Татарская Караболка

Татарская Караболка
Татарская Караболка

Булзи, Багаряк, Кунашак – первые три точки большого фотопутешествия с Рустамом Бикбовым 20 июня.

Татарская Караболка
Татарская Караболка

“Экватор” нашего пути длиной 920 км – деревня Большое Таскино – в кадры фотоаппаратов не попала: в ней была огромная пробка. Горожане рвались на деревенский пляж, потому что к озеру Касарги в других местах и не подъехать: базы, дачи.

Потому “экватором” путешествия мы назначили деревню Татарская Караболка.

Татарская Караболка
Татарская Караболка

У нас с Александром Продченко к “экватору” уже не осталось сил, и мы тут не сделали ни одной фотографии эти  фото – Рустама Бикбова), зато у Рустама открылось второе дыхание, и он “общелкал” буквально всю деревню – и живую, и мертвую. 74 фотографии Татарской Караболки лежат ЗДЕСЬ,

Татарская Караболка
Татарская Караболка

а вот что Рустам Бикбов нашел про деревню:

“Татарская Караболка — село Кунашакского района Челябинской области.
На карте google – goo.gl/maps/7O8fS

По официальным данным татары сюда переселились в 1553—1556 годах с берегов Иделя (Волги) и Чулман (Камы), чтобы избежать насильственного крещения.

По неподтверждённым данным, первые юрты на месте современного села проезжавшие торговцы описывали периодом 1547-1550 г. Принято считать, что этого же времени в поселении существует мечеть.

В 30-х гг. XX века органами НКВД все священнослужители были арестованы и увезены в неизвестном направлении, минареты снесены, библиотека уничтожена, а здание в разные годы использовалось под различные нужды (как складское помещение, мастерская и т. п.) В 1990 г. прихожане на свои средства, своими силами восстановили здание, и с этого времени в мечети ведутся службы. В 2009 г. на мечети был воздвигнут новый минарет, видимый за несколько километров.

Топоним Караболак тюркского происхождения. Кара — в тюркских гидронимах не только «черная, темная», но и «чистая» вода; болак, булак — «приток», «рукав реки», иногда «река», то есть Караболка или Караболак — значит «тёмная или чистая река».

«..Караболка-Татарская, весьма большая деревня в Екатеринбургском уезде, на речке Караболке, по левую сторону тракта, ведущего из Екатеринбурга в Челябу. По сведениям 1869 года жителей 2,027 (в том числе 1,008 муж. и 1,019 женск. пола); дворов 270. Мечеть. Волостное правление. Хлебные базары. Жители Мещеряки-магометане…»

— Н.Чупин, Географический и Статистический словарь Пермской губернии, 1873 г.
«в Екатеринбургском уезде на землях Башкирцев Мякотинской волости живут мещеряки в двух деревнях на реке Караболке: Мусекаевой и Карабольской..»

— Н.С.Попов, Хозяйственное описание Пермской губернии, 1804 г.
« Из Екатеринбурга .. дорога в Оренбургскую губернию, … есть поворот влево на иноверческую деревню Караболку, что при речке того же имени…»

— А.М.Вильбрехт, Историческо-географическое описание Пермской губернии сочинённое для Атласа 1800 года, стр190
В 1957 году в селе проживало свыше 4 тысяч жителей, протяжённость села 4 километра.

На 1 января 2007 578 жителей, 8 кладбищ. Находится в зоне радиоактивного заражения от производственного взрыва на комбинате Маяк.
ru.wikipedia.org/wiki/Татарская_Караболка

P.S.
Крупнейший населенный «мусульманами»[2] пункт в Екатеринбургском уезде и в Пермской губернии к 1870 году – деревня Караболка (ныне Челябинская обл.): 1876 жителей, 930 мужчин и 946 женщин. Деревня находится на горнощитском тракте, который связывает Екатеринбург с Оренбургской губернией – Челябинском и Троицком. Естественно предположить первоначальное накопление «мусульманских» капиталов на этом направлении. Но вот что поразительно – я ничего не могу найти по истории этой деревни.

