В это время на второй сцене представляет свою книгу Полина Барскова – народу немало, слушают.
Но пора уже на первую сцену – в 17-00 там намечается дискуссия «Социальные сети против традиционной критики».
Не люблю я, когда – против, особенно, если незнамо кто против незнамо чего. Но вдруг что-то любопытное проскользнет?
Участники – Галина Юзефович, литературный критик; Александр Гаврилов, литературный критик, телеведущий; Лев Оборин, поэт, переводчик, критик; Мария Галина, писатель, переводчик, критик, Борис Куприянов, издатель, публицист, создатель сайта о книгах и чтении «Горький».
Послушали дискуссию. Собственно, дискутировали, если можно так назвать это жизнерадостное общение на сцене, сами участники – и, похоже, с удовольствием. Я же размышляла о том, с чего они начали: пример «традиционной» критики через два года после публикации, – и пыталась определить их представление: «традиционная» – это «репутационная» критика после той предварительной обкатки, которая, судя по теме, – против? Впрочем, кое-какие имена-названия для себя зафиксировала – полюбопытствую.
На следующий день, с определенной целью прихватив с собой карту Красноярска, я уехала на КрЯКК в одиночестве, прихватив дары – два тома «Русской поэтической речи» для Д.Кузьмина и один – для Черкасова.
Узнать Кузьмина, даже среди сотен посетителей ярмарки, было делом элементарным: сочетание таких сапог и шевелюры неподражаемо. Ну а Черкасов – «бывший наш народ». Далее оба персонажа, а также уже упомянутые П. Барскова и Л. Оборин проводили семинар «Форма, ритм, звук, графика в поэтических текстах.
Что считать экспериментом и где заканчивается традиция?» В качестве иллюстраций, естественно, звучали тексты этих трех авторов. У Оборина, пожалуй, действительно местами звучали отголоски традиции. Черкасов в очередной раз продемонстрировал свою фишку – вымарывание готовых текстов до извлечения из них слов, составляющих новый смысл. Возможно, такая «антиинсталляция» и используется, в т.ч. и автором, как принцип нового поэтического творчества?
Из «Сибири» я поехала в центр. Побывать в городе и не походить по нему, ничего не увидеть было бы обидно. Три центральных улицы Красноярска – ул. Ленина, проспект Мира и ул. Маркса – параллельны. Именно на них сосредоточены музеи, особняки, интересная архитектура.
Вот здание бывшего женского епархиального училища, сохранившееся на ул. Мира.
Вот церковь 18-го века.
Около церкви – памятник художнику Сурикову. Он местный, это гордость красноярцев.
Вот улица Ленина. А на ней – музей имени В.П.Астафьева, настоящий терм резной. Музей – краеведческий, собрал все вместе. Здесь и «линия жизни» самого Астафьева, и местный быт разных эпох, и экспозиция, посвященная староверам, и ремесла, и народности… А на первом этаже – и гимназический класс, собравший все: портреты царя и Ленина, старые парты с крышками и пионерскую атрибутику, и комната, отданная под экспонаты старой типографии… В общем, представление о местности – почти исчерпывающее, но весьма «винегретное».
Продолжение на стр. 3