В 1926 году в Сикияз-Тамаке проживало 484 человека. А потом – все меньше и меньше: 226 – в 1956 году, 121 – в 1970 году, 8 человек – в 1983 году и 1 старик – в 1995 году. Вскоре и этот старик умер. Деревня обезлюдела. Приготовилась исчезать. Пропасть навеки веков.
Возникновение деревни – процесс веселый. Уходящая деревня – картина грустная. Несколько лет не было такой деревни – Сикияз-Тамак. Она умерла. Ее вычеркнули из всех списков. Оставалось ей только сгноить и развалить срубы, все затянуть крапивными дебрями…
Казалось бы, никакого спасения. Но спасение было рядом. Через три года после того, как в Сикияз-Тамаке умер последний старик, здесь появился археолог Владимир Юрин. Он-то и спас деревню. Он дал ей будущее – прошлым, древностью. Той самой древностью, которую сохранили пещеры Айских притесов. Спасение было – за рекой.
Река Сикияз течет с юга на север, с горы Песчаной на хребте Баш-Таш. Она поднимается-поднимается вдоль хребта Имантау, а потом ползет-ползет вдоль хребта Ямантау. А с хребта Ямантау в нее, один за другим, один за другим, стекают студеные родники-ручьи. Добравшись до оконечности хребта, Сикияз выруливает на восток и, протиснувшись сквозь узкое ущелье, впадает в Ай.
Такое место башкиры называют «тамак», то есть «устье», «горло». На счет «тамака» вроде бы никаких сомнений. А что касается переводов слова «сикияз», то они – с вариантами. Один из вариантов живописно-романтичный – «долина цветущей пыльцы». То, что «долина», принять легко, но – пыльца… Вообще-то это можно увидеть: утренняя долина между хребтами, косые лучи солнца, а воздухе висит золотая пыльца. Но кто здесь мог бы увидеть пыльцу? Разве что пчелы? А пчел – пчеловоды-бортники?
Владимир Юрин, обходивший окрестности Сикияз-Тамака вдоль и поперек, заметил, что в долине реки всегда прохладно, поэтому травы здесь зацветают позже, держат цвет ближе к осени, когда другие растения уже отцвели. Значит, можно допустить, что долина Сикияз-Тамака давала последний мед года и тем запомнилась.
Есть соблазн поддаться впечатлению, что долина реки и ее устье – место, которое люди давно приметили и присмотрели. Высоты вокруг – едва за четыреста метров, но все же местность лесная, гористая, хребтовая. И именно здесь самая низкая точка Саткинского района – отметка всего 245 метров. Далеко ли Нургуш с его 1400 метрами на ветреной вершине? Низинка среди гор хоть и защищена от ветров, но стужа здесь, непобеспокоенная, держится дольше, чем на открытых просторах.
Кстати, Владимир Юрин допускает, что как раз на том месте, где теперь Сикияз-Тамак, какое-то время провел известный путешественник и исследователь Петер Симон Паллас. Владимир Иванович рассуждает так. Известно, что Паллас ночевал в Лаклах, а это рядом с Сикияз-Тамаком. После ночевки Паллас пробирался из Лаклов в Сатку. По пути он намеревался остановиться в деревне Биктуган, в окрестностях которой, по свидетельству местных жителей, есть пещера, в которой добывают селитру. Однако в Биктугане Паллас не нашел то, что его интересовало, и он поехал в Сатку через деревню Терменево и другие. Дело в том, что проследовать из Лаклов в Терменево, минуя устье реки Сикияз, Паллас не мог. Других дорог нет и не было.
Загадка же в том, что такой деревни – Биктуган – на картах нет. Допустимо, что была, но исчезла. Деревню Сикияз-Тамак в 1870 году заложили погорельцы четырех сел – Шубино, Шабунино, Минка и Ерал. Сначала она и называлась Шубино. Но, может быть, до того, еще во времена Палласа, то есть лет на сто раньше, на этом месте стояла деревня Биктуган, название которой, между прочим, переводится как «доброе место»?
Еще одно свидетельство Юрина:
— Как-то я собирал ягоды у деревни Сикияз-Тамак, на склоне Ямантау, где прежде стояла школа. Земляники там – удивительно много. Можно собирать лежа. И туда же за ягодами пришли женщины из Лаклов. Это меня заинтриговало: что вокруг Лаклов нет других земляничных полян? Женщины сказали, что таких, как эта, нет: «Здесь всегда много ягод». И они же сообщили мне, что эта полянка называется – как вы думаете? Могила. Почему Могила? Какая Могила? Деревенское кладбище – на другом месте. Значит, здесь какие-то более древние захоронения. Кстати, я сказал о землянике, но выше по склону много и черники. Ягодные места.
