Сергей Борисов о поэте и поэзии в проекте КФС (Коллекция феноменов саморефлексии).
«Слово «поэт» слишком неопределенно, полуметафорично, чтобы его проекцией покрыть сколько-нибудь полно своё бытие, чтобы это слово сколько-нибудь описывало – хотя бы даже и для меня самого – мой социальный статус. При этом я чрезвычайно высоко (если бы вы знали, насколько высоко) оцениваю собственное поэтическое творчество (уточню: плоды творчества)».
(«Энциклопедия. Уральская поэтическая школа» https://www.marginaly.ru/html/Vsjachina/Enciklopedija/summary/borisov_bb.pdf)
Отрывок из интервью «Идентификация автора»:
МЕ: Нашу беседу о Вашем литературном творчестве хотелось бы начать с представления. Скажите, кто Вы есть в литературе и как Вы определяете свое творчество.
СБ: Определить можно свершившееся, осуществившееся. Я же пребываю in statu nascendi. Отыскал, как кажется, новые смыслы, но не достаточно овладел техникой для такого их выражения, чтобы новизна стала внятной любому читателю.
МЕ: Простите, уважаемый интервьюируемый. Не могу с Вами согласиться. Ваши произведения не спутаешь ни с какими другими. В них есть некое специфическое ядро. Можете ли Вы, следовательно, признать, что сами неспособны определить сферу своего художественного исследования?
СБ: Сферы художественного исследования как таковой у меня не существует. Она является производной от художественного метода, вернее, от письма, от стиля, от формы. Для меня первична не область исследования, не сфера, а язык, стиль. Форма как способ организации текста. А объект может быть в принципе любой.
Идентификация автора (Вопросы задавал М.Ф. Ершов) // Контрапункт. Выпуск третий. Литературное творчество С.Б. Борисова / Отв. ред и сост. кандидат исторических наук М.Ф. Ершов – Тверь: Изд-во «Фамилия», 1997 – С. 4–6 http://mv74.ru/upsh/identifikaciya-avtora.html
Интересный разговор…
Корр.: Сергей Борисович, Вы преподавали в институте социологию, политологию, теорию культуры, историю культурологической мысли и одновременно являетесь членом Союза писателей, поэтом. Расскажите, на какие темы Вы пишете и как сочетаются преподавание таких «сухих» предметов и поэтическое творчество?
С.Б. Борисов: Стихи я начал писать довольно поздно, примерно в 27 лет. Мои стихотворные произведения – это не лирическая исповедь, а итог довольно длительного индивидуального интеллектуального развития. Человек, который в конце ХХ века ответственно берётся писать стихи, не имеет права уповать на искренность своих чувств и знакомство с элементарной поэтической техникой. Он должен понимать культурно-исторический контекст художественного творчества, хорошо представлять себе громадность того, что уже сделано в литературе десятками и сотнями авторов. Как преподаватель теории культуры, я отчётливо сознаю, что последняя треть ХХ века – это постмодернистская эпоха, эпоха, в которой субъекты культурного творчества осознали фундаментальную вторичность, неизбежную цитатность и потому невольную пародийность всякого литературного высказывания. Поэтому действительно серьёзная поэзия конца ХХ века, как ни парадоксально, включает в себя значительный элемент иронии. В моих поэтических текстах весьма значительно ироническое начало. Причём, в них нет каких-то комичных сюжетов, забавных ситуаций. Ощущение иронического подтекста возникает у подготовленного читателя, улавливающего с виду незаметное столкновение внутри стихотворения, казалось бы, не совместимых во времени и пространстве культурных реминисценций, цитат, аллюзий.
Корр.: Какие художественные средства вы используете в своих стихотворениях? Есть ли у вас любимые обороты, слова?
С.Б. Борисов: Из того, что я сказал, следует, что я стремлюсь включать в одно стихотворение стилистически разнородные элементы, создаю вымышленные ситуации и маскирую их под реальные, использую малоупотребимые слова, в частности, древнегреческую лексику и церковнославянизмы.
Корр.: Сергей Борисович, почему о Вашем поэтическом творчестве так мало известно в институте?
С.Б. Борисов: Нет универсального способа проверки популярности, но надо сказать, что более известны те поэты, у которых стихи рассчитаны на массы. Стихи, повествующие о природе и любовных переживаниях, использующие часто употребляемые – в повседневной речи, школьных учебниках и средствах массовой информации – слова, понятны каждому и не требуют работы интеллекта. Именно такие стихи чаще всего становятся популярными – как в масштабе страны, так ив масштабе города или института. Я же предлагаю читателю заняться интеллектуальной «тяжёлой атлетикой», а это занятие не для многих. Я думаю, что мои стихи к неподготовленному читателю должны попадать в сопровождении комментариев специалистов-литературоведов. Следует, кроме того, заметить, что мои поэтические тексты разбросаны по разным сборникам и альманахам, а полного издания не существует…
Интервью с доктором культурологии Сергеем Борисовичем Борисовым. [провела Кристина Безногова] // Учитель [газета Шадринского государственного педагогического института]. 2003, № 5–6. – С. 4–5. http://mv74.ru/upsh/interesnyj-razgovor.html
* * *
На крышах шадринских лежит столетий снег,
На лицах шадринцев – печать вселенской скуки.
Так продолжается уже четвёртый век
По точным данным краеведческой науки.
Здесь летом весело – паши, пляши и сей,
Зато декабрьский сплин здесь тянется полгода…
У знаменитых прежде шадринских гусей
За триста долгих лет утратилась порода.
Народ спивается, поэты пишут чушь,
Тысячелетье головешкой догорает.
Всё устремляется в Саратов, к тётке, в глушь,
И духовой оркестр на паперти играет.
(Антология современной уральской поэзии. 2004-2011. https://www.marginaly.ru/html/Antolog_3/avtory/08_borisov.html)
О проекте:
КФС, коллекция феноменов саморефлексии, проект, реализованный в рамках подготовки круглого стола «Поэт и поэзия в современном обществе»
для доклада М.Волковой «Поэты IV тома АСУП о поэте и поэзии».
Круглый стол, в свою очередь, первое мероприятие грантового проекта «Апология поэзии», руководитель проекта д.ф.н. А.Житенёв.
Презентация к докладу М.Волковой «Поэты IV тома АСУП о поэте и поэзии»