Неделя поэта Галы Узрютовой

Неделя поэта Галы Узрютовой12 – 18 ноября 2018 — Неделя поэта Галы Узрютовой.

Каждая неделя будет посвящена одному из поэтов сюжет-проекта «»Русская поэтическая речь- 2016». 115 поэтов — 115 недель. Последовательность Недель — по мере поступления отзывов.
Все это — в рамках нового проекта «Русская поэтическая речь: опыт прочтения».
Проект «Опыт прочтения» – это подробное представление каждого из участников сюжет-проекта «Русская поэтическая речь-2016».
Все о проекте: https://mv74.ru/rpr/

Гала Узрютова в проекте «Русская поэтическая речь: https://mv74.ru/rpr/glava-36.html/.

Героиня этой недели “Опыта прочтения” Гала Узрютова имеет то, что не имеют, увы, многие участники “Антологии анонимных текстов” – собственный сайт https://www.galauzryutova.com/
Как говаривает Андрей Пермяков, – “будьте, как Гала!”

Читаем первый отзыв на главу № 36:
https://mv74.ru/rpr/glava-36.html/

Отзыв Сергея Ивкина на главу №36 (Гала Узрютова), отзыв №2: https://mv74.ru/rpr/glava-36.html/

Серия Галы Узрютовой в поэтическом сериале РуПоР. Стихотворения главы 36 читает Виталий Кальпиди:

Гала Узрютова – поэт, писатель, драматург. Писатель: http://magazines.russ.ru/volga/2018/1-2/sneg-kotoryj-ya-propustil.html?fbclid=IwAR1vrlzDray25POz3mfL9whEuVXS1bcbA-xakW5b9tEAETmAcTJbZ9hI1uU

Гала Узрютова, драматург: http://www.theatre-library.ru/authors/u/uzryutova_gala.

Но не забываем, что Гала в “Антологии анонимных текстов” – поэт, а потому читаем ее главу и пишем отзывы https://mv74.ru/rpr/glava-36.html/.

Неделя поэта Галы Узрютовой

Неделя поэта Галы Узрютовой

Неделя поэта Галы Узрютовой

Вместо “последнего слова” автора:

Сергей Ивкин
Отзыв Сергея Ивкина о моей подборке в РПР, любопытно, что некоторые моменты перекликаются с моей концепцией, рассматривающей поэзию как животный инстинкт, спасибо проекту и Книжному в Белинке
Представьте ситуацию: на Землю попадает иномирное существо, которое искажает нашу природу. У него нет потребности нас уничтожить: оно изучает, просто в процессе изучения смешивает все законы. Растения начинают формироваться по плану человеческого тела, хищники кричать голосами своих недавних жертв, органы внутри нас шевелиться, и папиллярные линии на пальцах тоже. Оно не захватывает, а учится: копирует визитёров в полный рост, повторяет все действия и жесты. Но в результате получается нечто новое, со смешанными законами, существующее и преображающееся в собственном времени и логосе. Нечто подобное я ощутил при чтении стихотворений Галы Узрютовой. Обыденная речь, простые события, но преломлённые через такую особую призму, что видятся с какой-то зеркальной изнанки, вывернутыми на левую сторону.
Впрочем, когда сталкиваются разные менталитеты, то никакой разницы нет, что их породила одна земля. Командует традиция, питающая психику, отбирающая страхи и мечты, из которых складывается план будущей жизни. Нельзя срываться с лекала, нельзя делать шаг в сторону. Думать нельзя. Выхаркивать с кровью только.

не иди мимо не иди мимо не иди
иван тебя зовут
иваны здесь не ходят
яблоко на ивана не упади
мимо иди мимо
и иди
как за дверьми проходят
я уже слышу
ты уже слышу
как мимо иван не идёт
как яблоко на ивана – ночью не упадёт

Кажется, что эти стихотворения не набиты на клавиатуре, не надиктованы, а сняты посредством миелофона или машины, записывающей сны. Причём с серьёзными помехами. Когда забиваешь на дешифровку и отдаёшь текст на распечатку, как есть. Сплошняком. Может так и надо? Вот я вижу фрагменты обычной женской ругани старшей на младшую, но в процессе эта ругань меняет как объект, так и субъект, персонажи смешиваются и замещают друг друга, сливаются в одно, общаются с зеркалом. И время перекручено кольцами, никакой последовательности. Только моргающие влажные глаза в ответ.

когда я никогда я буду
пресловуто всё пресловуты
семь дней в неделю кто ходит
падает и то кто начинает тот
ненай идёт ненай нейдёт
нет у меня для вас ничего нет
никудышна и с утра и к вечеру не своя
у ты моя малоротая моя — малоротая

Даже самый светлый и ясный текст подборки, содержит такую экспрессивную физиологичность, такое эхо нарушенного табу, что его произносящий ребёнок мутирует прямо у тебя (читателя) на глазах. Да, успокаиваешь себя, фантазия разыгралась, ничего такого, просто речь. Но за речью всегда стоит говорящий, генетика мышления.

стоит отец
стоит и плачет
я не знаю какие на вкус слёзы отца
но я помню
что когда он сделал для меня мыльные пузыри
они лопаясь на губах
растекались вкусом персика

Гала Узрютова работает с большими речевыми пространствами, ей свойственна грибница, а не скупое устройство высшей нервной деятельности, соединённое из головного и спинного мозгов. Тут уже не «глаза стрекозы» в видении мира, а сеть анализирующих центров, перетасовывающих информацию, которая дерётся, сопротивляется, выкручивается. В одном только «обращении разрыва» столько вспышек счастья вместе прожитых лет и одновременной утраты, откровенный потлач, всесожжение сокровищ, которые лучше отпустить на небко, чем оставить кому угодно, ненужными больше… Уничтоженные – они ценнее. Не истерика, не смешение чувств, а крушение мироздания, чёрная дыра посреди Космоса.

бери изумруд
бери стряхивать
бери грохот мусорной машины по утрам
бери доставать песок из холодной реки
бери рано в этом году зацвели яблони
бери туманно
бери уходить по мокрому полю
бери правая нога жмёт педаль газа
бери замедляясь
бери красный
бери я доеду и перезвоню
бери и такая маленькая ножка
бери сначала идите прямо потом резко направо резко только
бери что ты будешь делать если пойдёт дождь
бери ещё
бери
бери
всё равно – это – никогда не будет тебе принадлежать

Стихотворение предполагает автономное существование. Эти тексты сохраняют свою генетическую сопричастность друг другу, но способны отпочковываться и даже заражать читателя собственными законами физики и биологии звучания. Андрей Санников говорит: «Стихотворение должно быть таким, чтобы по его прочтению, у читателя сдвигались законы восприятия». Здесь можно последовать дальше: сдвинуть собственную природу. А можно ничего не заметить. Не понять. Не пересадить себе под кожу возможность стать кем-то ещё.
Я пересадил, и теперь слушаю это маленькое сияющее семя у себя в левом предплечье.


Добавить комментарий