Самойлов о Никулиной

Майя Никулина
Александр Самойлов читает книгу «ГУЛ» № 8 — Майя Никулина.

ГУЛ № 8. Майя Никулина и шов «вперед, иголочка»

Когда я только попал в школу, меня первым делом начали учить шить. Первый шов назывался «вперед, иголочка», а может быть «вперед иголочкой», не помню. Знаете, что это такое, да? Игла движется только вперед, строчка получается пунктиром. Ничего таким швом, разумеется, не шьют, он не надежен. Так, временно прихватить.

Иголка то появляется, то исчезает, подобно рыбе или дельфину, который то выскакивает из воды, то ныряет обратно. В прошлом году мы были на море и видели, как они выскакивают. Не так часто, как игла. Гораздо реже. Зато восторга больше: Дельфин! Смотрите! Дельфин!

Что я этим хочу сказать? Например, что человек — это шов. Вот у вас есть карманы? Выверните один (нет, все не надо). Видите, там сколько всего застряло, в шве? Пыль, крошки какие-то, мусор. Я читал в одной книжке, что планеты, звезды и все прочее, что в космосе болтается, образовалось потому, что в пространстве есть складки, куда все это набилось, как в шов в вашем кармане. Новость, которую мы можем узнать у Майи Никулиной, состоит в том, что шов этот расходится. С этого ее книжка и начинается.

Душа убывает легко,
не слышно, не видно.
Летает не так высоко…
Да ей не обидно.
Душа убывает, как свет
июньский, приветный.
редеет и сходит на нет…
Да ей не заметно.
Узрела заоблачный знак
и срока не чает…
не больно, не стыдно, никак
душа убывает.

Можно ли назвать такое положение проблемой? Нельзя, ибо там, где «проблема», предполагается «решение», причем, «максимально эффективное», для чего вызывается из небытия «экспертный совет» и т.п. Не лучше ли… Ах, и «лучше» нельзя. Просто тянуть свою то исчезающую, то появляющуюся нить «вперед» в пространстве, а если получится, то и во времени.

Тут бы следовало и закончить. Однако. Стоит предупредить, что эта самое «тянуть свою нить» не есть какой-то моральный выбор, который я вычитал в стихах Никулиной. Это формальная сторона дела, определяющая строй ее текстов, в которых, например, возвращение либо бессмысленно, либо настолько приторно, что бессмысленно вдвойне.

Я говорю о поверхности, которая определяет то, что на ней будет происходить.

Ну ладно.

Александр Самойлов

Предыдущие посты Александра Самойлова о книгах и поэтах «ГУЛ»:

Об Ионовой
О Киселевой
О Санникове
О Балабане
О Колобянине
О Тягунове
О Сальникове

Оригинал ЗДЕСЬ