Ничего этого не было бы, если бы «из ничего» не возникло понятие «Сикияз-Тамакский пещерный комплекс» и его древности, открытые археологом Владимиром Юриным. Здесь бы быть историко-культурному заповеднику, но, увы, его нет. Наверное, мы еще не созрели для того, чтобы поднять глаза и посмотреть на мир шире. А люди всей России узнали, что где-то на Южном Урале есть, по крайней мере, еще два привлекательных названия – Аркаим и Сикияз-Тамак. И едут сюда отдыхать, смотреть, размышлять, молиться…
Текст: Михаил Фонотов,
фото: Анатолий БАСКАКОВ
Мой блог находят по следующим фразам
S.
8 января 2012Здравствуйте! Как все интересно! А как сложилась судьба Владимира Юрина?
Марина Волкова
8 января 2012Владимир Юрин продолжает искать новые пещеры, работает в Областном центре детского творчества (если не переврала название) и пишет книги. Недавно у него вышел двухтомник с описанием южноуральских пещер и еще справочник по пещерам области.
Фаина
10 января 2012По каналу Россия вчера была передача из цикла «Таинственная Россия» о Челябинской области. Рассказывали о людях с белыми глазами, живущих в пещерах. Несколько раз показали В. Юрина. О нём я узнала из портала М. Волковой и мне было интересно послушать его рассказы. Пещеры манят таинством, как и всё ещё неопознанное.
Фаина
10 января 2012Анатолий, спасибо за интереснейший репортаж! Про эти пещеры слышала, а увидев фотографии этих мест захотелось посмотреть. Фото «Притёсы реки Ай» позовёт в дорогу многих любителей родного края. Такое не везде увидишь!
Чечулина Татьяна Евгеньевна
21 марта 2013Очень интересно, что эта территория освоена Анатолием Баскаковым и интересна тебе, Марина Волкова.
Это про моего прапрадеда и прапрабабушку:
Илья Ивъянович Зайцев и Евдокия Варфоломеевна. Жили Илья Ивъянович и Евдокия Варфоломеевна в Саткинском районе, в деревне с необычным названием Сикияз-Тамак. Они были коренными уральцами, крестьянами, грамотой не владели, но тем не менее они одними из первых в деревне приобретали различные технические новинки. Илья Ивъянович возил с Бакала руду на металлургический завод в Златоусте, занимался сельским хозяйством, также он ездил на различные ярмарки, интересовался новыми товарами. Так у них в хозяйстве появились веялка и молотилка, керосиновая лампа вместо лучины. В доме у них были даже часы со звоном, на стенах вместо картин религиозного содержания висели копии картин с пейзажами Шишкина и Левитана!
Евдокия Варфоломеевна была большой модницей. На фотографиях она в нарядном платье с оборками, в ушах у нее сережки, в руках платочек. А еще Евдокия Варфоломеевна была одаренной сельской певицей, и на свадьбах, хороводах выступала первой запевалой. Эту любовь к народной песне она передала своим домочадцам.
Их сын Селиверст Ильич Зайцев (14 января___ ) обладал отличным, красивым басистым голосом, очень хорошо пел, особенно церковные песнопения. По воспоминаниям его внучки Тамары, у деда была очень большая, дорогая, толстая церковная книга и когда дед ее открывал и начинал петь, то замолкали все и только его жена Анна подпевала ему. Она тоже очень хорошо пела. Но Анна Васильевна пела не только церковные песнопения, но и знала много фольклора, частушек, песен, а порой могла петь и просто «что вижу, то пою». Такая музыкальность прекрасно сказалась на детях. А подросший Иван выпустил несколько книг о фольклоре и возглавлял самодеятельность.
В этой деревне семья была раскулачена, прадеда Селиверста Ильича отправили строить Беломорканал, прабабушку Анну Васильевну (жену) со стариками Ильей Ивъяновичем Зайцевым и Евдокией Варфоломеевной и двумя взрослыми сыновьями высадили с подвод в голом поле по Атляном. Из дома ничего взять не разрешили. Анна Васильевна была из богатой семьи, в условиях раскулачивания командовала постройками землянок по Атляном, обеспечением жизни семьи. По возвращению с Беломорканала Селиверст построил 2-х этажный дом в Златоусте на горе Косотур и вся большая семья там жила.
Марина Волкова
28 марта 2013Татьяна, спасибо за рассказ! Обязательно покажу его Владимиру Юрину, благодаря которому Сикаяз-Тамак пережил второе рождение!