Наболело!

Наболело! Прежде, чем написать эту статью, долго думала, о чём написать сначала. Материала и мыслей накопилось столько много, что не хватит целого журнала.

Волнуют меня и особенности детской психологии, и черты, присущие детской литературе, и условия, в которых формируется детская книга, и сама книга, и множество других тем, связанных с детской литературой. А главное, какая книга нужна детям? Как она должна выглядеть? Что такое хорошо и что такое плохо в детской литературе?

Я не люблю критиканство, и я не критик. На детскую литературу смотрю больше глазами мамы и бабушки. Для меня книга – это живой организм со своим дыханием, характером и внешностью. Этот организм должен быть здоровым, добрым и привлекательным.
Сейчас книг очень много. Авторов детских тоже огромное количество, несколько сотен.
Это хорошо. Дети и подростки разные, вкусы тоже разные. Читают обычно то, что нравится, и то, что человеку ближе. Кто-то современных авторов, кто-то проверенные детские книги – Михалкова, Драгунского, Барто.
Западные проекты для подростков обычно сильнее наших, потому что идут целыми сериями, их поддерживают мультипликаторы, режиссёры, создатели компьютерных игр. Это настоящая война против русского ума, где есть танки, артиллерия, поддержка с воздуха, ракеты и т.д.
Когда заходит разговор о стихах для детей, сразу всплывают в памяти ставшие классическими произведения Корнея Чуковского, Самуила Маршака, Агнии Барто. В русской литературе много примеров удивительных, образных стихотворений, написанных специально для детей.
Как талантливо играет словами Михаил Яснов, как озорничает Андрей Усачев! Смотрю на мир глазами Марины Бородицкой, Льва Рахлиса, на душе становится радостно. С лёгкой грустинкой читаю по-настоящему детские стихи Сергея Махотина.
И у молодых поэтов, пишущих для детей, уже есть свой стиль, своя интонация. Так, ни с кем не спутаешь голос Галины Дядиной. Потому что только Галина в своих стихах может волшебно рассказывать о море, станцевать собачий вальс. Наталья Волкова умеет оживлять самые простые вещи. Казалось бы – читай и радуйся. Заходи в книжный магазин – бери с полки книгу любимого поэта и вместе с ребёнком отправляйся в волшебное путешествие в мир поэзии. Но не так-то просто, например, в Миассе увидеть книги этих авторов.

На книжном рынке появились издатели, которые ясно понимают, чего хотят, и которые заботятся о качестве своей продукции. Сейчас, когда первичный “книжный голод” уже утолён, появилось понимание, что не всё то золото, что блестит. Есть издатели, стремящиеся отбирать только самое лучшее, есть спонсоры, поддерживающие литературные конкурсы и премии в области детской литературы.
Появилась возможность издавать талантливых современных авторов. Однако книги этих авторов издаются крайне маленькими тиражами, и они попросту не доходят до российской провинции.

И почему-то, когда оказываюсь в книжном магазине, настроение часто портится. А портится оно потому, что всё чаще и чаще на меня смотрят не просто плохие книги, а книжки отвратительные, безобразные. Ну, просто какие-то калеки. А когда представляю, что над такой книгой работали художники, дизайнеры, что эта плохая книга издана в крупном центральном издательстве, то становится совсем плохо.

Недавно купила “Большую книгу российских праздников” Галины Шалаевой. Галина Шалаева написала немало книг для детей. («Большая книга профессий», энциклопедии для детей, «Большая книга правил поведения» и многие другие).

Галина Шалаева
Галина Шалаева. Большая книга российских праздников

Большую книгу российских праздников издают в разных издательствах. Например, в «ЭКСМО» её издают с 2007г. (фото справа).  На обложке написано: ДЛЯ САМЫХ МАЛЕНЬКИХ. Книга рассказывает о самых значимых российских праздниках, маленькие читатели узнают, где и когда возник тот или иной праздник. Страниц 208 стр. Формат 84×108/16 (205х290 мм) Тираж 7000 экз. Цена: 389 00 руб.

