За несколько часов хождения по парку самое яркое, что мне удалось увидеть, — работа площадки «Доброе кино». Ольга Малахова презентовала новый фильм о Челябинске для дошкольников и награждала своих помощников. На ее площадке уживались принцессы и рокеры, пионерки и авторы книг (главными призами, конечно же, были книги!)
Самыми активными участниками вернисажа, наверное, были пчеловоды, приглашающие гостей вернисажа на день защиты пчел , а самыми умилительными — юные кадеты.
На первом общественно-политическом вернисаже была выставка книг, раздаваемых бесплатно деятелями различных сект и нетрадиционных конфессий. Выставку книг, которые НЕ рекомендуется читать, тогда сделала наша публичная библиотека.
Спустя четыре года некторые из этих книг раздавались бесплатно уже на самом вернисаже и тут же читались доверчивыми горожанами.
За три дня до вернисажа прошел круглый стол «Против экстремизма и террора», на котором представители традицонных религиозных конфессий констатировали, что в стране идет борьба за молодежь. Общественно-политический вернисаж с легкой руки администрации стал площадкой такой борьбы с заведомо заданным результатом: 0:1 в прользу «нетрадиционников».
На вернисаже можно было отследить всю технологию вовлечения людей в неорелигозные группы: раздача бесплатных книг и газет, беседы по душам, разадча пригласительных на курсы от всех жизненных несчастий от ожирения до карьеры, обещания здоровья, счастья и благополучая в семье…
И, главное, индивидуальная работа. Такая, например, как с этим курсантом: бабушка за руку подводит его к стенду своей церкви. Курсант воспитан, он не может отказать бабушке. У стенда с новичками беседует мужчина, снабжая курсанта приглашениям и бесплатной литературой. Пока курсант не увлечется беседой, бабушка его не отпускает. Беседу с новичком фотографируют.
Девочек агитируют мужчины постарше. Выбирают тех, кто выглядит поприличнее, и из-за своей воспитанности вряд ли «пошлет подальше» навязчивого агитатора.
Неорелигозные организации на вернисаже привлекали к себе куда больше челябинцев, чем партии, представители большинства которых пассивно сидели напротив. Даже «Молодая гвардия», устраивающая пикеты против сект, равнодушно взирала, как нетрадиционные конфессии «обрабатывали» их сверстников.
Увы, приходится констатировать, что четвертый общественно-политический вернисаж стал прежде всего триумфом религиозных групп, несвойственных российской культуре, и в Челябинске богатейший русский язык стремительно уступает место упрощенным «рецептам счастья» заморского происхождения и финансирования.
Другие фотографии общественно-политического вернисажа: