В Челябинске состоялся круглый стол «Проблемы молодых художников г.Челябинска». Краткий пересказ встречи: младшее поколение жаловалось на судьбу и что-то хотело, старшее поколение раздражалось и пыталось выяснить, чего все-таки намерено сделать младшее поколение. Попытка старших потерпела поражение.
Потому на фоне фотографий встречи, предоставленных её организатором, Ильёй Бородиным, я публикую заметки, тезисы которых набросала во время круглого стола «Проблемы молодых художников г.Челябинска». На мой взгляд, у молодых художников г. Челябинска проблема только одна — та, что они родились в г. Челябинске.
Челябинск — непростой город, как сказал кто-то из присутствующих на встрече взрослых.
От себя добавлю: город с очень тонким культурным слоем. Настолько тонким, что вырасти на нем могут или самые жизнестойкие, или приспосабливающиеся, или то и другое вместе. Всё остальное из Челябинска бежит или даёт худосочные жалкие побеги. Челябинск — культурная пустошь.
У Челябинска нет культурного прошлого, культурного настоящего и будущего тоже нет. Милая девочка с трибуны перечисляла, кем работают дипломированные художники — всем, только не художниками (знала бы она, кем в Челябинске работают поэты!). Это черта города: ему не нужны ни поэты, ни художники, ни великие артисты и режиссёры.
Челябинску нужны спортсмены, бандиты и торговцы. Всё. Список основных потребностей города исчерпан. Ну, разве что еще немного врачей и учителей, чтобы немного учить и немногих лечить.
Эти свои потребности Челябинск всячески развивает: строит спорткомплексы, торговые центры, расширяет дороги для новых автомобилей, завешивает улицы рекламой все новых и новых товаров… А что, нормальный миллионник с гипертрофированным культом потребления. Должен же где-то Запад продавать свои товары, произведенные в Китае? Такая естественная стратегия развития города…
Быть в Челябинске художником или поэтом — всё равно, что проповедовать христианство людоедам: если сытые, — послушают, позёвывая; а когда проголодаются — съедят.
Таланты-то в Челябинске есть, как-то умудряются и здесь рождаться. Правда, большинство уезжает, и многие — вдаль от страны.
И нельзя сказать, что в Челябинске таланты не поддерживают. Поддерживают, иногда. Вот Надежда Дида, например, очень многое сделала по программе «Новые имена«. Только в Челябинске из новоимёнцев остался один Константин Рубинский.
По наличию «творческой инфраструктуры» , самый привилегированный класс из всех деятелей культуры — музыканты (те же «Новые имена» лепту внесли, плюс еще ряд традиций сохранился). На втором месте по «кому в Челябинске жить хорошо» — театры. Какое-никакое, а обеспечение есть. После них идут художники. И совсем туго живется писателям. Эти варятся полностью в собственном соку: сами и пишут, сами и издают, сами и пиарят, сами и книги пытаются продавать, сами и конкурсы проводят.
Самый большой позор для Челябинска — отношение к судьбе и творчеству Андрея Середы, замечательного русского писателя. Так, как он, очень мало кто сейчас пишет: легко, бережно, на полутонах. В традициях русской классической литературы, без челябинского провинциального акцента.
Так и напрашивается традиционное русское «Что делать?» (Вот оно, влияние литературы: из формы речи эти слова стали уже нормой мышления). Не так богат выбор ответов на чернышевское «что делать?». Уехать — вдруг повезёт? Сбиваться в стаи с равнением на власть — вдруг что перепадёт? Работать. Без «вдруг» — просто работать.
И ещё. Купить книгу у Андрея Середы (он их часто продаёт у пединститута, на инвалидной коляске). Сходить на открытие 52-ого сезона Челябинского фотоклуба, побывать на встрече с Павлом Ходаевым. И снова работать.
Челябушка
25 сентября 2011Спасибо за тему разговора, животрепещущая, многолетняя… как сорняк, настырно вырастающий на том же месте. Одно могу сказать в русле изречения «не переживать, а действовать» — писатели страдают оттого, что не видят порой рядом молодых художников, готовых к сотворчеству, а молодым никто не подскажет этого направления в работе. Знайте, дорогие молодые талантливые ребята, мы вам рады и выходите на связь.
Отрадно видеть на этих фото художника Василия Соловьёва, он всегда с нами.
Детский поэт, живущий в Челябинске, издающийся в Москве, Ярославле, Санкт-Петербурге и — иногда — в родном городе, Нина Пикулева
Павел Большаков
25 сентября 2011Если в обществе нет официальной идеологии (от слова — идеал), значит оно обречено: нет идеалов, нет критериев оценки поступков, произведений искусства. Каждый художник в РОССИИ сегодня умирает в одиночестве. Нужны мышцы в голове, чтобы выживать в обществе без идеалов. Отсутствие совести и души — сегодня главное богатство преуспевающих. Павел Большаков.