25 сентября 1870 года в Екатеринбургскую Земскую Управу поступает письмо от инспектора народных училищ Пермской губернии Парамонова:
В сентябре также собираются сведения от волостных правлений уезда.[3] И только в отчете Карабольского правления мы обнаруживаем первые сведения о башкирских училищах: «…в деревне Караболка с 15 ноября 1864 года учреждена русская деревенская школа[4], в которой до 23 апреля 1865 года обучались башкирские мальчики, от 5 до 15 человек. Школа та была учреждена на пожертвованную сумму 2000 руб. мякотинскими башкирами[5], в расходовании которой руководил по распоряжению начальства, волостной старшина, из суммы этой 650 рублей находилось в процентах у башкир Карабольской волости и деньги эти сбирались по частям вместе с процентами и расходовались на содержание школы и мальчиков, 1350 руб.находятся у приращения процентов в Екатеринбургской конторе Государственного банка; по исрасходовании[6] же первых и неразрешением получить из банка денег, обучавшиеся мальчики уволены от занятий и распущены по жительствам; учебные же руководства первоначально хотя и есть, – но уже не все в целости, потертые и маранные, однако к первоначальному приступу грамотности еще служить могут.
Жители-башкиры Карабольской волости, в существовании русской школы и отдаче на учение некоторых мальчиков, на готовую сумму, хотя и не препятствовали, но сами на содержание оной, за неимением средств и источников, желания не изъявляют, – присовокупляя к этому, что по быту их дети, бесплатно более обучаются грамоте татарской.
Обязанность учителя нести, в случае существования школы, в настоящее время никого не имеется».[7]
Это самая первая попытка создания русско-башкирской школы.В середине XIX века причислена к Куяшской волости, в 1883 – к Каслинскому земскому управлению Екатеринбургского уезда.В 1887 году торговую лавку в деревне имеет Зайнетдин Хисаметдинович Агафуров. Но здесь появляются разночтения. В 1889 году лавка у Зайнетдина Агафурова в Карабоке не отмечена, зато отмечена лавка у Абдрашитова Нур-Мухамета. В 1890 году лавка в Караболке принадлежит Камалетдину Агафурову, о лавке Абдрашитова ничего не сказано. В 1891 году эта лавка вновь принадлежит Зайнетдину.[8]

1896 год.
Из отчета члена Екатеринбургской Земской Управы, Коллежского Советника Е.Подосенова от 10 ноября 1896 года.
(…) В одном доме, в деревне Караболке, я встретил целую толпу девочек в возрасте от 8 до 12 лет, вступил с ними в разговор, видя, что их очень заинтересовало мое посещение; к моему крайнему удивлению оказалось, что они довольно свободно и бойко говорят по-русски (это объяснилось потом тем, что некоторые из них жили с родителями в городе[9]); на вопросы мои они давали толковые ответы. Я спросил, будут или нет они учиться, оин с видимым удовольствием выразили желание учиться и по русски, и я уверен, что эти девочки были бы достойными ученицами и русской школы.
(…) В Караболке существует два медресе, по числу приходов, в первом учится около 50 мальчиков, а во втором около 30. Для одного медресе, около мечети, Агафуровы построили ныне особый дом, но дом этот не большой, в одну избу всего».

1897 год.
13 декабря 1897 года Подосенов присматривает место для русско-башкирской школы, которую Земство планирует открыть в 1898 году.[10]
Назначенный учителем Карабольской русско-башкирской школы Мухаммед Рахим Терегулов (воспитанник Казанской татарской школы) 25 августа прибывает в Караболку. В правлении волости об открытии школы не знают – ни помещения, ни денег.
Сельский сход в итоге отказывается от услуг учителя и от создания школы в деревне. «…общественники единогласно объяснили, что открыть русско-башкирскую школу в дер.Караболке они совсем не желают, квартиру для ней и приговора о неприятии школы никто из них не дает», – рапортует волостной старшина Исмагилов. Процессом, похоже, руководят муллы. В деревне имеется 2 мечети и две школы-мектебе (сентябрь 1898 года).Воспоминания Апанаевой Айсулу Камиловны. Записала Корепанова Светлана.
Вот дословная запись Светы: «Бабушка Бедельниса (жена Камалетдина Хисаметдиновича Агафурова) была из д.Кара-булак….»
Но вот метрик за 1915 год по Екатеринбургу в ГАСО нет. Метрики по Караболке: 1890 (по двум мечетям) и 1904 год.

rbvekpros.livejournal.com/48286.html
Башкирские и мещеряцкие деревни бывшего Екатеринбургского уезда. Часть 5. Проект.


Добавить комментарий