Янис Грантс о поэте и поэзии в проекте КФС (Коллекция феноменов саморефлексии).
«Читатель ищет в стихах узнавание себя; ищет ответ на своё личное состояние, описанное такими словами, которые, он, может быть, искал, но найти не смог. Либо ищет новый опыт какой-то: «А я бы так не подумал, а я бы до такого не дошёл…»
(Из фильма-интервью Виталия Кальпиди «Сверкая искоркой бесстыдства» https://www.youtube.com/watch?v=kjelKDWWkXU&list=PLAq_JTxlUlESlcZFw98G3uW3lEEMXesE4&index=9&t=0s).
«Мне кажется, что я пишу хорошие стихи. Но стихи – это результат. А я люблю то, что предшествует результату. Можно сказать, что я люблю свои стихи за процесс их написания. Не исполнилось ещё и десяти лет, как я стал вхож в уральские литературные круги. Поздний старт для поэта – это приговор. И дело не в том, что надо многое наверстать. Дело в том, что заново учиться писать стихи гораздо труднее, чем просто начать их писать. Заметили, позвали, напечатали – всё это важно, но второстепенно. Основное: я пишу».
(Энциклопедия. Уральская поэтическая школа. https://www.marginaly.ru/html/Vsjachina/Enciklopedija/summary/grants.pdf)
ОСЯ
Ося подворовывал
Хлебец. Осю били.
Осю бить – за счастье:
Ося как мешок.
Ося был без норова.
Осю не любили.
«Ося! Хочу страсти:
Расскажи стишок!»
Не Гомером грезил он.
Клянчил, как приблудный,
Корку хлеба чёрного,
Да куда уж там…
Гадина – поэзия,
Мачеха паскудная,
Где теперь некормленый
Ося Мандельштам?
ЯПОНСКАЯ ПОЭЗИЯ
Саше Маниченко
маниченко думает что смерти нет
думает что он проживёт две тысячи лет
а потом ещё две тысячи лет
и ещё две тысячи лет
и ведь знает собака на что ему это бесчисленное количество лет
хочу говорит перевести всех японских поэтесс XIII-XV веков
а куда он их перевозит не уточняется
(Антология современной уральской поэзии. 2004-2011 гг. https://www.marginaly.ru/html/Antolog_3/avtory/014_grants.html)
НАСЛЕДИЕ
блуждая в кромешной тьме по малоизученной квартире, я сломал палец
У левой ноги: споткнулся о десятикилограммовое наследие поэта Айги.
так и познакомились я и Твой любимый поэт.
Твой любимый поэт уже некоторое время, как того, а у меня для того и причин-то, кажется, нет.
когда (вследствие боли) перед глазами запрыгали звёзды, кое-что мгновенно открылось мне наперёд: всё будет так, как в конечном итоге и произойдёт:
порвём театрально, сдымлю полпачки, исчезну впотьмах.
возможно, мы будем здороваться на поэтических вечерах.
палец срастётся криво у моей левой ноги.
и это будет самым ярким воспоминанием о Тебе
и самым неизгладимым впечатлением от наследия поэта Айги.
(Книга из серии «ГУЛ» http://www.mv74.ru/kniga/gul-yanis-grants/)
За хлебом
Владе Смехову
кропал стишки свои, кропал.
за так. для никого.
пошёл за хлебом и пропал –
как не было его.
его не хватится жена.
и мать. и дочь. и пёс.
никто не вспомнит ни хрена,
купаясь в луже слёз:
пошёл за хлебом и – привет.
на клетчатом простом –
ожог от спички, чайный след
и кляксы под крестом:
бубубубубубубубу
бубу и не бубу
я скоро вылечу в трубу
я вылетел в трубу
(Интернет-альманах «45-я параллель» https://45parallel.net/yanis_grants/stihi/)
ПУШКИН
Невский
я шёл пешком. а Пушкин ехал.
в медвежьей шубе ехал в свет.
он что-то крикнул мне из меха.
и я махнул ему в ответ.
я шёл. домой. дрянная проза.
я шёл. по Невскому. домой.
и воздух конским пах навозом.
ещё – дымком. ещё – Невой.
прислуга свечи зажигала.
тишайший снег слетал с небес
тарифом новым зазывала
собчак с биллборда МТС.
Утёс
он.
в бакенбардах.
в завитушках.
невзрачный.
неказистый.
Пушкин.
он.
смуглолицый.
горбоносый.
стоял в накидке на утесе.
и небо сонно моросило.
и чайки спали на волне.
и одинокий.
и — красивый
стоял Поэт.
и снился мне.
(Книга из серии «ГУЛ» http://www.mv74.ru/kniga/gul-yanis-grants/)
«У стихотворения нет и не может быть какого-то очевидного и выпирающего смысла. Иначе вряд ли это стихотворение. Стихотворение наполнено смыслами, явными и тайными.»
(Интервью о видеопоэзии https://mediazavod.ru/articles/daily/drugie-rubriki/virus-chteniya/142278/)
«— Трудно быть поэтом?
— Легко, потому что ты следуешь за своим даром и не перечишь ему, — улыбается Грантс»
(Из интервью «Вечерний Челябинск» https://vecherka.su/articles/society/8402/).
Отрывки из интервью «Я хочу писать о голых чувствах»
«Поэзия должна говорить человеческим языком, а какая-то и языком улиц. И совершенно не надо превращать ее в высокое искусство. Конечно, безоглядная всепобеждающая любовь должна быть, но и сахарница или пепельница – тоже хорошее исследование для стихотворения»,
….
«– А вы считаете себя челябинским поэтом?
– Конечно. Я здесь живу. Это мой дом, это мой любимый район и мой любимый город. Ну и потом, об этом тоже говорят те немногие критики, которые обращают внимание на мое творчество: местный колорит в моих стихах постоянно присутствует. Даже говоря о названиях объектов и улиц: «На углу Руставели-Гагарина», или «На Станкомаше выходит, шурша», или «Под кондитерский цех гримируется ЧМК», или «Ты в офисе на Кривой, я сахар гружу, кривой». Ну и потом, посвящения местным людям, поэтам. И городской колорит, и заселенность людьми в этих стихах – все это челябинское.
Поэтому – челябинский поэт Грантс.»
(http://slo-vo.ru/kultura/yanis-grants-ya-hochu-pisat-o-golyh-chuvstvah)
О проекте:
КФС, коллекция феноменов саморефлексии, проект,
реализованный в рамках подготовки круглого стола «Поэт и поэзия в современном обществе»
для доклада М.Волковой «Поэты IV тома АСУП о поэте и поэзии».
Круглый стол, в свою очередь, первое мероприятие грантового проекта «Апология поэзии», руководитель проекта д.ф.н. А.Житенёв.
Презентация к докладу М.Волковой «Поэты IV тома АСУП о поэте и поэзии»