Илья Бородин
26 сентября 2011Я скажу просто со стороны науки: там тоже достаточно молодежи и ее тоже совсем уж золотом не засыпали..но разница есть и довольно большая..
Мне кажется, что от молодежи, пока она еще в процессе активного обучения (даже после «выхода в открытое плавание»), нельзя требовать «искусства». Вообще нужно всегда четко разделять творчество человека и «искусство» или «науку», которые творят единицы. На это можно только надеяться, что молодой человек начнет двигать вперед все человечество. А до этого он должен заниматься вещами, которые нужны людям вокруг него. И это нормально. Но по крайней мере на круглом столе понимания этого факта со стороны искусствоведов я не увидел. С другой стороны эту индустрию — использующую труд талантливой молодежи — должен кто-то еще создать….
Когда-то это понимание было — молодые художники дорисовывали за мастерами их картины и те из них кто со временем превосходил мастера открывали собственную мастерскую. Работали целые артели художников… В науке никто не отправляет выпускника фундаментальной специальности в никуда. Ему дается научный руководитель, соискательство или магистратура, ставка инженера, областные и частные гранты — по крайней мере возможность развиваться дальше у него есть. Даже на базе челябинского художественного училища при поддержке Союза художников можно было бы давно создать мастерскую для молодежи с мастер-классами, постановками, общением, совместными пленэрами, договориться с управлением образования о практике и последующей работе на часть ставки в художественных школах, устроить творческую лабораторию для обслуживания частных заказов (оформления стен, витражей, книг и другой продукции) силами молодежи, создать молодежную галерею в конце концов. И если «это не возможно», то уверяю вас в науке Челябинска все это есть и молодежь сидит в лабораториях и на кафедрах, занимаясь как наукой, так и заказами с производства (хотя Hi-Tech`а в нашем городе тоже еще поискать нужно:)
Подводя итог хочется сказать свое сугубо личное впечатление и мнение — молодежь в науке «живет» только потому, что многие челябинские ученые делают науку на мировом уровне. И до тех пор, пока челябинские художники будут рисовать цветочки на продажу, а Союз ставить галочки за проведенные развески своих не проданных этюдов, то молодежи и податься то некуда..потому что когда вверху все тухло, то и стремиться некуда. А жаль. Потому что молодежь есть очень талантливая.
P.s.
Еще одним подтверждением моих слов является создание «10`06 галереи» и то, что они там дружно делают. Жаль только, что такими темпами современное искусство у нас окажется жизнеспособнее академического.
Челябушка
27 сентября 2011Уважаемый Илья, хочется поблагодарить Вас за прекрасный, толковый и прозрачный комментарий, согласна со всеми Вашими аргументами, примерами и выводами. Всё пойдёт на пользу, полагаю, не люблю комментариев ради комментариев, они должны входить с сайтов — в жизнь. Прошу Вас сказать ещё несколько слов об упомянутой в конце Вашего комментария «галерее «10.60»
С уважением и благодарностью,
Н.Пик.
Илья Бородин
27 сентября 2011Благодарю! Лесть всегда приятна:)
http://1006.arstandem.org/ Я писал про то, что во-первых художественный директор этой галереи — Полина Ляпустина — как она сама пишет: «С 2008 года работала в галерее ОкNo, где научилась почти всему, что умею.» И во-вторых, что им таки удалось собрать вокруг себя достаточно большое количество самой разной творческой молодежи и проводить с ними различные мастер-классы, встречи с интересными людьми, выставки.. И уезжать из Челябинска они никуда не собираются (даже наоборот), хотя сами и работают за рубеж.
Я вижу в этом тот самый пример о котором я говорил :
когда увлеченные чем-то взрослые передают опыт молодежи, а молодежь потом «отпочковывается» и начинает собственное большое движение при поддержки опять же различных знакомых ей взрослых.
И немного жаль, что такое наблюдается только в еще не закостенелом современном искусстве, а у академических художников как-то все «дом-семья-работа»…
Светлана Шляпникова
30 сентября 2011несколько реплик по обсуждаемым проблемам
Илья, про «открытое плавание». Вы жалуетесь на непонимание искусствоведов и невнимание к молодым художникам старшего поколения. 23 сентября в Картинной галерее состоялась встреча с художником Павлом Ходаевым, на которую мы вас приглашали, но никто из сообщества молодых художников не пришел. Павел Петрович — неортодоксальный художник, прошедший через те же трудности, что сейчас испытывают Ваши друзья, упустившие очередную возможность профессионального общения.
