«Южноуральская литература — это… »
Эстафету Яниса Грантса продолжает Нина Ягодинцева.
О Южно-Уральской литературе
Территориальный акцент – соблазн для бесплодной дискуссии. Отвечаю сразу в ту и другую сторону: наша литература – полноправная составляющая общероссийского литературного пространства, обладающая рядом индивидуальных черт, обусловленных географическим положением, ландшафтом и исторической коллизией (граница Европы и Азии, степи и гор, «котёл народов», промышленный регион). Этим неизбежно определяется «точка отсчёта», образ мира, подходы к его художественному познанию.
Литература – многоуровневая, глубоко эшелонированная, если угодно, система. Есть те, кто пишет стихи к торжественным датам – и те, кто обобщает вековой опыт. Всё это – жизненно необходимые формы осмысления реальности, только первый опыт имеет исключительно личное значение, а второй может восходить до общечеловеческого. Между двумя названными крайностями – целый спектр литературных опытов. Одни из них освещают жизнь посёлка, небольшого городка, другие становятся явлением областного масштаба, третьи восходят на общероссийский уровень.
Потребительское отношение к литературе обычно выражается репликой: «Ну и где тут у нас гении и классики?! Нетути…» Сниматели литературных сливок, глотатели минутных сенсаций напрочь забывают о том, что появление классиков и гениев определяется не только таинственными законами духовной природы, но и состоянием всей литературной системы, в которой непременно должны присутствовать:
а) писатели подзравилок,
б) те, кто пытается в слове осмыслить свою жизнь и окружающий мир,
в) те, чей опыт осмысления становится понятен и необходим окружающим – ближнему кругу,
г) собственно писатели, чьё творчество воспринимается как общественно значимый духовный опыт.
Вот в пункте «д» и должны бы появиться классики и гении.
Анализируя все составляющие пирамиды, могу смело утверждать, что литература как система осмысления и моделирования реальности у нас есть. Широчайше представлены три первых её уровня. Вопреки утверждениям о разрушении литературоцентризма мы были и остаёмся «словянами». А дальше начинаются проблемы.
Главное: мы с огромным трудом отличаем общественно значимый литературный опыт (которым, кстати, вполне можем гордиться!) от самодеятельности. Нужны не многочисленные самодеятельные или полузакрытые литературные конкурсы, а общественные, открытые, ежегодные, выводящие на обсуждение наиболее значимые произведения (для чего и была создана, кстати, Южно-Уральская литературная премия). И приглашать варягов в надежде, что они-то безупречно расставят всё по полочкам, по меньшей мере наивно. Дальше эстафету должна подхватывать умная литературная критика, которой у нас, как и во всей стране, пока ничтожно мало (да и публиковать серьёзные статьи негде). Но зато есть попсовая привычка «перемалывать» культурный слой: воздвигать, а потом весело низвергать кумиров и кумирчиков. Литературный процесс – живая, подвижная реальность, и любой результат в ней является промежуточным, менее или более удачным, и дело не в кумирах, а в оценке результатов конкретной работы (произведения).
Дальше в процесс включаются библиотекари и педагоги (а они из него никогда и не выключались, просто вынуждены работать с неструктурированным потоком и искренне радоваться каждой изданной книге). Ну и – большим кораблям большое плавание. Появляется реальный шанс узнать, кто есть гений и классик, чей опыт окажется наиболее волнующим, значимым, актуальным.
Вы хочете имён, как говорят в Одессе? Их есть у меня, и немало, но лимит знаков данной заметки уже превышен, даже не остаётся возможности её подписать .
Нина ЯГОДИНЦЕВА
Статья написана для проекта «Южноуральская литература».
Эпиграф проекта: «Нет ничего, что не имеет числа» (Нет ничего, что не названо, — вольный перевод Пифагора на язык гуманитариев))).
Суть проекта: сбор статей об южноуральской литературе и распространение лучших статей по библиотекам области.
Назначение проекта: познакомить библиотекарей и читателей библиотек (а также посетителей сайта) с частью нашей южноуральской культуры.
Ожидания от проекта: проект «Южноуральская литература» призван инициировать развитие литературной критики на Южном Урале; он может привлечь внимание библиотекарей и читателей к южноуральским авторам и их произведениям, а также может послужить ресурсом для профессионального самоопределения южноуральских литераторов.
Условие участия в проекте: писать могут все, и все написанное будет опубликовано на сайте (кроме брани и бреда, разумеется).
Желательно, чтобы объем написанного был не более одной страницы (3000 знаков). Такой объем продиктован удобством для читателей библиотек: лучшие статьи об южноуральской литературе мы будет рассылать по библиотекам области с просьбой распечатать статью и разместить ее на стенде (желательно с выставкой книг южноуральских авторов).
