обыденные вещи становятся чем-то важным, особенным, Вечер, Ромашка, Клен обретают новую жизнь. Юрина как будто объединяет всех героев в единое целое – как жителей небольшого волшебного мирка, где Ночь может читать сказки, Туча – дремать, Ветер – шептать. Шутливое сравнение Ночи с седой Бабушкой придает образу легкий комический оттенок.
Легко и просто описана смена Дня Ночью: ребенок может проследить плавный переход Вечера в Ночь. Закат солнца автор сопоставляет с неторопливым задуванием свечи:

Ночь, как Бабушка седая,
Сказку вечеру читает,
Задувает свечи –
Зажигает Вечер.
Вечер спит.

При помощи этого стихотворения детям можно объяснить простое явление природы. Эта картина может быть близка и понятна взрослому. Есть возможность пофантазировать, поразмышлять с ребенком на эту тему, представить закат солнца.
Образно-звуковой ряд стихотворения помогает ощутить игру ветра. Ветер автор охарактеризовал как весело резвящегося озорного мальчишку:

А Ветер в листьях
Тихо шепчет Клену:
– Как посплю,
Так разгуляюсь
Вихрем по газону…

Основное состояние, в которое погружается все живое, это – сон; все на земле спит, даже Туча:

Дремлет Туча в вышине –
Спать пора тебе и мне.

Это произведение непременно вызовет у ребенка немало пытливых вопросов, нацелит на дальнейшее заинтересованное познание окружающего мира. Его образы призывают к наблюдательности, открытию гармонии в отношениях природных существ:

На газоне спит Ромашка,
А в Ромашке спит Букашка.

Структура стихотворения легкая, незатейливая, проста для восприятия и усвоения ребенка. Плавный и напевный ритм близок мелодике колыбельной песни, это сходство подчеркивается заглавием стихотворения – «Сонный стих». Его можно рекомендовать для совместного чтения взрослыми и детьми.

Стихотворение М. Юриной «Осень разговаривает» – с явным лирическим настроением. В нем олицетворяется одно из времен года – осень. Автор четко подбирает образы, присущие именно этому времени года. С помощью обычного для обозначения человеческого поведения глагола «разговаривает» автор очеловечивает время года. Происходит необычный разговор осени посредством образов-метафор. Она удачно использует прием повтора – «Осень разговаривает». Повтор глагола прочно связывает сюжет стихотворения. Автор не случайно вводит словечко «шепот»: «Осень шепчет». Это словосочетание олицетворяет процесс медленного, плавного затихания, увядания, умиротворения – перехода осени в зиму, в спящее состояние природы.
Созданию образов способствуют эпитеты «ласковый» день, «хрустящий» ледок, «неспешный», «звенящий» шепот. Эти эпитеты оживляют стихотворение, придают ему мягкость, привносят в него лирические нотки, способствуют возникновению в сознании светлых образов. Великолепно, лирично и романтично звучит строчка: «Осень листопадом нежно дышит». Ведь осень, в первую очередь, ассоциируется у нас с листопадом. Автор этой строчкой словно бы пробуждает в человеке прекрасные воспоминания, которые насыщены осенними красками опадающей листвы.
Описывая осенний разговор, автор призывает не грустить о лете, показывает, что в каждом, даже дождливом времени года существуют свои прелестные моменты, и осень, конечно, не исключение.

В стихотворении М. Юриной «Никогда» предстает совершенно детское видение мира. Его лирический герой – ребенок, чуточку печалящийся из-за неповторимости некоторых событий мира. Строки стихотворения вызывают ощущение сожаления, усиленное приемом повтора. Повторяющееся в каждой строчке слово «непогода» придает стихотворению особую грусть – как будто важные для героя и интересные ему события не произойдут ни при каких обстоятельствах.
Строки пропитаны сожалением о том, чего никогда не случится. И лишь последняя фраза внушает надежду на возможную гармонию – как будто герой продолжает трудный разговор и делает печальные, но вовсе не однозначные выводы. Из-за проступающего в стихотворении обращения к незримому собеседнику его можно назвать посвящением самому близкому человеку – маме. Последние строки – это своего рода обещание никогда не причинять боль самому любимому существу.

