Пьеса Михаила Угарова “Оборванец”

Пьеса Михаила Угарова "Оборванец"1 февраля в Молодежном театре режиссер Тимур Насиров читал пьесу Михаила Угарова “Оборванец”.

Читка для меня распалась на две не пересекающиеся части: прекрасное чтение Тимура Насирова, который представил скорее не пьесу, а какой-то светлый контекст своей прошлой (и, судя по трепетности исполнения, – прекрасной) жизни! – и скучный, корявый, рыхлый текст пьесы, перенасыщенный штампами и неправильностями – от спотыкания многочисленных “которых” и “тонкого лица” до “улыбаться зубами” и “вспоминал с интересом”. Возможно, в 80-90-х это было революционно, смело, неожиданно. Сейчас это скучно, банально, затянуто.
При этом я не исключаю, что спектакль будет уметь успех: мы часто предпочитаем человека “мычащего”, не умеющего толком сказать, что он хочет и думает, тому, кто четко и ясно излагает свои мысли. Предпочитаем потому, что второму мы не нужны, он самодостаточен, а в речи первого столько пустот и неясностей, что этот мыслительный вакуум невольно втягивает нас, и мы начинаем судорожно заполнять пустоты силою своего воображения, представляя себя героями и умными людьми. Примерно так и построена пьеса, дающая шанс зрителю “заполнить” пустоты в неряшливом в общем-то тексте.
Можно, например, отвечать на вопрос “о чем эта пьеса?”, например, так: об одиночестве, о зависти, о страхе и неумении жить, наконец, об оборванцах – о тех, кто пытается оборвать прошлое и начать… А что начать – и не знает.
Можно пойти от слова “хорошо” как меры вещей: слово это звучит в пьесе часто, но пьеса не про то, что такое хорошо и что такое плохо; скорее, о том, у кого – хорошо, а у кого – плохо; а еще точнее: если у соседа хорошо – тебе плохо. Впрочем, “хорошо” – это действительно мера вещей: герои “мечтают” о монетке, кнопке, пальто, шкафчике, в крайнем случае – о жене/муже – тоже как о вещественной мере “хорошо”.
Можно еще попробовать наложить на пьесу старый шаблон “герой ищет себя” (правда, в этом случае получится, что находит он себя через дырку в чужом носке, но что поделаешь, вот такая у нас пьеса).
Можно даже увидеть в этой пьесе призрак Елизаветы Бам.
Можно еще…
Много чего еще можно придумать про эту пьесу, но есть на вопрос “о чем это пьеса”, один ответ, который автор “зашил” прямо в текст: “Ни о чем!” Засим и остановимся.

Марина Волкова


Добавить комментарий