КФС. Александр Самойлов

КФС. Александр Самойлов

Закон

Закон слова диктует —
художник разумеет:
он воздух поцелует,
он пустоту согреет.
Не то чтобы он пламя,
но, выходя наружу,
выходит со словами:
«Я никому не нужен.
Мне ничего не надо.
Мне никогда не больно».
Ему заставы рады,
им площади довольны:
«Шагая параллельно
потусторонней смерти
путём своим бесцельным,
терпи художник!» Терпит.

(Топос 15-01-2004 http://www.topos.ru/article/1954)

 

Ars Poetica (Искусство поэзии)

И сказал он: «Раз я еду
в отдаленную страну,
к одичавшему соседу
непременно заверну.
Коль меня он не зарубит
непременным топором,
поприсутствуем как люди
на пришествии втором».
И еще сказал: «Белеет
за окошком дальний путь.
Вот вам пятьдесят копеек —
проживете как-нибудь».

(Топос 15-01-2004 http://www.topos.ru/article/1954)

 

Из телепрограммы «Без купюр»
«Стихи, это реальность, в которую ты можешь войти и выйти тут же, в отличие от нашей реальности. Подход к стихам как к альтернативной реальности долго существовал и существует сейчас, имеет своих сторонников и последователей.

(https://www.cheltv.ru/aleksandr-samojlov-v-sovremennyh-rep-batlah-zvuchat-problemy-xix-veka/)

 

Из документального фильма Дарьи Ярошенко «Мы здесь одни»

«- С чего началось твое поэтическое творчество?
— В 198..-каком-то году я увидел по телевизору Пригова Дмитрия Александровича. Он читал стишок «Куликовская битва»… Я подумал: «Боже мой, если такое показывают по телевизору, то почему, собственно говоря, мне не писать?

https://www.youtube.com/watch?v=ibVEXahH45Y&feature=youtu.be

 

Из фильма-интервью Виталия Кальпиди «Бегство как досуг»

«Считаете себя значительным поэтом?
— Нет. … Я не представляю, где я нахожусь. Есть, наверное, какие-то структуры, писательская организации, я в ней не нахожусь, точно.
— Считаете ли себя поэтом интересным?
— Да!
— Нужны ли Ваши стихи людям?
-… Это интересные вещи, они могут представлять интерес для людей. Не думаю, что каким-то образом это на них повлияет, изменит, …. Мне кажется, это другой опыт, другой опыт существования, и это другое должно быть, не важно, обращаешься ты к этому другому или нет. И вот мои стихи – это это другое и есть».

(https://www.youtube.com/watch?v=Fqy1jEwzlAA&feature=youtu.be)

 

Из радиопрограммы «Между строк» Экспресс Радио Орел

«-Есть ли будущее у русской поэзии?
— Существовать будет, но в каком виде, не знаю.
— Где лучше быть поэтом, в Москве или Челябинске?
-В Москве, конечно.
— А что Вас заставило перебраться в Челябинск?
— Я не очень трудолюбивый для Москвы. Там надо активно себя проявлять во всех сферах. В Челябинске попроще».

Из интервью «Поэзия — это функция» для портала «Хорошие новости»

«- Вы как-то говорили, что поэзия для вас — что-то математическое…
— Вряд ли я говорил именно так. Скорее я говорил о функции. Поэзия — это функция. В том смысле, что она сама по себе ничего не значит, но расставляет все по местам, организует пространство. Грубо говоря, поэзия — это некая точка зрения, которая позволяет то, что мы видим сейчас, увидеть под другим углом. А в какие вы минуты эту функцию используете: в минуты радости или грусти, это ваше личное дело. Вот мы с вами сейчас идем мимо ларька, можно о нем написать стих, что тут антисанитария и все плохо, а можно как-то воспеть его.

— Стихотворение способно что-то изменить? В жизни тех, для кого оно написано?
— Само по себе вряд ли. Что-то может изменить то, как вы стихотворение преподносите. Вот вышла книга, ты ее на свои деньги издал, собрал друзей, презентовал ее. И на этом все кончается. Если бы «Маршрут 91» вышел как печатное издание, мне кажется, он повторил бы судьбу другой моей книги стихов — «Киргородок». И вы бы не приехали сегодня ко мне, и люди не проявили бы такого интереса к изданию. А тут — стихи, опубликованные на «Google maps», да еще и с видео, да еще и о местах, которые все знают. Сейчас ведь столько возможностей, столько гаджетов, приложений всяких — это все можно и нужно использовать. Даже можно компьютерную игру придумать: проходишь какой-то уровень, тебе выпадает стихотворение, берешь какой-то предмет — еще одно, валишь монстра — получай третье стихотворение.

— В «Маршруте 91» вы пишете обо всем, что видите: о людях, об огнетушителях, о местах (Теплотех, например), о маршрутке, естественно… А о чем писать нельзя, как вы считаете?
— Можно обо всем писать. Это точно. Но вот как писать, это другой вопрос. Многие представляют поэзию как некую ценность. Я с ними не согласен и настаиваю — поэзия не должна быть ценностью. Поймите правильно: если мы начинаем относиться к литературе, к поэзии, как к ценности, то это очень быстро порождает катастрофические последствия. После того, как мы начинаем к чему-то относиться как к ценности, сразу возникает институт экспертов, то есть появляются некие люди, которые решают: это поэзия, а это не поэзия. Как только возникает институт экспертов, одновременно возникает институт коррупции. Экспертное мнение начинает продаваться и покупаться.
А если мы имеем в виду, что поэзия — это определенный взгляд, определенные условия говорения о чем-то, но никак не ценность, то мы снимаем достаточно большой пласт вопросов. Таких как «Что есть литература», например. Поэзия не ценна сама по себе, но очень ценна как принцип организации пространства, слов, мыслей, стилей. Вы видите что-то и говорите «О, как это поэтично», но можете ли вы объяснить, что это значит? То-то и оно».

(https://hornews.com/dialogue/chelyabinskiy_poet_aleksandr_samoylov_quotpoeziya__eto_funktsiyaquot/ )

 

Из интервью «Магазин поэзии», интервьер Елизавета Портная.

— Вы считаете, что поэзия нынче существует в безразличной среде?
Александр Самойлов: Про поэзию сказать не могу, а вот если книжный магазин поэзии завтра накроется, лично мне будет досадно. Поэтому я делаю всё, чтобы этого не произошло. И это несложно, если честно. Надо просто длить этот процесс как можно дольше.
-Считаете ли вы себя или свое дело андеграундом?
Александр Самойлов: Ни в коем случае. Я считаю, что это абсолютно нормальная деятельность. Андеграунд — это что-то другое, что-то из телевизора.
— То есть для вас магазин — способ самовыражения?
Александр Самойлов: Нет. Это способ обустройства реальности.
Я хочу жить в городе, в котором есть книжный магазин поэзии. И я в нем живу.

(Год литературы https://godliteratury.ru/projects/magazin-poyezii-intervyu)

О проекте:

КФС, коллекция феноменов саморефлексии, — проект, реализованный в рамках подготовки круглого стола «Поэт и поэзия в современном обществе»
для доклада М.Волковой «Поэты IV тома АСУП о поэте и поэзии».

Круглый стол, в свою очередь, первое мероприятие грантового проекта «Апология поэзии», руководитель проекта д.ф.н. А.Житенёв.

Презентация к докладу М.Волковой «Поэты IV тома АСУП о поэте и поэзии»

Фотоотчет о круглом столе

Статья Е.Извариной о круглом столе

Страница: 1 2


Добавить комментарий