К работам студентов*, посвященным Уральской поэтической школе**, добавляются работы преподавателей.
Т.Н. Маркова, д.ф.н., ЧГПУ
Культурный проект В. Кальпиди «Уральская поэтическая школа»
Первый опыт «Антологии современной уральской поэзии» был предпринят Виталием Кальпиди в 1996 году, вторая книга вышла в 2003-ем. 2-й выпуск антологии по версии оргкомитета XVII Московской международной книжной выставки-ярмарки вошёл в тройку лучших поэтических книг 2004 года. Третий выпуск состоялся в 2011-ом [1].
Презентации третьего выпуска масштабного проекта Виталия Кальпиди «Антология. Современная уральская поэзия» (сокращённо СУП) проходили в ноябре – декабре 2011 года в Челябинске, Екатеринбурге и Перми. Внушительный том с прекрасной полиграфией и дизайном составили стихотворения уральских поэтов (и поэтов, когда-то живших и творивших на Урале) за самые последние – 2004–2011 годы. В Антологии собраны стихотворения 75 авторов, очень разных по методу и традиции. Среди них: И.Аргутина, Н.Болдырев, С.Борисов, Я.Грантс, В.Кальпиди, А.Поповский, А.Петрушкин, К.Рубинский, Н.Ягодинцева и совсем молодые М.Еременко, Е.Коробкова. Таким образом, антология становится местом, где не только голос поэта звучит, но он может быть услышан, в том числе и самими авторами. Книга ставит вопрос: что значит словосочетание «уральская поэзия»? Это географическое место проживания или место как внутреннее пространство?
Третий выпуск в отличие от двух предыдущих содержит интересное новшество – опыт рецензирования каждого из поэтов специально назначенным для него экспертом. В условиях фактического краха отечественной литературной критики конструкция, предложенная Кальпиди, представляет собой некое прямое высказывание поэта о поэте, которое, хотя бы отчасти, заменяет отсутствующее общее рефлексивное поле. Заслуживает внимания то обстоятельство, что за несколько месяцев до выхода книги на интернет-сайте была организована беспрецедентная акция студенческого рецензирования еще не опубликованных стихов, отбираемых редактором для антологии. В этой акции приняли участие 17 студентов ЧГПУ.
Об уникальном опыте индивидуальных критических отзывов говорит один из приглашённых экспертов Евгения Суслова: «Мне кажется, очень важным это напряжение между поэтическим словом и словом критическим. Да, мы можем взять какой-то метод и вне зависимости от текста прилагать его. Но эта антология даёт возможность увидеть, как сам текст формирует способ высказывания, и именно в этом напряжении возникает что-то очень важное для понимания текстов» [2].
Сами критические тексты размещены в конце антологии. В каждом из них выражена определенная позиция, сосредоточен чей-то пристальный и заинтересованный взгляд, что неуловимым образом меняет и саму поэтическую работу. Так антология становится своеобразной площадкой для выработки языка литературной критики. Структура книги задает и способ работы с ней, оставляя за читателем полную свободу выбора личных предпочтений.
Отметим еще одну важную особенность культурного проекта Виталия Кальпиди. Во вступлении редактор пишет о «моральной» и «материальной» «неустойчивости» Интернета: «Интернет – беззащитен как дитя: случись маломальский катаклизм (даже не исторический, даже не социальный, а банальный энергетический) и – сливай воду». На наш взгляд, сейчас вновь особое значение приобретает именно книга как вещь. Почему? Потому что именно книга может быть (и – в данном случае становится) таким структурированным пространством, которое можно было бы назвать школой поэтической и критической мысли, а значит и школой понимания — за ней слышен голос того, кто в состоянии писать и читать. Книга противопоставляется неуемному потоку необработанной и непрожитой информации, информации, минующей человека, к которому она, казалось бы, должна быть направлена. Информация приобретает энтропийные свойства»[1].
В ситуации, когда почти не осталось школ, где учат понимать и проживать тексты в полном смысле этого слова, книга становится подлинно культурным актом, она показывает, как можно быть свободным благодаря способности мыслить и сопереживать.
К предложенным Кальпиди идеям, которые весьма полезно взять на вооружение, добавим создание видеоклипов на стихи поэтов. Показ поэтических видеоклипов, снятых уральскими режиссёрами на стихи уральских поэтов, это то, что привлекло молодых читателей и зрителей. Несмотря на некоторые технические трудности, сама идея очень интересна и перспективна. Это прекрасная возможность для повышения интереса к поэзии и поэтическим мероприятиям, для усиления влияния стихов на людей, даже не всегда готовых к их восприятию.