В стихотворении М. Юриной «Они – летят» нарисована вся окружающая ребенка реальность, которая движется, кружится, одним словом, летит. Обнаружение сходства явлений мира вызывает в герое эмоциональное, восторженное восприятие. Вместе с «летучими» явлениями и вещами автор изображает и полет ребенка во сне. Причем этот полет безграничен и не имеет конкретного направления и пункта назначения.
Вся наша жизнь заключается в движении. Сюжет стихотворения дает читателю возможность пофантазировать, домыслить явления, добавить в этот ряд прочие предметы, которые могут летать. Автор использует прием повтора слова с небольшими вариациями: летит, летает. Этот глагол задает динамику всему стихотворению.
Каждое четверостишие имеет свой маленький сюжет. И при этом все они объединены идеей полета: как «в небе летит воробей», так и «в ступе летит Бабка-Ёжка». Разных по своим качествам героев стихотворения сближает полет. Летают, согласно своей природе, живые существа – Воробей, Оса, Жуки, Сова, даже Белки. С таким же успехом летают и одицетворенные предметы – «снег закружился, летит». В то же время летят и фантазийные герои – Бабка-Ёжка, марсианин.
Есть некоторая закономерность в смысловых началах и окончаниях четверостиший. Начала второго и третьего четверостиший носят фантазийный характер (марсианин, Бабка-Ёжка). Окончания тех же четверостиший изображают более земных героев – насекомых: ос, жуков.
Все это позволяет утверждать, что автор дает возможность ребенку понять, что мир не статичен, и он един.

В стихотворении с элементами лирического звучания «Отдыхательно!» поэт рисует соблазнительные картины долгожданного летнего отдыха. Занимательный сюжет способен привлечь внимание ребенка-читателя и помочь ему представить заманчивое зрелище пляжа, где можно «собирать ракушки в море», познавать окружающий мир «сквозь щель в заборе», наблюдать, как «ночью лунный свет струится». Автор в то же время иронично открывает читателю, что «страус – это тоже птица», иллюстрируя стремительность и парадоксальность детского мышления.
Описывая желанные картины, поэт поначалу прибегает к повествованию, но к финалу стихотворения чувства нарастают, появляются восклицания, притягивая эмоциональное внимание читателей. Усилить эффект и расставить акценты помогает «каскад» слов: увлекательно, познавательно, удивительно, поразительно, замечательно и в заключение – авторское «отдыхательно». Это словечко, чей смысл особенно понятен читателям-ровесникам, метко имитируя детскую лексику, у взрослого, несомненно, вызовет улыбку.
Перекрестный способ рифмовки со звуковой перекличкой четных и нечетных строк (абаб) придает лирически-игровой строфе четкую ритмичность и музыкальность:

Ночью лунный свет струится – а
удивительно. б
Страус – это все же птица – а
поразительно! б

С неба звездочка упала – в
замечательно. б
Лето красное приходит – г
отдыхательно! б

Поэт использует холостую рифму (вбгб), в которой рифмуются вторая и четвертая строки, а первая и третья нет, разнообразя стихотворное звучание. Четкий хорей с ударением на первом слоге и безударным вторым сочетается с пиррихием, то есть двойным безударным слогом:

Собирать ракушки в море – д
увлекательно. б
А глядеть сквозь щель в заборе – д
познавательно. б

В стихотворении удачно применяются тропы – слова и обороты, которые употребляются не в прямом, а в образном, переносном значении: «лунный свет струится». Образ помогает нарисовать волшебную картину южной ночи. А знакомые фразы «звездочка упала», «лето красное приходит» звучат вовсе не тривиально, а как фиксация впервые наблюдаемого ребенком явления или совершаемого им открытия.
Эти лирические строки вызовут у взрослого читателя чувство приятной ностальгии или предвкушения предстоящего летнего отдыха. А ребят они заразят предчувствием открытий, которые они сделают летней порой, собирая ракушки в море, любуясь игрой лунного света и наблюдая за удивительной птицей, которая зовется страусом.

Выполненное в форме акростиха стихотворение «Фонтан» включает свойственное ребенку олицетворение. Его сюжет опирается на эмоциональное состояние героя-«фонтанчика». Он наполнен образно-символическим смыслом. Основные образы стихотворения – солнца, тучек, радуги. В образе фонтанчика, который «только родился», предстает стихия воды – часть природы. Обнимающим весь образный ряд произведения является образ солнца – символ тепла и счастья. Прекрасный, легкий фонтанчик мечтает достичь другой стихии – заветной высоты.
Его необычные действия наглядно передают игру воды как природной стихии, которая одушевлена автором. Поэт изображает фонтан живым существом, стремящимся вырасти до небес. Очеловечена в стихотворении и тучка, которая сверху снисходительно наблюдает за фонтанчиком-озорником. Тучка вместе с читателями любуется его «ажурными брызгами», которые превращаются в «небесную радугу», и тогда сокровенная мечта фонтанчика сбывается – он «дотягивается до неба».

Возможно, эти первые опыты прочтения студентами поэзии М. А. Юриной не избежали субъективности: поддавшись обаянию ее стихотворений, трудно замечать огрехи, коих все же в ее стихах немного.

Елена Сыч, Анна Волква, Марина Юрина
Елена Сыч, Анна Волква, Марина Юрина


Один комментарий

  • Елена Раннева

    10 мая 2013

    Мариночка! Спасибо тебе за стихи. Успехов тебе, новых книг!!!!!!!!!!!!!!

    Ответить

Добавить комментарий