УПШ глазами ученых — 1

Татьяна Маркова
К работам студентов*, посвященным Уральской поэтической школе**,  добавляются работы преподавателей.

Т.Н. Маркова, д.ф.н., ЧГПУ

Культурный проект В. Кальпиди «Уральская поэтическая школа»

Первый опыт «Антологии современной уральской поэзии» был предпринят Виталием Кальпиди в 1996 году, вторая книга вышла в 2003-ем. 2-й выпуск антологии по версии оргкомитета XVII Московской международной книжной выставки-ярмарки вошёл в тройку лучших поэтических книг 2004 года. Третий выпуск состоялся в 2011-ом [1].

Презентации третьего выпуска масштабного проекта Виталия Кальпиди «Антология. Современная уральская поэзия» (сокращённо СУП) проходили в ноябре – декабре 2011 года в Челябинске, Екатеринбурге и Перми. Внушительный том с прекрасной полиграфией и дизайном составили стихотворения уральских поэтов (и поэтов, когда-то живших и творивших на Урале) за самые последние – 2004–2011 годы. В Антологии собраны стихотворения 75 авторов, очень разных по методу и традиции. Среди них: И.Аргутина, Н.Болдырев, С.Борисов, Я.Грантс, В.Кальпиди, А.Поповский, А.Петрушкин, К.Рубинский, Н.Ягодинцева и совсем молодые М.Еременко, Е.Коробкова. Таким образом, антология становится местом, где не только голос поэта звучит, но он может быть услышан, в том числе и самими авторами. Книга ставит вопрос: что значит словосочетание «уральская поэзия»? Это географическое место проживания или место как внутреннее пространство?

Третий выпуск в отличие от двух предыдущих содержит интересное новшество – опыт рецензирования каждого из поэтов специально назначенным для него экспертом. В ус­ло­ви­ях фак­ти­че­с­ко­го кра­ха оте­че­ст­вен­ной ли­те­ра­тур­ной кри­ти­ки кон­ст­рук­ция, пред­ло­же­нная Кальпиди, представляет собой не­кое пря­мое вы­ска­зы­ва­ние по­эта о по­эте, которое, хо­тя бы от­ча­с­ти, заменяет от­сут­ст­ву­ю­щее об­щее ре­флек­сив­ное по­ле. Заслуживает внимания то обстоятельство, что за несколько месяцев до выхода книги на интернет-сайте была организована беспрецедентная акция  студенческого рецензирования еще не опубликованных стихов, отбираемых редактором для антологии. В этой акции приняли участие 17 студентов ЧГПУ.

Об уникальном опыте ин­ди­ви­ду­аль­ных кри­ти­че­с­ких от­зы­вов го­во­ри­т оди­н из при­гла­шён­ных экс­пер­тов Ев­ге­ния Сус­ло­ва: «Мне ка­жет­ся, очень важ­ным это на­пря­же­ние меж­ду по­эти­че­с­ким сло­вом и сло­вом кри­ти­че­с­ким. Да, мы мо­жем взять ка­кой-то ме­тод и вне за­ви­си­мо­с­ти от тек­с­та при­ла­гать его. Но эта ан­то­ло­гия да­ёт воз­мож­ность уви­деть, как сам текст фор­ми­ру­ет спо­соб вы­ска­зы­ва­ния, и имен­но в этом на­пря­же­нии воз­ни­ка­ет что-то очень важ­ное для по­ни­ма­ния тек­с­тов» [2].

Сами критические тексты размещены в конце антологии. В каждом из них выражена определенная позиция, сосредоточен чей-то пристальный и заинтересованный взгляд, что неуловимым образом меняет и саму поэтическую работу. Так антология становится своеобразной площадкой для выработки языка литературной критики. Структура книги задает и способ работы с ней, оставляя за читателем полную свободу выбора личных предпочтений.

Отметим еще одну важную особенность культурного проекта Виталия Кальпиди. Во вступлении редактор пишет о «моральной» и «материальной» «неустойчивости» Интернета: «Интернет – беззащитен как дитя: случись маломальский катаклизм (даже не исторический, даже не социальный, а банальный энергетический) и – сливай воду». На наш взгляд, сейчас вновь особое значение приобретает именно книга как вещь. Почему? Потому что именно книга может быть (и – в данном случае становится) таким структурированным пространством, которое можно было бы назвать школой поэтической и критической мысли, а значит и школой понимания — за ней слышен голос того, кто в состоянии писать и читать. Книга противопоставляется неуемному потоку необработанной и непрожитой информации, информации, минующей человека, к которому она, казалось бы, должна быть направлена. Информация приобретает энтропийные свойства»[1].

В ситуации, когда почти не осталось школ, где учат понимать и проживать тексты в полном смысле этого слова, книга становится подлинно  культурным актом, она показывает, как можно быть свободным благодаря способности мыслить и сопереживать.