Но, читая стихи, прихожу в недоумение:

Глава «День защитника отечества»

“Сегодня праздник разных дядь
И дяди моего.
Сегодня дядю не узнать,
У дяди торжество.”

А вот в главе «День государственного флага» такие строчки:
“Солнечный веселый луч
Спрятался за тучу.
Это августовский путч.
Слышали о путче?”
(Напомню, что книга предназначена самым маленьким читателям).
Мой пятилетний внук должен читать такие строчки?

… «Продержалась эта власть
Много лет ребята,
А потом пришлось ей пасть,
Сдаться демократам».

А далее ещё большая путаница (типа того, что народ избирает правительство), рассказы о магических свойствах святой воды и игривые стишки.

Ещё раз подчеркну, что я смотрю на книгу глазами бабушки, а не критика. Я просто хочу развивать своего внука и не более, но мы даже хороших стихов о маме в этой книжке не нашли.

… «Поздравляем с женским днём  Наболело!
Всех любимых женщин:
Маму, бабушку подружек,
Всех соседок и старушек,
Тёть, сестёр, учителей.
Потому что, потому что
С ними лучше и теплей!”

Ну, как после приобретения такой книжки, у меня не испортится настроение.

Я веду музыку в школе, всегда радуюсь книгам о музыке для детей. Увидев книгу Сергея Волкова «Детям о музыке», (издательство «Омега»), не раздумывая, купила. Красочные иллюстрации, весёлые стихи.
У Сергея Волкова много книг. Не могу его судить как писателя. Но стихи в этой книжке невозможно читать. Похоже, что автор не владеет ни рифмой, ни ритмом. В книге не нашла ни одного грамотного четверостишия. Приведу примеры:
У старого волка – аккордеон,
А у волчЁнка – гармошка. (В тексте буква Ё в слове волчонок)
Волк молодой с баяном бежит
Из чащи лесной по дорожке.

Наболело! Или:
Что за инструменты,
Красивые такие?
Называются они
КлавИшно-духовые.

Если соблюдать ритм, то звучит именно клавИшно-духовые.
Получается, что все красивые инструменты – это клавишно-духовые.

Далее:
Как меха на них растянешь,
Пальцем клавишу придавишь,
Так они и зазвучат,
Запоют, заголосят!

Конечно, если придавить, как следует, клавишу, то бедный инструмент, наверное, заголосит.
Слов нет у меня, но это ещё читаемо.

Далее:

Если двое музыкантов
Инструменты в руки взяли
И всем зрителям на радостьНаболело!
ВдвОём спели иль сыграли,
Так вот спели иль сыграли,
Что доволен целый свет,
То такое выступленье
Называется «дуэт»!

В книге есть и такие строчки:

«Лисятки прибежали бойко…»

«Но больше скрипки в десять раз
Виолончель и контрабас…»

(Писатель Волков, наверное, измерил эти инструменты. Почему в десять?)

«Инструменты эти странные…»

«Козлик поспешает…»

«Музыканты дудят…»

«Лось-композитор покряхтел
И принялся за дело…»

А дальше ребёнку совсем невозможно понять, о чём говорит автор:

«Средний звук по высоте
Между двух соседних нот
У рояля с пианино
В чёрных клавишах живёт»

«Значит, белые клавиши – нотки,
А чёрные – это звук посерёдке!»

«Запомни, дружок, очень чётко:
Каждая белая клавиша – нотка»

(А чёрная клавиша – что такое в понятии Волкова?)

Думаю, что ещё цитировать нет смысла.

Столько замечательных авторов пишут детям о музыке, а в издательстве «Омега» других авторов не нашлось.

Наболело! Ещё один «шедевр» в детской литературе: Серия: Книжка для малышки Издательство: Астрель, АСТ, ИЗДАТЕЛЬСТВО, Издательская группа АСТ, 2008 г. От издателя: Эта замечательная книжка создана для детей от 3 лет. Рассматривая яркие иллюстрации и слушая весёлые стихи, малыш узнаёт много нового о домашних и диких животных. С помощью этой книжки ваши совместные занятия превратятся в увлекательную игру.

Я из этой книжки узнала, что лошадь ржёт, потому что ей весело.

Цитирую:

ЛОШАДЬ

«Иго-го» да «иго-го»…
Что случилось?
– Ничего!
Очень весело живём,
Вот поэтому и ржём!

Узнала, что волк редко чистит зубы пастой:

ВОЛК

Говорят, что волк клыкастый
Редко чистит зубы пастой.
Говоря ещё верней,
Знать не знает он о ней.

А вот стихи про рысь (очень «познавательные»)

РЫСЬ
Человек пошёл в поход,
Не спеша пешком идёт.
Но едва увидит рысь,
Сразу перейдёт на рысь.

(Это о человеке или о рыси идёт речь?)

А это просьба коровы:

КОРОВА

Меня и летом, и зимою
Кормите сеном и травою.
Я молоко давать вам стану –
И масло будет, и сметана.

Автор книги Николай Голь.

Всеми любимый Андрей Усачёв иногда забывает, что считать учатся дошкольники. Приведу примеры из книги «Считарь»

«Десять негритят пошли купаться в море.
Десять негритят резвились на просторе.
Один из них утоп, ему купили гроб.
И вот вам результат: девять негритят…

Один негритенок пошел купаться в море.
Один негритенеок резвился на просторе.
Но не пошел ко дну –Завел себе жену…
И вот вам результат –10 негритят!»

«Министр не умел считать:
Один, два, три, четыре, пять,
Шесть, семь, восемь, девять, десять…
И царь велел его повесить!»

Жука спросили:    Наболело!
– Милый жук,
У вас шесть ног
Или шесть рук,
А может, шесть культяпок?
Но отвечал сердито жук:
И не шесть ног,
И не шесть рук,
А шесть отличных лапок!

Пришлось объяснять моему пятилетнему внуку, что такое “культяпок”, переводить разговор на шутку в случае с «повешаньем» министра. Детям более старшего возраста весело, но счёту начинают обучать дошкольников.

Купили новую книгу Эдуарда Успенского «История про Гевейчика, гутаперчевого человечка». Главная героиня книги – девочка Галя, которая ходит в детский сад. Книга внуку нравится. Но, судите сами, надо ли это писать? Читайте!

«Однажды кошка Аська внимательно посмотрела на Терпсихору и сказала:  Наболело!
– Мне кажется, что ты не Терпсихора, а Терпсихор.
– Почему ты так решила? – спросила собачка.
– А ну, покажи мне, как ты писаешь?
– Прямо здесь, на полу?
– Нет, писать необязательно. Только показать.
Собачка подошла к столу и подняла ногу.
– Вот так.
– Всё ясно, – сказала кошка. – Собачки-девочки писают по-другому. Ты не Терпсихора, ты – Терпсихор. Ты не Тяпа, ты – Тяп…
– А почему? – спросил удивлённый Персик.
– По кочану и кочерыжке».

Совершенно не понимаю, зачем великая Юнна Мориц написала стихи

ЭТО НЕЛЬЗЯ ПОРУЧИТЬ НИКОМУ!

Входит Пупкин Ерофей —
Всех наук он корифей,
Входит Пищиков Евгений —
Тоже гений.
Направляется сюда
Знаменитая звезда,
Выдающийся талант —
Маркизетта Бриллиант.
И военные чины
Мировой величины,
Мировые чемпионы
И простые почтальоны —
Все на свете с малых лет
Сами ходят в туалет!
Потому что, потому —
Так природа захотела,
Это творческое дело
Не поручишь никому,
Даже другу своему!

У кого-то эти стихи вызывают восторг, но я против таких стихов для детей. Может, я не права? Судите сами, пишите, доказывайте свою правоту, я вновь хочу повторить, что я не выступаю в роли критика, я смотрю на книгу, как обычный читатель, мама и бабушка. Я не хочу обижать авторов. Просто призываю читателей моей статьи присоединиться к обсуждению моей темы.

Еще одна книга: «Сказки на ночь. Русские народные сказки», издательство – Санкт-Петербург.

В одной из сказок под названием «Солнце, месяц и Ворон Воронович» вот такая концовка:
«На третий день старик пошел к Ворону Вороновичу. Пришел.
– Чем тебя подчевать-то? – спрашивает Ворон Воронович.
– Я, – говорит старик, – ничего не хочу.
– Ну, пойдем хоть спать на седала.
Ворон поставил лестницу и полез со стариком.
Ворон Воронович посадил его под крыло.
Как старик заснул, они оба упали и убились».

Что заставило автора так закончить произведение?

А вот сказка «Колобок», в которой написано: «Колобок сдуру запрыгнул лисе в рот». Согласитесь, слово «сдуру» не очень подходит для детской сказки, да и для литературы вообще.

Стихотворение из книги В.Степанова “Учебник для малышей

МОЯ МАМА
«У мамы моей есть чудесные рожки,
Таких не найти у собаки и кошки.
Нет рожек у свинки, у курицы тоже.
И утка без рожек, и лошадь без рожек…
…Я рядышком с мамой иду по дорожке.
Вы только взгляните на мамины рожки!

(В конце оказалось, что мама – коза!)

Таких примеров можно приводить сотни. У меня уже тетради не хватает. Но с каждым годом всё хуже книги, больше не могу молчать. Наболело!!!
А вот иллюстрации из книг и тексты, которые разместили в интернете читатели. Спасибо этим читателям, фамилии не везде указаны.

Наболело! Наболело! Наболело!

Православная азбука Наболело!

Цитата:

“Йод используют все страны,
Он прекрасно лечит раны,
Но при множестве болезней
Йод, однако, бесполезен.
Бесполезны могут быть
Все лекарства. Как тут быть?
Есть на то один ответ
Он для многих не секрет:
Всех лекарств сильней — молитва!
Отсекая зло, как бритва,
Все болезни исцеляет,
Даже мертвых воскрешает.
Тот кто верит, это знает
И к молитве прибегает”.

Книги на полках книжных магазинов напоминают орущую толпу. Кричащие обложки, как и положено «крикунам», часто обманывают покупателя: внутри обнаруживается совсем не то, что обещано снаружи.

И всё-таки, когда в интернете вдруг встречаю новых авторов, стихи которых радуют, вдохновляют, – понимаю, что детская литература – жива!

Елена РАННЕВА. Фото предоставлены автором


комментариев 17

  • Дарья

    29 февраля 2012

    Спасибо, Елена! Очень нужна статья! О “какбыхороших” книгах рекламы много, а о плохих никто не пишет. Вы правы, в магазинах книг много, а купить нечего.  Очень понравилось Ваше сравнение бездарных книг с орущей толпой.

    Ответить
  • Мих

    29 февраля 2012

    Лена,  согласен на  100%. Современная массовая детская литература беспредельно убога,  как по  текстам,  так и по оформлению. При наличии достаточно большого  качественного материала в интернете, эту ситуацию сложно  чем-то объяснить.  Редактура отсутствует полностью. Даже если издательство  рискует  и берет  малоизвестного, но  хорошего автора,  как умудряются у этого же автора находить не самое лучшее,  а чаще, посредственное!
    Второй косяк это детская классика. Не стоит стократно переиздавать некоторые вещи, место которым исключительно в ПСС, но не на детских полках.

    Ответить
  • Нелли

    29 февраля 2012

    “И военные чиныМировой величины,”
    Вот такие обороты в детских книжках меня возмущают тоже. Несвежие штампы, канцеляризмы, пошловатый сленг, иллюстрации “для педофилов” – с этим я встречалась и 25 лет назад в тогдашней современной литературе, когда растила дочь. С тех пор дела еще хуже стали, видимо.
    Спасибо Елене Ранневой за то, что заговорила об этом. Надо как можно чаще об этом говорить. При каждом случае.

    Ответить
  • Татьяна Александрова

    29 февраля 2012

    Статья очень актуальна! Она  должна была появиться еще раньше – проблемы, поднятые в ней, назрели давно. Название статьи “Наболело!” точно отражает главную мысль статьи и настроение всех, кому не безразлична детская литература.
    У меня тоже наболело. Наболело, потому что в России нарушены все институты детского чтения: перестали готовить детских библиотекарей;  закрыли журнал “Детская литература”; убрали передачу с Надеждой Капитоновой на местном телевидении (хорошо еще, что пока выходит радиопрограмма “Брось всё и читай!”). Наболело, потому что перестали выходить рекомендательные  указатели,  что читать детям, в “Книжном обозрении” нет обзоров детской литературы.  

    Но болит-не болит, а делать что-то надо.
    Хорошо бы размещать такие обзоры  на сайтах для родителей. Хорошо бы,  если бы к тому разговору, который начала Елена Раннева,  подключились другие писатели,  асы детской литературы.
    Лене – поклон за то, что подняла такую важную тему!Детский библиотекарь с 40-летним стажем.

    Ответить
  • Елена Раннева

    29 февраля 2012

    Огромное спасибо всем, кто поддерживает мои мнения. Спасибо, Марина Владимировна! Без Вас бы я не написала эту статью!

    Ответить
  • Челябушка

    29 февраля 2012

    Какое отношение к детям в обществе, такое отношение и к литературе для детей… Но видят это лишь те, у кого совесть не спит и кому наши или не наши дети – не безразличны. А воевали за хорошую, качественную, настоящую литературу – всегда! – единицы, и не всегда побеждали…
    Наше время вписалось в «детскую литературу» таким количеством дряни, что побило все рекорды. Для того, чтобы издать сегодня книжку «для детей» совсем не обязательно их уважать, любить и вообще про них думать – достаточно иметь тугой кошелёк и желание подурачиться, то бишь самовыразиться.
    Что с этим делать, если от тебя ничего не зависит? Самое простое – не покупать. И формировать вкус ребёнка на проверенной литературе. Не только классиков, но и достойных современников. Библиотекари помогут. А то, что тема эта не нова, убедиться легко в Интернете:
     
    наберите в поисковике «Дурацкие детские книжки» и выплывет море раскритикованной чуши, на которую наткнулись другие.
    Но говорить об этом надо, а вдруг хоть что-нибудь изменится… В лучшую сторону. Детство кончается быстро, дети вырастают не только из одежды, но и из того, что их окружает, формируясь из того, что они видят и слышат, чувствуют и понимают.

    Ответить
  • zhuli

    29 февраля 2012

    Увы, но все, что Вы написали – правда!!! Обложки кричат яркими цветами:- Купи меня, я хорошо буду смотреться в виде подарка, или у тебя на полке!
    Но мне кажется, что проблема не только в издательствах… Мы – люди, сами порой гонимся за чем-то ярким, неповторимым, не обращая внимания на качество и т.д.
    Я рада, что Вы, Елена, подняли вопрос об этой проблеме, значит все не так уж плохо. Значит равнодушных людей – все же меньше!!!

    Ответить
  • andre

    1 марта 2012

    Очень хорошо вы написали, Елена! Но на книжном рынке появились издатели, которые ясно понимают, чего хотят, и которые заботятся о качестве своей продукции.
    Вообще, писателей, способных писать для детей хорошо, очень мало. Видимо, нужны специальные государственные программы поддержки таких писателей. Я столкнулся с проблемой выбора детской литературы. Крайне трудно приходиться и детям, и родителям, и педагогам. Но будем надеяться на лучшее

    Ответить
  • Светлана

    1 марта 2012

    Вопрос настолько животрепещущий,что Вашу статью прочитала с огромным интересом.И касается он не только книг в книжном магазине. В конце концов их можно не купить. Вот  ещё более огромная проблема –  учебники по чтению в начальной школе, в которых иногда (извините) “напихивают” такое, что просто впадаешь в ступор.
    Из  современных детских писателей с хорошими доступными возрасту стихами я бы вспомнила  ещё Татьяну Бокову. Дети читают её  книги с удовольствием.

    Ответить
  • Tina48

    1 марта 2012

    Уважаемая Елена!!! Вы поднимаете острую проблему воспитания детей чтением хороших стихов! Сама пишу музыку на стихи современного детского поэта Леонида Сафронова http://soulme.org.ru/category/tvorchestvo-2 , пишу песенки для того, чтоб дети знали и чувствовали хорошую поэзию! Благодарю, что Вы  в интернет сообществе поднимаете такие вопросы, чтоб люди обращали внимание, что они пишут и читают, и были в ответе за то, сто делают…

    Ответить
  • Елена Раннева

    1 марта 2012

    Огромное спасибо за отклики всем неравнодушным людям, которые любят и ценят настоящую детскую литературу! Хотелось бы, чтобы больше было таких обеспокоенных людей по поводу детского чтения. Конечно, о книжках-дурах пишут многие, но это капля в море! Пишите, уважаемые писатели, жду ваши комментарии!

    Ответить
  • Людмила

    1 марта 2012

    Спасибо Фурсенко и иже с ним. Во времена детства моих детей ярких, да и вообще книг было мало, но цензура отслеживала практически 100% издаваемой литературы и поэтому все, что выходило, было очень приличным, но блеклым. Сейчас деньги рулят.  Создается впечатление, что даже не смотрят, что печатают, лишь бы деньги были уплачены – вот и результат. Вывод один – отслеживать самим, по мере возможности, читаемую литературу. Спасибо за поднятую проблему.

    Ответить
  • Светлана

    1 марта 2012

    Совершенно согласна с автором.  Помню свою книжную полку, где каждая детская книга – книга воспитания и мудрости. Мои дети были тоже на них воспитаны.  Теперь цензура – это я сама. Только вот книги нашей доблестной “ФГОСной” школы  не могу отсортировать  к сожалению…

    Ответить
  • Челябушка

    8 марта 2012

    Лена, я согласна с каждым выводом в статье, но одно всё же хочу прокомментировать: здесь приводится стихотворение про негритят из книжки “Считарь” Андрея Усачёва. Всё верно, оно не сделало бы чести ни одному автору, оно вообще взято из контекста детского фольклора. Я хочу  просто сместить акцент  на другие, более характерные книжки этого талантливейшего автора, ведь поэт остаётся в памяти народа именно  лучшими стихами, то есть,  вершинами. А вершин у Андрея – много. И когда находишь в Инете детей, читающих его стихи, которые им нравятся  или аудиокнигу “Планета кошек”, не можешь не радоваться, что он у нас – есть! И дай Бог ему здоровья!
     

    Ответить
  • Марианна Бор-Паздникова

    12 апреля 2012

    Действительно, наболело! Есть повод пожалеть, что нет цензуры. Что касается уважаемого мной А.Усачёва, то  считаю, что наличие достойных произведений не  оправдание писателю, а планка – ниже которой опускаться нельзя! Т.е. плохое произведение  для уже  признаного писателя недопустимо вообще!  На кого же равняться начинающим писателям? 

    Ответить
  • Елена Сыч

    1 июня 2012

    Леночка, спасибо тебе за неравнодушие! Я даже не думала, что могут быть такие “шедевры”!!! Никогда не сталкивалась с подобными творениями. Тебе – успехов творческих!

    Ответить
  • Геннадий

    29 июля 2016

    Просто кошмар!!! Бедные дети, которым этот ужас хотят вложить в голову. Да, Леночка, Ты абсолютно права, когда видишь такие книги, с такими, стесняюсь назвать “стихами”, то понимаешь, что за умы наших детей, идет не шуточная борьба, с прогнившим в своей аморальности западом, желающим навязать нам свои так сказать “моральные ценности”. Нужно наверное давно уже бить в набат и посылать петиции в Общественную Палату, и Госдуму, чтобы остановили этот моральный геноцид! И ввести, хотя бы для детской литературы, статьи цензуры, регламентирующие степень допуска таких вот горе произведений.

    Ответить

Добавить комментарий