Предыдущие статьи проекта: Янис Грантс «3000 знаков о южноуральской литературе»
Дарья
13 февраля 2012Нина Александровна так проранжировала писателей, словно ботаник растения или зоолог животных. Меня, скажу честно, такой подход к творчеству людей покоробил.
А что, если на человека навешать ярлычок «Ты — писатель «б» или «Ты — писатель «в», это разве ему что-то даст? И даст ли это что-то литературе? Да после таких классификаций вообще никто писать не будет!
К тому же вечный вопрос «А судьи кто?» Но даже этот вопрос меркнет перед вопросом «Зачем?» Зачем делить писателей по буквам (степени талантливости)???
Нина Ягодинцева
13 февраля 2012Уважаемая Дарья! Вы основательно додумали мою статью, отреагировав на то, чего в ней не было. А Вы случайно не заметили, что в заметке нет ни одной фамилии? Приведена нормальная структура литературного сообщества (обычный культурологический подход к литературному процессу). Когда речь идёт об обобщениях, каждый сам так или иначе соотносит или вообще не соотносит себя с определённым уровнем , пунктом и пр. Что же Вы такое на себя примерили, что показалось столь обидным? Кто и зачем посмел судить Вас? Или Вы на всякий случай за всех решили обидеться?
Челябушка
14 февраля 2012Нина Ягодинцева, как всегда, молодец. Умеет мыслить масштабно, обобщать и структурировать, это не каждому дано. Мне всегда интересно читать такие вещи. Они не оскорбляют меня, как писателя, и не загоняют ни в какой угол. И хорошо, что среди писателей есть такой, который на каком-то этапе жизни умеет сказать:
Литературный процесс – живая, подвижная реальность, и любой результат в ней является промежуточным, менее или более удачным, и… » — тут я продолжу по-своему — если некому оценить нашей работы годами и десятилетиями, некому проводить литературных конкурсов и вечеров, обсуждений новых произведений, то никак не скажешь, что это нормальный, то есть живой, литературный процесс.
Каждый из нас мыслит по-своему, но тем и хорош диалог, мы дополняем друг друга.
Дарья
14 февраля 2012Нина, я — читатель, а не литератор. И для меня литература никакой не процесс, а конкретные книги и конкретные писатели. Мне неважно (и действительно обидно — ЗА ВСЕХ ПИСАТЕЛЕЙ!), кого к какой букве Вы приписываете. Я хочу знать: что советуют почитать сегодня из уральцев?
Михаил
14 февраля 2012Нина, а к какой букве причисляете себя вы сами? Или, может быть, нужно говорить скорее о том, что многие из писателей и поэтов имеют отношения к нескольким буквам? Вот ведь и вы — солидный поэт, а тексты поздравилок (скажем, юбилея города Челябинска на Театральной площади) с пафосными стихами — пишете?
Нина Ягодинцева
15 февраля 2012Уже не в первый раз мне предъявляют требование расписать писателей в таблицы, по буквам — это началось со статьи «Мифы, которые нас убивают» (см. в журнальном зале, если кому интересно). Господа, есть процесс — и его модель, реальность — и её структура. Обходясь без модели и структуры, мы не видим ситуацию в целом, не понимаем, что происходит в принципе. Расписывая живую, подвижную реальность по схемам (писателей по буковкам), мы её практически уничтожаем.
Есть литературоведение — и есть культурология, у каждого подхода свой инструментарий, свои цели и задачи. Давайте ещё дружно обидимся на физику, социологию, анатомию наконец (за всё человечество сразу) — ну очень продуктивно!
Между прочим, весной вышла электронная книга наших с Андреем Расторгуевым литературно-критических статей (около 60) о современных писателях провинциальной России. Мы постарались максимально представить живой литературный процесс именами и строчками наших современников — от Петрозаводска до Магадана, не ранжируя, а читая, понимая, любя. И аналогов этом изданию, в общем, пока не нашлось. Мы собирали книгу последние 5-7 лет. (Размещаю эту информацию на правах рекламы!)
Что касается прикладных текстов — никогда ими не пренебрегала. Во-первых, это обязательная составляющая профессии сценариста, во-вторых — классная гимнастика. Но прикладные тексты, даже очень хорошо зарифмованные, к поэзии отношения не имеют. У поэзии другой источник, другая энергия — природа другая. И тут тоже надо разделять. Проще простого свалить всё в кучу — и на неё обидеться.
Дашенька, если Вам удастся найти нашу литературно-критическую книгу — а тираж её ничтожно мал, к сожалению (большой объём текстов и возможность издания только за собственную зарплату) — Вы сможете сориентироваться в том числе и по уральским авторам. Мы посвятили им достаточно много работ.