Места самоцветные.
Показываем место, где Данила Зверев собирал самоцветы, и едем в другие места — по самоцветному поясу.
Дорога от Колташей до Мурзинки.
В Мурзинку стоит ехать хотя бы ради того, чтобы посмотреть на церковь XVIII века, сейчас в ней музей, но о нем ниже.
Сворачивать к церкви-музею надо перед вот такой остановкой с Данилой Зверевым (он сопровождал нас весь автопробег).
Слева перед музеем-церквью памятный знак с самоцветной горкой (горки поменьше украшали дома богатых уральцев, мы их еще увидим в музеях, есть такая и в Мурзинском — см. фото с самоваром ниже):
Музей в Мурзинке состоит из двух непропорциональных частей. Первая, меньшая, напоминает, откуда и когда на Урале появились русские. Очень отрезвляет в рассуждениях об уральском характере и уральских умельцах (отрезвление продолжилось и в Нижнем Тагиле, в музее Худояровых). Вторая часть посвящена камням, но в ней тоже несколько пластов и смыслов, как в любом настоящем минерале (см. далее). Напомню, что музей занимает здание бывшей церкви (см. выше). В ней сделали второй этаж. Росписи — новодел.
А еще внизу пришлось вспомнить физику (оптику) и моих любимых Гете и Рунге с их теориями цвета. И присочинить, подключая собственную некомпетентность, про иллюзорность цвета. Но про сочинительство свое рассказывать не буду — эту функцию в автопробеге полностью взяла на себя
Заодно и с условиями труда горщиков познакомитесь, потому что после экскурсии по музею можно отправиться на экскурсию на копи Тольян и самим немного побыть в роли добытчиков самоцветов.
Фантастика, но камни гранили вот на таком станке, сами изобрели.
А это горщики с друзами аметистов (чтоб было понятно, откуда взялся аметист, который я нашла на копях, но об этом в следующем посте).