Философское
Точнее бы было назвать этот раздел «мифологическое», а то и вовсе — «метафизическое», но остановимся на почти нейтральном и почти неупотребляемом сегодня — «философское».
Всё жёстко структурированное пространство гимназии Илья Абрамович наполняет мифами. То про фонтан историю сочинит, то про символы казачества придумает, то про символы шести дней творения. Делает это он экологически чисто, не договаривая и не навязывая, в контексте «А можно так…», «а может быть…» По сути, Герштейн — культурный провокатор, он провоцирует на собственное творчество, даёт место воображению и возражению собеседнику. Потому говорить с ним — одно удовольствие! К тому же, слушать он умеет! Жаль, в фоторепортаже не передашь всё обаяние его таланта собеседника, потому эта часть — только про зрительные загадки-парадоксы-провокации диалога культур. (У кого развитое воображение — представьте, что и диалоги с директором строятся так же!)
Главный способ культурной провокации (провокации к размышлению) в гимназии — подача информации. Так и не успела выяснить, сколько языков знает Герштейн, но не один — это явно. Во-первых, про латынь в гимназии я уже писала. Во-вторых, по всей гимназии — символы разных культур — от фотографий «иностранных» блюд в столовой до коллекции скарабеев в кабинете директора.
В-третьих, большинство стендов в гимназии организованы так, что их можно смотреть-читать сверху-вниз, слева-направо, справа-налево и даже отдельными блоками — как в разных письменностях. Вот, например, стенд по истории космонавтики (для тех, кто не знает, Миасс — одна из научных столиц ракетостроения):
Каждая фотография — событие. Две соседних фотографии — развитие. Все события равнозначны и равно достойны стать историей. Между любыми двумя событиями на Земле есть связь. Время непрерывно и время дискретно. Поступки делают мир. Жизнь бесконечна… Эта малая толика мыслеобразов, которые провоцируются стендами Герштейна. А ещё документалистика — вот этот кадр, например, Илья Абрамович выпросил в секретном архиве:
а ещё «воспитательный момент»:
Ну и, конечно, хороший вкус и качество изготовления стендов с неизменным гимназическим вишнёвым цветом (см. про символы гимназии). Стенды в 26-ой — ее философское ноу-хау, одно из собственно гимназических составляющих образовательной среды.
На стендах, посвящённых ветеранам Великой Отечественной, каждый день обновляются сводки Совинфорбюро: день в день.
Фото на стенде тоже связывают времена: фото сегодняшних ветеранов рядом с их фотографиями военных лет:
И фото сегодняшних учеников — из поездок по местам боёв их дедов и прадедов:
Таких стендов, выстраивающих историю в культурное личное пространство, в гимназии три — о войне, о космонавтике и, конечно же, об истории УралАЗа, точнее, об истории инженерной мысли:
На всех стендах — минимум текста. Текст должен появиться в головах тех, кто эти фотографии рассматривает. Сверху-вниз, справа-налево, наискосок — как угодно, внутренний диалог неизбежен. Высший пилотаж -такая культурная провокация.
Отдых: фонтаны и цветы
По традиции 26-ой гимназии пора и в фоторепортаже сделать перерыв между постами о её достижениях: здесь смотрим только фото фонтанов и цветов (боюсь, репортаж без них Илья Абрамович мне не простит — он так самозабвенно о них рассказывал! )))
А где же люди?
В 26-ой довелось мне пробыть всего 5 часов: половина из них — беседы с Ильёй Абрамовичем, половина — фотографирование детей на Читательских марафонах, ради которых мы и приезжали в Миасс. Какие дети в 26-ой, можно посмотреть ЗДЕСЬ. Какие учителя — ЗДЕСЬ. Какой библиотекарь — ЗДЕСЬ. А в этом посте только несколько фоток, которые успела сделать, когда мы ходили с Герштейном по школе.
С глубочайшим уважением ко всем, кто работает и учится в 26-ой гимназии,
Марина ВОЛКОВА (текст и фото)
Марина Волкова
6 февраля 2012На фейсбуке выложила ссылку на репортаж, началось обсуждение школы, плавно перешедшее в обсуждение директора. В результате старый заголовок «Нормальная школа» изменила на «Нормальная школа нормального мужика», формулировка — Лена Москаленко (она слушала лекции Герштейна и назвала его «гуру школы»)))
Нелли
6 февраля 2012Хорошо, что такие школы есть. Наверное, текучести кадров нет. И в школу конкурс.