Говоря о содержании антологии Современной Уральской Поэзии, несмотря на ясность и продуманность её концепции, на креативность, сопровождающую этот проект и выходящую далеко за его рамки, критики отмечают отсутствие в ней так называемой «почвенной», традиционной поэзии. В редакторском предисловии сказано, что в антологии речь идёт лишь об «актуальной поэзии», однако справедливо ли отказывать в актуальности написанным без претензий на новаторство стихам. Представляется вовсе не беспочвенным суждение критика: «Суп, приготовленный для читателя Виталием Кальпиди, имеет всё-таки весьма специфический вкус. В нём некоторых специй в избытке, зато других продуктов не хватает» [2]. Но против права и вкуса редактора возражать бессмысленно.
Уже в январе 2013 г. в Интернете помещено следующее объявление:
С апреля 2012 по 6 января 2013 г. При поддержке Министерства культуры, молодежной политики и массовых коммуникаций Пермского края была создана сокращенная версия книги «Энциклопедия. Уральская поэтическая школа» [3]. Уже осенью 2013 г. прошли презентации «Энциклопедии» в Екатеринбурге, на книжной ярмарке в Красноярске и в Челябинске (25 ноября в Камерном театре).
Это уникальное издание, помимо великолепного дизайна, потрясающих фотографий, представляет объемный информационно-аналитический взгляд на парадигму смыслов, породивших такое уникальное явление, как современная уральская поэзия. Книга состоит из нескольких разделов: «Введение», «Персонажи», «Культуртрегерская деятельность». «Инфраструктура УПШ: студии, клубы, издательства», «Хроника основных поэтических событий». Эта книга задумана и осуществлена как акция культурного опережения, снабжена богатейшим иллюстративным материалом [4]. В энциклопедии представлены более 130 авторов, он содержит более 850 снимков, большинство из которых нигде не появлялось.
Историко-культурные и философско-поэтические смыслы такого уникального явления, как УПШ, открываются не только в стихах – и даже не в первую очередь в них, но в хронике культурных событий, происходивших на городских ландшафтах Уральского региона, в биографиях их инициаторов и участников – нескольких поколений поэтов, представляющих свободную уральскую поэзию на протяжении тридцати последних лет.
Культурный проект Виталия Кальпиди «Современная уральская поэзия» продолжается. В сентябре 2014 года состоится конференция-фестиваль «Уральское поэтическое движение (1981–2013): история, аналитика, прогнозы». Уральское поэтическое движение (УПД) – уникальный историко-культурный и эстетический феномен, значимость которого диктует необходимость серьезного внимания и осмысления со стороны профессионального филологического сообщества. В настоящее время УПД находится на стадии осознания себя как культурного знака, чему может способствовать филологическая рефлексия со стороны академической науки. Уральские ученые филологи могут стать открывателями нового культурного феномена, имеющего все шансы войти структурным звеном в трехвековой контекст русской поэзии.
Литература:
1. Антология. Современная уральская поэзия 2004-2011 гг. Автор проекта и гл. ред. В.О. Кальпиди. – Челябинск: Издательская группа «Десять тысяч слов». 2011 – 352 с.
2. www. marginaly.ru;
3. http://kulturaperm.ru/projects?show_id=163
4.Энциклопедия Уральская поэтическая школа: информационый арт-объект. Ред. В.О. Кальпиди. – Челябинск: Издат. группа «Десять тысяч слов», 2013. – 607 с.
*11 апреля 2014 года на филологическом факультете ЧГПУ проводился зональный молодежный научный семинар «Уральская поэтическая школа рубежа ХХ-ХХI вв. глазами студентов».
** Научная конференция по Уральской поэтической школе (движению) состоится 24-25 сентября в Екатеринбурге.
Работы студентов по УПШ:
Бытовое и бытийное в поэзии Б. Рыжего («Благодарю за всё…»)
Антитеза «город-деревня» как прием создания литературной маски в поэзии Антона Бахарева-Чернёнка
Театральный код в стихотворении Евгении Рябининой
Виталий Кальпиди в молодой уральской поэзии: к вопросу о лирическом герое