Первое место с К. Рубинским здесь поделил А.Попов с книгой «Хулиганские дроби» в блистательном оформлении Ю.Хазиной (изд. Игоря Волгина). В этой книге тоже много изящных философских экзерсисов, написанных в характерном для А.Попова афористическом стиле:
«Что такое дробь?
-Число.
А точнее?
-Подросток».
«Дробь – это память. Числитель – год рождения. Знаменатель – год ухода. Черта – сама жизнь» и т.д.
Это – обрамление для собственно математического серединного содержания. И оно, как всегда, великолепно! Сколько здесь всего! И танго из дробей, и белые танцы, и зеркала, и шествие и много чего еще! Даже ярый нелюбитель математики неизбежно испытает искушение попробовать и понять – что значит дар просветителя!
Второе-третье место в этой внеплановой номинации заняли две книжки снова (!) издательства М.Волковой : «Игры нашего двора» К.Небогатова и «Бабушкины колыбельные» (сост. А.И.Хомутинникова). У последней весьма знаменательный заголовок: « с подсказками для молодых мамочек».
Это очень компактные, почти брошюрного типа книжечки методико-практического характера; поэтому, наверное, и компактные, что родители сегодня – люди, по преимуществу, бегущие, живущие очень стремительно. Две этих книжки, надеемся, что это начало серии изданий, работают на родительское просвещение и методическую вооруженность. Ведь это факт, что многие молодые родители не знают, что можно приговаривать и петь над ребенком. И ребенок иногда с младенчества растет под аккомпанемент рекламных слоганов из телевизора. Согласимся, слишком неравноценная замена! А маленькая книжечка дает прекрасно отобранные тексты колыбельных – от самых древних до вполне современных, да еще в прекрасной орнаментации детских рисунков.
Истощение детского игрового репертуара – тоже факт. А ведь игра – это не детская прихоть «от нечего делать», это один из самых сильных ресурсов развития личности в детстве. И другая книжица «Игры нашего двора» азартно, делово и в то же время эмоционально рассказывает современным родителям о сюжетах, игровом рисунке, правилах детских дворовых коллективных игр которые еще 20-30 лет назад шумели во дворах, объединяя ребят, давая им возможность испытать и утвердить себя.
Очень перспективное начинание издательства М. Волковой, которое, надеемся, будет развиваться и совершенствоваться. А совершенствоваться есть куда! Например, хочется, чтобы прирастала методическая часть в этих изданиях, так как родителям важно объяснить не только что и как, но и для чего и зачем. Ведь семейная педагогическая культура сегодня в массе своей утрачена – никто системно не занимается родительским просвещением; подорван и механизм наследования воспитательных традиций от поколения к поколению в силу серьезных межпоколенных ментальных разрывов. Все это нуждается в восстановлении – не случайно идея наращивания семейной психолого-педагогической вооруженности обозначена в качестве одного из приоритетов в последнем по времени документе стратегиального характера «Национальная стратегия действий в интересах детей 2012-2017 гг.».
Особая тема – учебная книга, еще одна номинация, прямо касающаяся детей. Кажется, наконец-то мы дожили до появления учебников, по которым можно учиться, а не мучиться. Лет 10-15 назад «Учительская газета» объявила своеобразный антиконкурс на самый плохой учебник для подростков и школьники в цветах и красках рассказывали, как бьются над учебником географии, периодически в полном отчаянии бросая его в стену.
Сегодня, наконец, появляются учебники вполне вменяемые, лояльные и дружественные по отношению к ребенку. Содержательные, со взвешенной объективной информацией, написанные серьезно, но в то же время, ясно и даже, временами, интересно!
Именно такой учебник занял второе место в номинации «учебная книга»: учебник по истории Челябинской области « Магнитогорск» для 9-10 кл. издательства «АБРИС». Это обстоятельный и честный учебник без барабанного боя и урапатриотизма. Перед школьниками во всей полноте предстает трудная, местами трагическая история города, Написано это сдержанно, с опорой на вескую фактографию, но не сухо – в тексте есть какая-то внутренняя энергетика. При этом, учебник грамотно атрибутирован – и обобщающая хронологическая таблица, и библиография, и перечень ресурсов Интернет.
Очень хороши и занявшие третье место «Тетради юного краеведа» того же издательства «АБРИС» из серии изданий «Познай свой край». Это замечательные издания – информативные, красочные, с интересными практическими приложениями, (картами, дидактическими играми по теме, творческими и поисковыми заданиями). Эти тетради в совокупности позволяют ребенку рассмотреть подробно и пристально каждый уголок Челябинской области : Нязепетровск, Нагайбак, Кыштым, Озерск. Более того, и каждый район большого Челябинска!
