Поэтические образы. АСУП-4

Этот пост презентует новый проект — «Поэтические образы. АСУП-4».

В основе проекта — новая книга Владлена Феркеля и Елены Меньшениной  — От Автомобиля до Яхты. Поэтические образы : словарь /
сост. Е. С. Меньшенина, В. Б. Феркель. — Челябинск, 2020. — 497 с.
Шестой выпуск словаря поэтических образов знакомит читателей с новыми открытиями в области стихосложения, показывает, что творчество неиссякаемо. В нем представлены 290 авторов и 2763 образа, объединенные 737 понятиями. Для всех, интересующихся современной поэзией.

Я из этой книги буду выбирать только цитаты из стихотворений поэтов Уральской поэтической школы, чьи подборки Виталий Олегович Кальпиди включил в четвертый том Антологии современной уральской поэзии (АСУП-4). Каждую цитату оформлю по образцу проекта КФС (Коллекция феноменов саморефлексии) и, как и в проекте КФС, ежедневно буду размещать плакаты с «образами» в социальных сетях, а затем и на портале. Отличаться будет только последовательность выкладывания плакатов: если в КФС я делала плакаты в алфавитном порядке по фамилиям поэтов, то здесь буду делать в алфавитном порядке слов-поэтических образов, «от автомобиля до яхты». Поэтому у кого-то из поэтов будет по одному плакату, у кого-то — несколько, а у кого-то, возможно, Феркель и Меньшенина не найдут ни одного оригинального образа. Поскольку в четвертом томе АСУП есть раздел «Современные зарубежные поэты в переводах, ва-
риациях, мотивных переложениях уральских авторов», то цитаты из этого раздела, попавшие в словарь, тоже станут «героями» плакатов.
Кратко: проект «Поэтические образы. АСУП-4» — подмножество образов книги «От Автомобиля до Яхты» в картинках 😉

Введением к проекту «Поэтические образы. АСУП-4» пусть будет Предисловие из книги Феркеля и Меньшениной:

«Словарь в этот раз получился очень транспортный: от Автомобиля до Яхты. Учитывая, что предыдущий назывался «От Автобуса до Ящерицы» можно проследить некоторую тенденцию. Хотя, безусловно, это случайно. Затеяв больше двадцати лет назад бесконечное собирание образов-окказионализмов, авторы не подозревали, что занятие кажется столь увлекательным. Напомню, что первый вариант словаря назывался «Частотный словарь поэтических образов» (2001)
и включал образы от Абажура до Яхты. За ним последовал «От Абажура до Яшмы» (2002), третьим стал «От Акации до Ярмарки» (2005), четвертым «От Августа до Января» (2012), пятым «От Автобуса до Ящерицы» (2014). Так что в руках читателей новое собрание поэтических жемчужин, созданных очень разными авторами в самое разное время.
Когда берешь книгу, то всегда встает вопрос: А что с ней делать?» Вариантов, как всегда, множество: от самого банального — начать читать, до — поставить на полку до лучших времен. Есть книги, которые нужно читать вовремя, потом или читатель изменится (вырастет, например), или произведение морально устареет (увы, такое бывает очень часто).
Словарь поэтических образов — книга навсегда. Когда бы вы не стали ее листать, выхватывая взглядом строки, или когда бы не вернули с дальней полки к активной жизни это собрание, всегда можно получить истинное наслаждение.

Вот история многотрудной жизни:
У ночного автобуса грустные фары,
Снова двери скрипят, как больные суставы,
И дорога его за колеса хватает,
И проносятся джипы, виляя хвостами.
У ночного автобуса тяжкое бремя,
Кто на вход, кто на выход, следи тут за всеми.
А его укачало, он дышит бензином,
И зудят его шины невыразимо.
(Меерсон Д.)

И не нужны никакие саги на 16 серий… В восьми строках сконцентрировано столько…
А вот оптимистическая трагедия.

прозрачные ладьи апреля
с тихим удовольствием разбиваются вдребезги о рифы
в щепки птиц и в осколки детских блаженных визгов.
(Близнюк Д.)

А эта природная зарисовка достойна пера Альбрехта Дюрера… Помните его «Кусок дёрна».

огненная гусеница вербы,
Накаливанья нить пушистой лампы
(Антология «Русская поэтическая речь»)

И так можно продолжать до бесконечности.

Вот еще одно:
дождь, хромой и долгорукий,
На нитку августовских бус

Подвесил ягоду разлуки,
Почти смертельную на вкус.
(Меньшенина Е.)

Такие строки нельзя глотать как потрепанный детектив или фантастический боевик. Их нужно капнуть на язык и катать как леденец, пока содержимое полностью не проникнет в кровь и плоть, в мозг и в душу.
И все же вернемся к началу. Почему так много образов, отражающих современную цивилизацию. Человечество все больше и больше отдаляется от природы и все плотнее обрастает всякого рода плодами цивилизации от умных телефонов до моноколес, от социальных сетей до цифрового интерактивного телевидения… Поэты, как зеркало, отражают жизнь и все, что в ней присутствует. Мало того, они ищут средства выразительности и непременно приходят к метафоризации
видимого, ощущаемого, осязаемого и обоняемого.
К чему это ведет? Еще Александр Николаевич Афанасьев, собиратель сказок и историй, в своем труде «Поэтические воззрения славян на природу» писал, что язык с годами портится, становится более метафоричным. Простые понятия мы заменяем намеками, ассоциациями… И ни к чему хорошему это не ведет.
Такое явление Афанасьев считал признаком умирания языка. Учитывая, что А. Н. Афанасьев умер в 1871 году, можно считать, что процесс распада русской (мы собираем образы, написанные на русском языке) словесности несколько затянулся.
И это не может не радовать. Надеемся, что на наш век хватит.
Представьте, что вам в детстве подарили бесконечный мешок с конфетами (те, кто не любит сладкое, не в счет)…
Словарь образов — это тот же мешок, только без сопутствующего кариеса и походов к зубному.
Как мы завидуем вам, читатели! Вы еще только прикасаетесь к собранным под одной обложкой чудесам поэтического слова, а мы их уже прочли. Что ж, поиски продолжаются, и мы снова и снова будет открывать пыльные фолианты и сайты литературных журналов, чтобы найти что-нибудь такое:

Дома вдыхали полной грудью
Снегов летящих белый дым.
(Плебейский О.)

Следите за своей книжной полкой и держите на ней место для новых словарей поэтических образов.
От авторов Владлен Феркель»


Добавить комментарий