К пред­ло­жен­ным Кальпиди иде­ям, ко­то­рые весь­ма по­лез­но взять на во­ору­же­ние, до­ба­вим со­зда­ние ви­део­кли­пов на сти­хи по­этов. По­каз по­эти­че­с­ких ви­део­кли­пов, сня­тых ураль­ски­ми ре­жис­сё­ра­ми на сти­хи ураль­ских по­этов, это то, что при­влек­ло молодых читателей и зрителей. Не­смо­т­ря на не­ко­то­рые тех­ни­че­с­кие труд­но­с­ти, са­ма идея очень ин­те­рес­на и пер­спек­тив­на. Это пре­крас­ная воз­мож­ность для по­вы­ше­ния ин­те­ре­са к по­эзии и по­эти­че­с­ким ме­ро­при­я­ти­ям, для уси­ле­ния вли­я­ния сти­хов на лю­дей, да­же не все­гда го­то­вых к их вос­при­я­тию.

Говоря о содержании ан­то­ло­гии Со­вре­мен­ной Ураль­ской По­эзии, не­смо­т­ря на яс­ность и про­ду­ман­ность её кон­цеп­ции, на кре­а­тив­ность, со­про­вож­да­ю­щую этот про­ект и вы­хо­дя­щую далеко за его рам­ки, критики отмечают отсутствие в ней так называемой «поч­вен­ной», тра­ди­ци­он­ной по­эзии. В редакторском пре­дис­ло­вии сказано, что в антологии речь идёт лишь об «ак­ту­аль­ной по­эзии», однако справедливо ли отказывать в актуальности написанным без претензий на новаторство сти­хам. Представляется вовсе не беспочвенным суждение критика: «Суп, при­го­тов­лен­ный для чи­та­те­ля Виталием Каль­пи­ди, име­ет всё-та­ки весь­ма спе­ци­фи­че­с­кий вкус. В нём не­ко­то­рых спе­ций в из­быт­ке, за­то дру­гих про­дук­тов не хва­та­ет» [2]. Но против права и вкуса редактора возражать бессмысленно.

Уже в январе 2013 г. в Интернете помещено следующее объявление:

С апреля 2012 по 6 января 2013 г. При поддержке Министерства культуры, молодежной политики и массовых коммуникаций Пермского края была создана сокращенная версия книги «Энциклопедия. Уральская поэтическая школа» [3]. Уже осенью 2013 г. прошли презентации «Энциклопедии» в Екатеринбурге, на книжной ярмарке в Красноярске и в Челябинске (25 ноября в Камерном театре).

Это уникальное издание, помимо великолепного дизайна, потрясающих фотографий, представляет объемный  информационно-аналитический взгляд на парадигму смыслов, породивших такое уникальное явление, как современная уральская поэзия. Книга состоит из нескольких разделов: «Введение», «Персонажи», «Культуртрегерская деятельность». «Инфраструктура УПШ: студии, клубы, издательства», «Хроника основных поэтических событий». Эта книга задумана и осуществлена как акция культурного опережения, снабжена богатейшим иллюстративным материалом [4]. В энциклопедии представлены более 130 авторов, он содержит более 850 снимков, большинство из которых нигде не появлялось.

Историко-культурные и философско-поэтические смыслы такого уникального явления, как УПШ, открываются не только в стихах – и даже не в первую очередь в них, но в хронике культурных событий, происходивших на городских ландшафтах Уральского региона, в биографиях их инициаторов и участников – нескольких поколений поэтов, представляющих свободную уральскую поэзию на протяжении тридцати последних лет.

Культурный проект Виталия Кальпиди «Современная уральская поэзия» продолжается. В сентябре 2014 года состоится конференция-фестиваль «Уральское поэтическое движение (1981–2013): история, аналитика, прогнозы». Уральское поэтическое движение (УПД) – уникальный историко-культурный и эстетический феномен, значимость которого диктует необходимость серьезного внимания и осмысления со стороны профессионального филологического сообщества. В настоящее время УПД находится на стадии осознания себя как культурного знака, чему может способствовать филологическая рефлексия со стороны академической науки. Уральские ученые филологи могут стать открывателями нового культурного феномена, имеющего все шансы войти структурным звеном в трехвековой контекст русской поэзии.

Литература:
1. Антология. Современная уральская поэзия 2004-2011 гг. Автор проекта и гл. ред. В.О. Кальпиди. – Челябинск: Издательская группа «Десять тысяч слов». 2011 – 352 с.
2. www. marginaly.ru;
3. http://kulturaperm.ru/projects?show_id=163
4.Энциклопедия Уральская поэтическая школа: информационый арт-объект. Ред. В.О. Кальпиди. – Челябинск: Издат. группа «Десять тысяч слов», 2013. – 607 с.

 

*11 апреля 2014 года на филологическом факультете ЧГПУ проводился зональный молодежный научный семинар «Уральская поэтическая школа рубежа ХХ-ХХI вв. глазами студентов».

** Научная конференция по Уральской поэтической школе (движению) состоится 24-25 сентября в Екатеринбурге.

 

Работы студентов по УПШ:

Проблема территориальной идентичности Урала в «Антологии уральской поэзии» (на примере контаминаций Урала)

Бытовое и бытийное в поэзии Б. Рыжего («Благодарю за всё…»)

Антитеза «город-деревня» как прием создания литературной маски в поэзии Антона Бахарева-Чернёнка

Театральный код в стихотворении  Евгении Рябининой
Виталий Кальпиди в молодой уральской поэзии: к вопросу о лирическом герое

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс