Три вопроса для разработчиков проектов семейного чтения. Опубликовано в научно- практическом сборнике «Как разорвать замкнутый круг» 2007 г.

М. В. Волкова

Семейное чтение — один из эффективнейших механизмов приобщения детей к чтению, воспроизведения и трансляции общечеловеческих норм и культурных ценностей, действенное средство сохранения института семьи. В 1991 году в 50 процентах семей взрослые читали вслух книги детям до семи лет. В 2002-м эта традиция сохранилась только в 7 процентах российских семей.

Говоря о необходимости возрождения традиции, надо прежде всего ответить на следующие вопросы.
Что читать в семье? Ответ не будет равнозначен ответу на вопрос «что читать детям?». Во втором случае будут превалировать книги для детского чтения, ориентированные на тот или иной возраст. Эти книги родители читают детям «в воспитательных целях», в тот период, когда ребенок не умеет читать сам. Семейное чтение — это культурная форма внутрисемейного общения, организации досуга всех членов семьи, одна из форм организации жизни семьи в целом. Здесь важен не только сам процесс совместного чтения (желательно, чтобы это было чтение вслух), но, прежде всего — процесс совместного переживания и обсуждения прочитанного, так как именно в ходе него формируются и крепнут общесемейные ценности, создается возможность для понимания другого члена семьи и для развития всех. Потому для семейного чтения нужны книги, которые затрагивают мысли и чувства всех членов семьи, книги, в которых и взрослый, и ребенок может открыть для себя что-то новое, интересное. Книги, которые побуждают к общению. Книги, которые хочется перечитывать.
Такой подход к семейному чтению делает единицей проекта не книгу, а семью, а сам проект становится средством двойного действия: семейное чтение помогает становлению и укреплению семьи; а семья становится средством трансляции ценности чтения.

Как читать в семье? Этот вопрос не менее важен, чем вопрос «что читать?». Конечно, имеется в виду не процесс перевода букв в звуки и смыслы, а процесс организации совместного восприятия текста, обсуждения прочитанного, что, собственно, и относится к семейному чтению. А поскольку традиции семейного чтения утеряны, их надо будет возрождать и транслировать заново. Трансляция ценности семейного чтения предполагает организацию наблюдений за тем, как проходит процесс совместного чтения и обсуждения прочитанного в конкретных семьях, включает организацию этого процесса и повторение увиденного в собственных семьях наблюдателей. По сути, речь идет о социально-культурном эксперименте, в центре которого должны оказаться семьи, готовые поделиться секретами семейного чтения, выступить законодателями «моды на семейное чтение», а по сути — «моды на семью», основой которой являются общение, коммуникация, совместное дело, сопереживание, сочувствие. В предлагаемом подходе можно найти некоторые аналогии с тем, как в 1930-х годах в США разрабатывалась и продвигалась средствами кино модель американской семьи. У нас сейчас есть необходимость и шанс начать работу по созданию и трансляции модели российской семьи — семьи читающей, думающей и любящей.
Ответ на вопрос «как читать в семье» предполагает и поиск ответа на сопряженный вопрос «как транслировать ценности семейного чтения?». Безусловно, трансляция может быть организована через акции, предполагающие непосредственное общение семей с писателями и друг с другом, и через СМИ. Оптимально, чтобы в освещении таких акций участвовали телевидение, радио, периодические издания.
Таким образом, проекты по развитию семейного чтения предполагают работу по трем направлениям.
♦ Издательское. Отбор и издание книг для семейного чтения, в том числе — с ориентацией на местных авторов.
♦ Организационное. Отбор семей, участвующих в таких проектах, разработка и организация акций, популяризирующих семейное чтение и ценность семьи.
♦ Имиджевое. Разработка и реализация медиасопровождения проектов по семейному чтению.
Проекты, направленные на возрождение традиций семейного чтения, могут иметь большое социально-культурное и политическое значение в ре¬гионах, так как политика поддержки семьи и семейных ценностей — один из приоритетов государства, а развитие семейного чтения — одно из направлений Национальной программы поддержки и развития чтения.


Добавить комментарий