Роман обо всех временах

Михаил Богуславский с романом "Другая судьба"
Михаил Богуславский с романом "Другая судьба"

«Роман обо всех временах», — так назвал Кирилл Шишов свою рецензию на книгу «Другая судьба»*  Михаила  Богуславского.

«Что мы потеряли, приобретя новый мир? Людей и собственную страну… Мы проедаем то, что создано до нас… Посредникам все равно, что продавать — железо или перо хвоста святого Духа, Родину или девичью честь… Они свободны от чести и совести, от прошлого и будущего. А главное — свободы от ответственности. А над всеми стоит главный Посредник: между нами и Господом Богом. Нету него конкурентов»…

Нет, эта цитата взята не из современной публицистики в «Литературке» или «Новой газете». Не из футуристического месседжа-прогноза. Речь идет об эпохе завершения Реконкисты в Испании ХУ — ХУ1 веков, когда, вытеснив окончательно мавров из Гренады и открыв новый континент на Западе с помощью Колумба, человеческая цивилизация начала новое летоисчисление -эпоху «модернизации», «индустриализации», «капитализации».

На фоне прославленных еще Леоном Фехвангером в «Испанской балладе» событий эпохи доблестной королевы Изабеллы пролетает стремительная жизнь Командора и его друзей — сначала послушных юных патриотов, влюбленных в свою Родину, отдающих ей свою юность и зрелость в качестве безвестных и беззаветных исполнителей её воли, этаких «Штирлицев» средневековой разведки, лишенных даже надежды на благодарность Отечества, но исполняющих свой долг без колебаний и жалости к врагам.

Потом, после окончательной и безоговорочной победы христиан над «неверными», наши герои незримого фронта, вернее — выжившие одиночки, надеясь за оставшееся время вкусить мирной жизни, вынуждены снова вступать в сражения… со своими соотечественниками, а именно — со славной армией «воинов Христовых» — инквизицией, взявшей под контроль каждую мыслящую личность, каждую внерыночную индивидуальность.

— Командор, ты из какой страны уходил? Из той, что объединялась и
крепла, росла, стала цельной и свободной, сплоченной общей верой. Ты куда
вернулся? В ту же страну?
Я глотнул вина и пожал плечами.
— Молчишь? То-то. Ты думал, к власти придут самые умные. А пришли
самые ушлые. И мы расчистили им путь. Теперь ты еще спас собственную шкуру
и лишился собственного дома. Это что, мавры сделали?..

Данные краткие извлечения из громадного восьмисотстраничного текста ясно показывают, что автор не от экзотического любопытства увлекся далекой Гренадой (помните «Гренаду» Светлова о конармейском приятеле эпохи гражданской). Вдумчивый наш современник не случайно многие годы изучал ту далекую страну, от коей берут начала и нынешние конфликты «Запада — Востока» с взрывами терроризма, бредом «неонацизма», возвратом холокоста и крестовых походов, именуемых «газаватом».

Михаил Богуславский — редкостный в наши дни автор, дерзнувший отдать немалый кусок жизни скрупулезному вживанию в ту синтетическую культуру Испании, где был возможен синтез мировых религий — иудаизма, христианства и мусульманства. Древние ветви мудрецов Востока обучали полу-варваров -христиан этике и эллинизму, точным наукам и благоговению к природе. Казалось — чуть-чуть и интернационал расцветет на древней земле Иберии, давшей миру образцы рыцарства и беззаветной романтики (Дон-Кихот Сервантеса тоже из этой
эпохи).

Но… увы. Службы безопасности имеют во всем мире свой кодекс Чести. Свой план цивилизации, где войны за ресурсы, рабов и излишества для немногих — генеральная линия перевертышей и «кромешников». И автор, проведя своего главного героя через десятилетия испытаний, оставляет его на пепелище надежд, вынужденного инсценировать собственную гибель на поединке, где убивший его друг обретает молодую жену старого неудачника, и его тайные капиталы и  даже… преданных ему слуг.

Прелесть и запутанность авантюрного романа в традициях подобного жанра, конечно, украшена параллельной судьбой младшего героя — удачника и ловеласа, любовника-профессионала и аристократа духа, судьба которого от беспутности и соблазна поворачивается к осознанию сочувствия слабым и даже… риску в спасении эмигрирующих от истребления иудеев.

Холокост средневековья добрался до двадцатого века с тем же результатом: единицы жертвуют собой, массы хохочут у костров инквизиции.
Михаил Богуславский написал хороший, подлинно рыцарский роман, где много любовных и эротически выписанных сцен, эпизодов, равно как и поединков, приключений и блеска эрудиции.

Но, главное, он прекрасно дал всю цепь человеческой извечной борьбы за совесть, честь и нравственную чистоту, которая идет из века в век во все времена.

Но показать и увлечь этим умеют немногие. Поэтому будем признательны автору без скидок на провинцию или информационно-бесстрастную (по формату) эпоху.

Такой труд не только увлечет читателя, но и заслуживает продолжения, родня его с великими мушкетерами, только уже не Французской, а какой-то испано-советско-российской ментальности.

Кирилл Шишов

октябрь 2011 г.

* М.Богуславский., Другая судьба., Члб. Цицеро, 2011, 800 с, илл.

Мой блог находят по следующим фразам


Добавить комментарий