Такие тетради стимулируют детское отчизнознание и отчизноведение, позволяют вовлечь детей в очень важный процесс сохранения, наследования и трансляции базовых основ региональной культуры, культуры Южного Урала.
Результат такого подхода к постановке обучения в рамках «краеведческого компонента» школьной программы мы также увидели здесь же на выставке. В номинации «Краеведческие издания» третье место занял альманах «Уральская слободка», (сост. Е.Артюшкина, изд. «АБРИС»), который представляет широкой публике детские творческие работы и исследования по краеведению и этнографии.
В этих работах, может быть, и нет каких-то открытий для научного мира, но в каждой есть состоявшееся личное открытие, живое постижение какого-то кусочка жизни своей малой родины. Например, исследование того, как и чем играли дедушки и бабушки в своем далеком детстве или как рукодельничали, что готовили на праздники и как праздновали, какую одежду носили в будни и праздники и т.д.
Эти детские, полные искреннего энтузиазма работы, по-настоящему научно атрибутированы – после каждой работы указаны методы исследования, ссылка на источниковедческую базу, поименно указаны устные информаторы и т.д. Все по-взрослому! Альманах сделан с большим уважением к юному человеку, к его интеллектуальным штудиям и творческим замахам. Думается, такая книга способна вызвать честолюбивые исследовательские устремления у многих школьников, если этой книгой умно распорядиться.
Интересно, что первые места в номинации «учебная книга» заняли вовсе не учебные книги. «Теснота» номинаций периодически сказывалась, и в этом случае тоже. Так, явно не хватало номинации «nonfiction» («не вымысел», в дословном переводе) или то, что мы всегда называли научно-популярной книгой. Такие книжки не предназначены для использования в учебном процессе, но они пробуждают, развивают познавательные интересы ребенка, создают стимулирующий фон, в том числе и для учебной деятельности.
Здесь первое место по праву было отдано членами жюри книге издательства Игоря Розина «Кузина Журналистика», написанная М.Загидуллиной. Книга получилась яркая, увлекательная, творчески заразительная : такие интересные литературные примеры, с не менее интересными авторскими комментариями, такие искушающие творческие задания и в добавок еще роскошное приложение с краткими историями об известных журналистах! Второе место получила также книга из этой же серии, придуманной А.Поповым – «Тетушка География» С.Ефремцева (изд. И. Розина), а были здесь еще представлены и «Твоя конституция» того же С.Ефремцева, и «Прадедушка Аркаим» М.Загидуллиной. Как видим, номинация напрашивалась, но пока не состоялась; можно надеяться, что конкурс 2015 года учтет наказы предыдущего.
Специальный приз в номинации «учебная книга» получила книга Н.Пикулевой «Легкие правила» – соучебник по русскому языку для начальной школы. (ОАО «Челябинский Дом Печати»).
Проблемы с освоением родного языка у нас сейчас едва ли не более серьезные, чем при освоении языка иностранного. Здесь и страшно засоренная языковая среда, в которой растет ребенок, и раннее припадание к SMS, социальным сетям, форумам с их нарочитыми грамматическими искажениями. Дети не знают подчас элементарных норм родного языка и словоупотребления. Н.Пикулева поставила перед собой нелегкую творческую задачу – сделать изучение грамматических правил интересным и занимательным. И во многом, она своей цели достигает: на страницах книги много стимулирующего игрового материала,(загадки, персонажи, сюжетные ходы, требующие детского соучастия и т.д.).
Главное, чего добивается автор и в этом она истинный поэт, это то, что она создает много стимулов для развития словарного запаса ребенка. Н.Пикулева сама неистощима на предложение ребенку ярких, «вкусных» слов и детей увлекает и искушает словарным поиском.
Что же касается самой идеи заверсифицировать грамматические правила, то она вызывает некоторые сомнения. В правилах важно что: простота, ясность, четкость. А ритм, рифма сами по себе яркие раздражители; не сделают ли они правила более «трудными», а не «легкими»? Впрочем, для закрепления учебного материала в домашних условиях это вполне приемлемо.
Издания, адресованные детству или так или иначе связанные с детством были почти в каждой номинации. Так, в номинации «краеведческие издания» была представлена красочная книжка Т.Карегиной «Челябинск :путешествие по городу от А до Я» (изд. «Край РА»), предназначенная старшим дошкольникам. Здесь сохранен азбучный обучающий компонент– дается представление о гласных и согласных буквах, перечень слов на каждую букву, игры со словами и т.д. Автор «встраивает» обучение грамоте в краеведческий материал. Местами это неплохо, но в целом попытка не удалась : нет точности в выборке понятий и особенно неудачны их трактовки; они очень общи для маленького читателя, восприятие которого фрагментарно и любит яркие, «цепляющие» детали. Здесь же ребенку зацепиться не за что.