Фью
6 февраля 2012Хорошо бы еще написать как финансируется гимназия по сравнению с обычными школами.
Марина Волкова
9 февраля 2012Письмо № 1 от Ильи Герштейна:
«День добрый, коллега!
Закрутился с конкурсом УЧИТЕЛЬ ГОДА — ежегодно участвовать в конкурсах профмастерства — это наш секрет Мальчиша-Кибальчиша, это нас держит в тонусе, а что за мужик без тонуса (использую тон,который ВЫ заложили в репортаж).
Скажу честно,устал,открыл и… взахлеб просмотрел все — походил по местам съемки и посмотрел еще раз!
Уважаемая Марина(Марина-ханум), ВЫ увидели гимназию под углом РОДИТЕЛЯ, человека, который может творить и уже СОТВОРИЛ ЧЕЛОВЕКА! УЧЕНИКА!
ДА, Мы не скрываем амбициозности, более того, МЫ ее КУЛЬТИВИРУЕМ!!! КТО, ЕСЛИ НЕ ТЫ?!!! ЕСЛИ НЕ СЕГОДНЯ -ТО КОГДА?!!!ТЫ СДЕЛАЕШЬ ЭТО!!! ТЫ МОЖЕШЬ, В ТЕБЕ УЖЕ ЗАЛОЖЕН ПОТЕНЦИАЛ, ОБОПРИСЬ НА НЕГО И ИДИ,,,,Спасибо ВАМ, что ВЫ увидели союз заинтересованных лиц,УЧИТЕЛЯ, УЧЕНИКА, РОДИТЕЛЯ и НАШ родной УРАЛАЗ!ПРИЕЗЖАЙТЕ!!! Я ВСЕГДА РАД ДРУЗЬЯМ, ГОСТЯМ — ведь они ПОСЛАНЦЫ ТВОРЦА!!!!!С уважением и почтением, Илья Герштейн, учитель в третьем поколении…»
Марина Волкова
9 февраля 2012Письмо № 2 от Илья Герштейна:
«Необычная образовательная среда — это краеугольный камень формирования духовнотворной личности — личности,которой создают или стремятся создать максимум условий для созидания, творения себя — ведь девиз гимназии: «ЖИВИ! МЕЧТАЙ! ТВОРИ! — ТЫ ТВОРЕЦ СВОЕЙ СУДЬБЫ»
Мих
9 февраля 2012Марин, отличный материал. вы умеете вычленять главное и анализировать собранное.
Прекрасный фоторепортаж. Браво!
Сашан
11 февраля 2012Нашел ошибку — вместо Со»в»информбюро в подписи стоит Со»ф»информбюро 😉
Марина Волкова
12 февраля 2012Сашан, спасибо, — исправила!
Виктория
21 февраля 2012Марина, спасибо за великолепный репортаж! С огромным удовольствием прочитала и посмотрела фотографии, замечательно изложено! Если бы так почаще писали о школах, может, и школ бы нормальных было больше!
И, конечно, огромное уважение ко всем, кто создал такую школу!
Родитель
21 марта 2012Прочитал и искренне позавидовал. У нас ребенок тоже ходит в гимназию, только в другом городе. Одни понты и поборы.
Илья Герштейн
23 марта 2012Светлана
26 апреля 2012Илья Абрамович!!!С теплотой вспоминаем обучение и прекрасных, заботливых, с улыбкой на лице, учителей в Вашей гимназии, жалею, что сразу с 1 класса не отдала ребенка к вам. Успехов Вам и дальнейшего процветания Вашей гимназии!!!! С уважением С.Сурнакова
Оксана Королёва
8 июня 2012Здравствуйте!
Можно я «утащу»информацию в свой блог??? С обязательными ссылками на ваш сайт, чтобы транслировать в соц сети??? Очень уж хочется про многое увиденное рассказать, т.к. считаю тему важной и волнительной, а материал полезным, — пожалуйста!!!?
Марина Волкова
8 июня 2012Оксана, да на здоровье! Чем больше людей будет знать, что есть еще такие школы и такие люди, — тем лучше!
яяя
26 марта 2013ваша школа ужасная, 29 лучше!
Светлана
1 апреля 2014И учащимся и учителям очень повезло с директором.
Берегите его и цените, что он каждому из Вас подарил дорогу в мир науки!
Таких директоров уже почти нет по России!!!
г. К-Уральский