И не стоит преувеличивать: «Жаль только, что такими темпами современное искусство у нас окажется жизнеспособнее академического», — не станет. К сожалению, у нас в Челябинске и шире в России никакое искусство не поддерживается. Нет экспертных советов, нет грантов. А существующая уже 10 лет галерея современного искусства «ОкNо», арт- директором которой я являюсь, получает поддержку на осуществление своих проектов от западных фондов и культурных представительств. Все кто работает в галерее — волонтеры, если есть желание послужить искусству, присоединяйтесь!
Илья Бородин
7 октября 2011«Служить бы рад…»:) Лично у меня очень специфическое отношение к современному искусству: я полностью поддерживаю все что связанно с «креативностью» самой по себе, социальной темой (та же экология) и то, что заставляет людей задуматься о жизни. Но некоторые убеждения не позволяют мне выливать из себя всю грязь какая есть, мазать ей других людей и называть это «служением искусству»..многое из того, что я видел в «Окне» и «Диване» будит именно эти первобытные инстинкты и никак не содействует культуре человека — это мое мнение. Под культурой я здесь понимаю ту систему ограничений, которая делает жизнь окружающих людей приятнее и отличает человека от животного.
Марина Волкова
7 октября 2011На фейсбуке я опубликовала заметку «Культурная пустошь». Журнал «Деловой Урал» попросил меня расширить заметку до журнального формата, она появится в ближайшем номере (здесь дам ссылку на электронную версию). Завтра, в пятницу, буду выступать на радио «Студия 1» (106,8 FM) в 11-30, а по понедельникам в 7-20 на областном радио. Главная тема (на областном радио) — взаимоотношение власти и культуры. Завтра — разговор «за жизнь».
И еще. На двух фрилансерских сайтах мы объявили о том, что требуются иллюстраторы. Пришло более ста заявок. Из них только две из Челябинска. http://mv74.ru/blog/archives/pismo-xudozhnikam/
Светлана Шляпникова
11 октября 2011Челябинский контекст
И. Бородину
Что же Вы молодой человек, имея такое нелестное мнение о галереях StudioDivanGallery и ОкNо пригласили их представителей на встречу в Законодательное собрание, да еще и обращались с просьбами о помощи. На мой взгляд, это верх цинизма. Интересно, как Вы прокомментируете факт проходящей в данный момент в здании правительства Челябинской области выставки StudioDivanGallery «Уральские мастера гравюры. ГАБИТУС». Пока Вы обнаруживаете невежество по многим вопросам.
Илья Бородин
11 октября 2011Никакой это не верх цинизма. Это просто мои «вкусы» и убеждения. Тем более я не критикую Окно и Диван сами по себе (тем более их кураторов — к Лидии Даниловой я, например, очень хорошо отношусь) — безусловно там появляется много всего интересного, в том числе и для меня. Я писал только про «современное» и «актуальное» искусство. И про то, что вышеупомянутые две галереи бывают не слишком разборчивы в выборе своих экспозиций с точки зрения их созидающего влияния на человека. Хотя, как говорил Оскар Уайльд «Интерес к вопросам этики — свидетельство запоздалого умственного развития.»:)
P.s.
«Закрытая выставка. Вход по пропускам областной администрации». Кажется тут даже комментировать нечего .
Светлана Шляпникова
11 октября 2011И. Бородину
Ваше мнение красноречиво. Дословно: «…Но некоторые убеждения не позволяют мне выливать из себя всю грязь какая есть, мазать ей других людей и называть это «служением искусству»…многое из того, что я видел в «Окне» и «Диване» будит именно эти первобытные инстинкты и никак не содействует культуре человека — это мое мнение.»
На круглом столе Вы, кажется, характеризовали себя как ученого, так попробуйте проанализировать, что Вы пишите.
В качестве ремарки. Чтобы давать оценку явлению, нужно хоть мало мальски понимать, о чем идет речь.
Илья Бородин
11 октября 2011Именно по-этому я не даю комментарий с точки зрения искусствоведа. Только с ценностной стороны этого явления. На что как человек вполне имею право.
И если вы с чем-то не согласны, то вместо перехода на личности (в данном случае на мою) было бы куда интереснее узнать с чем именно вы тут спорите.
Denis
12 октября 2011Друзья скинули ссылку. Интересно, включая комментарии. Несколько слов для Ильи, но лести, которая ему всегда приятна, не будет: говорить «свидетельство запоздалого умственного развития» в тутошнем контексте — свидетельство о хамстве говорящего.
Илья Бородин
12 октября 2011Хамство по-отношению к самому себе — это скромность:)
Denis
12 октября 2011А вы, батенька, еще и провокатор…