Здесь же была продублирована,(так как была представлена и в художественной литературе для детей), книжка Р.Дышаленковой «Я живу на Урале» (изд.М.Волковой). Издание красивое (рис.С.Никонюк) – хорошо передан в оформлении текста цветовой колорит Урала. Сами же стихи несколько служебные, «к случаю» и эта заданность их неизбежно снижает, хотя есть истинно поэтические строки!
Книга Майи Дудко «Обретение поэта» (изд. «АвтоГраф») не адресовалась юному читателю. Но для читающего юношества она, безусловно, нужна! Потому что рассказывает о жизни и судьбе совсем молодого человека – челябинского поэта первых десятилетий 20-го века, Михаила Чучелова, прожившего век краткий, но прожившего отмерянное ему недолгое время цельно, страстно, наполнено. И соприкосновение с этой яркой жизнью невольно подтягивает дух, побуждая ответственно распоряжаться собственным жизненным ресурсом, не уповая легкомысленно на то, что «вот уж этого навалом». К тому же, М.Дудко педагог и весь путь поиска и постижения судьбы и творчества поэта она прошла вместе со своими учениками и отражение этого совместного пути и его влияния на юные души тоже есть в книге.
Не предназначается детям и четвертый выпуск «Литературного краеведения» (изд. АБРИС), написанного настоящим мэтром библиографии литературы для детей Н.А.Капитоновой. Но детей он напрямую касается! Подвижнический труд Надежды Анатольевны вызывает восхищение, глубокое уважение и признательность. Ее кропотливыми усилиями собрана и выстроена история детской литературы края – от основ до начала 21-го века,(выпуск 4-й как раз посвящен детским писателям Южного Урала конца 20-го,нач.21-го в.). Сделано это, как всегда талантливо, восхищает скрупулезно собранный эксклюзивный биографический и историко-книговедческий материал по каждому автору. Эта работа уникальна – ни в каком другом регионе нет столь объемного, цельного, выстроенного материала по детской литературе! Эта литературно-краеведческая «обойма» из 4-х выпусков нужна и библиотекам и школам, в которых по новому образовательному стандарту проблема формирования полноценного читателя поставлена очень серьезно; пригодится она, как библиографический ориентир, и взыскательным, мотивированным родителям.
Даже в номинации «научная книга» отыскалось издание, выходящее на детей. Это книга М.Фонотова «Времена Антона: судьба и педагогика А.С.Макаренко» (изд.И.Розина). По большому счету, это, конечно, не научная книга,(снова теснота номинаций!) – это явное документально-публицистическое издание. И это опять не только новое осмысление жизни и педагогической концепции знаменитого советского педагога, на которого в последние десятилетия вылилось много хулы иногда самого черного свойства; но это и страстные размышления автора о педагогике нашего времени, о том, куда и как нам вести молодое поколение нового века.
Завершая, получившийся столь пространным обзор «детского компонента» на выставке «Южноуральская книга-2013», с удовольствием отметим первое место детского краеведческого журнала «Подорожник» в номинации «Журнал года». Это, по существу, единственный сейчас полноценный региональный журнал для детей, который ежемесячно бьется за существование.
Конечно, детская журналистика в России сегодня обширна, многокрасочна и многофункциональна; это порождает сомнение в целесообразности развития местной детской периодики. Но эти сомнения могут возникнуть только у несведущего человека. Свой краевой журнал всегда нужен детям! Ребенок всегда осваивает мир от своего ближнего круга и именно здесь черпает чувство уверенности, безопасности и своей нужности: там, далеко, ты еще когда станешь известен, а здесь ты нужен и интересен уже сейчас. «Подорожник» не случайно львиную долю пространства журнала отдает творчеству самих детей – их рисункам, рассказам, сказкам, стихам и все это рядом с произведениями местных профессиональных авторов, которых ребенок ощущает в шаговой доступности, получая возможность обрести творческого наставника.
Кроме того, «Подорожник» знакомит юных читателей с памятниками истории и природы родного края, рассказывает об интересных событиях детской жизни в разные эпохи, тем самым, становясь собирателем и транслятором совокупного духовного опыта людей края. Журнал умно, гибко, интересно работает на формирование в ребенке чувства местной идентичности, на пробуждение истинных гражданских чувств. Конечно, можно пожелать журналу бумаги и полиграфии более высокого качества,(вопрос средств!). Хотелось бы, чтобы у журнала было будущее. Подорожник полезная, лечебная травка и когда вокруг столько «информационных сорняков» хорошо, если дети будут почаще соприкасаться с доброкачественными и душеполезными информационными продуктами!
На этой патетической ноте и завершим свой изрядно затянувшийся обзор. Виват организаторам и всем победителям! До встречи на «Южноуральской книге-2015»!
Наталья Константиновна Сафонова
Впервые текст опубликован на сайте ЧОУНБ.
Страница: 1 2