Игорь Силантьев, 26 марта 2016
В разговорах и рассуждениях об актуальной поэзии и ее взаимодействии с обществом в качестве общих оснований, как правило, обращаются к двум программным категориям – собственно литературы и литературного
процесса. Если не углубляться в теоретические разносплетения по поводу множественных трактовок данных категорий, то можно определить, что под литературой обычно понимается некоторая широкая совокупность творчеств и произведений и сопровождающих их поэтических практик, а под литературным процессом – собственно процесс созидания литературы во взаимодействии ее активных субъектов – автора, читателя, критика, издателя и т.д.
Для того, чтобы проблематизировать вопрос, вынесенный на обсуждение, хотелось расширить эту парадигму включением третьей категории – литературной культуры. Под последней можно понимать измерение креативных, рецептивных и коммуникативных компетенции всех участников литературного процесса, но в первую очередь – широкого круга читателей и авторов. Это то, что в настоящее время недорабатывает или пропускает школа, семья, круг прагматического общения, это то, чему категорически мешает развиваться телевизор. Литературная культура – это питательная среда, в которой живет литература. Нет литературной культуры – и
произведения заканчивают свою жизнь и застывают в мумифицированном состоянии «литературных памятников». Чтобы вернуть литературу из этого склепа к жизни, требуются огромные усилия общества. И далеко не всегда
это удается.
Самонадеянно было бы полагать, что сумма суждения критиков, литературоведов, редакторов, литературных кураторов, культуртрегеров и издателей может хоть сколько-нибудь повлиять на течение и развитие литературы как таковой. Литература развивается согласно своим глобальным законам и имманентным закономерностям, отвечая самым существенным потребностям эпохи, человеческого вопрошания и, если
хотите, Божественного взгляда.
Что касается литературного процесса, то он занят исключительно сам собой и коэффициент полезного действия его по отношению к собственно литературе, как правило, не выше паровозного. Слишком много уходит в гудок, в пустоту амбиций, близоруких оценок и конъюнктурных позиций.
Загляните в литературные журналы сто-, пятидесяти-, двадцатипятилетней давности – сколько там напечатано полной ерунды, на современный взгляд. Неужели сейчас что-либо изменилось?
И только третье измерение – литературная культура – необходимо нуждается в постоянной деятельной поддержке. Вот где, вот в каком фокусе нужно «говорить о поэзии» и литературе вообще – в библиотеке, в школе, в театре, на площади, в книжном магазине, в интернете, даже в метро, наконец, в рамках проектов типа «poetry in motion». Вот где нужны культурные проекты и постоянные и последовательные культурные
усилия, опирающиеся, преимущественно, на самоотверженных людей – по той простой причине, что все в мире культуры делается усилиями таких людей, а отнюдь не силами министерств, ведомств, союзов и обществ.
А вот собственно что говорить – это вопрос несколько праздный. Талантливые, инициативные люди сами разберутся в этом вопросе. Регламентации этот вопрос не потерпит. Единственное правило – не посягать на свободу культурообразующего литературного общения, не пытаться заменить ее регламентом, программой, форматом или – упаси Боже! – учебником.
Дальше поставим смайлик.
Игорь Силантьев, 26 марта 2016