КФС. Виталий Кальпиди

КФС. Виталий Кальпиди

Программа «От автора» на ОТР
Виталий Кальпиди: Я считаю верхом безалаберности считать, что есть много возможностей понимания текста. Разнообразно можно только не понимать

https://otr-online.ru/programmy/ot-avtora/vitaliy-kalpidi-raznoobrazno-ponimat-nelzya-raznoobrazno-mozhno-tolko-ne-ponimat-36955.html

 

Из программы «Союз читателей» на EktbTV

«Эго художника требует от него считать себя вселенским хордожником. Это не так. Поэт живет в своей квартире, в своем доме, рядом со своими близкими».
«Наша цивилизация ориентирована на успех. А продукт художественной деятельности – это продукт духовного поражения».
«В момент когда мы читаем, мы бессмертны, мы не умрем. Вообще поэзия – это примитивизация мышления, как бы не было это обидно для художников. Т.е. для каждого уровня невежества существуют свои способы познания истины. Поэт это же невежа».
«…Но дело в том, что поэзия – не стихи, а поэзия! – позволяет довольно узкому уровню сознания доходить до некоторых смыслов….. Это такие диоптрии, которые позволяют нам видеть чуть дальше. У каждого сознания есть свои диоптрии».
«Очень много поэтов получились из читателей, из хороших читателей. А это для поэзии практически смертельно. Стихи мы будем иметь, а поэзию нет».
«Поэзия – это сотворение мира. А стихи – AgNO3, то есть осадок этого процесса».
«Настоящий текст не художником пишется. Он художника пишет».

(Ютьюб-канал EktbTV https://www.youtube.com/watch?v=gwuB2upPPAY)

 

Из статьи Марата Гайнуллина «Я в детстве был просто поражен, как муха стала зайцем» (слова Виталия Кальпиди, произнесенные им на презентации книги «Избранное»)

«А поэзия — это, может быть, совсем даже и не стихи. Это возможность. Это некая скорость. Вот метафора — это очень высокая скорость восприятия. А некоторые предметы мира можно увидеть только на высокой скорости, на обычной скорости они невидимы, они не опознаются. Если использовать этот механизм у поэзии, то можно найти вещи, которые нам очень необходимы. Иначе без них будет происходить та байда, которая называется реальностью за окном».
«Поэзия — это все-таки инструмент, благодаря которому как минимум должен меняться автор, и как максимум должен меняться мир. Я не понимаю, как человек может просто писать стихи. Если художник собирается написать книгу и не ждет, что после этого изменится мир, то он пишет стенгазету. Она, эта книга, может быть гениальна, но это будет стенгазета».
«Поэт обязан ненавидеть своих восхищенных читателей, пирующих над его стихами, как над разоренным телом его исчезающей невесомости. Возможно, поэту и нужен читатель. Но поэзии — он безразличен, поскольку идеально необязателен. Цели у поэта нет. Поэт сам является целью».
«Настоящий читатель отстает от настоящего поэта на 30-50 лет. Но когда читатели пробиваются в «поэты», время перестает течь, застаивается и начинает вонять.
Если вы сочиняете стихи, чтобы понравиться людям, то лучше просто понравьтесь людям, не тратя время на стихи.
Человек, содержащий приют для брошенных домашних животных, ближе к тайным возможностям поэзии, чем Пастернак Мандельштамович Пушкин».

(газета «Южноуральская панорама» https://up74.ru/articles/kultura/79809/)

 

Из интервью Борису Кутенкову «Литература стремится подменить чужое прошлое своим»

«– У текста должна быть одна единственная трактовка (если, конечно, он вообще что-то стремится сообщить). Текст в первую очередь – это обращение автора к самому себе. Вы допускаете обращение к самому себе с множеством смыслов, порой взаимоисключающих? Я – нет. Парадигма различных интерпретаций – это парадигма различных уровней неосведомленностей в предмете. А на вопрос: «Стоит ли объяснять свои стихи?» отвечу: «Стоит. Себе, как минимум…» Конгениальные трактовки –духовно «онкологичны».
(портал Лиterraтура http://literratura.org/publicism/1394-vitaliy-kalpidi-literatura-stremitsya-podmenit-chuzhoe-proshloe-svoim.html)

 

Из ответов на вопросы Сергея Соловьева в проекте «Речевые ландшафты. МЕТАФИЗИКА ЧТЕНИЯ»

«Утверждаю, что существует только один уровень прочтения – единственный. Именно он всегда и происходит. Он может быть ошибочный, неточный, умный, глупый… – но это не важно. Важно, что он именно единственный. Человек не такой сложный, каким хочет казаться. Или скажем так: сложны болезни человека, здоровье человека – явление простоты. Выходит, что сложное чтение – это болезнь? Выходит, так. Но справедливости ради стоит заметить, что чтение хоть и болезнь, но не порок. А все, что не является пороком, так или иначе, но движется к счастью. Ведь счастье – это самый сильнодействующий наркотик. От него невозможно отвыкнуть, даже если ты его никогда не пробовал».

(портал Лиterraтура http://literratura.org/issue_publicism/1218-rechevye-landshafty-metafizika-chteniya-chast-ii.html )

 

Из интервью Сергею Сумину для журнала «Графит»

«СС: – Какова задача поэта? Что он делает, создавая очередное стихотворение?

ВК: – Говорят – поэт владеет словом… Разумеется, это фигура речи. Чаще поэзия получается, когда слово владеет поэтом, что, впрочем, тоже фигура речи. Уверен, судьба поэта – это создание новых смыслов. Смыслов в окружающей нас жизни, – мало, может быть, два-три-четыре! И практически все они людоедские. Художники, поэты в частности, нужны, чтобы искоренять культурологию «пищевых цепочек». Гениальность создает эти смысла. Таланты делают из них поэзию, то есть доводят до состояния блистательной банальности. Поскольку сама гениальность в пищу не употребима. Она – изжога высокого вкуса. Гениальность враждебна таланту. И наоборот. Но эта вражда плодотворна. Впрочем, последнее утверждение не выглядит убедительным. Что же касается стихотворений… М.б. самое главное, что следует знать, так это то, что любое стихотворение – это несовершенный поступок. Прекрасные стихи – это прекрасная трусость, созданная для чтения теми, кто собирается стать прекрасными трусами. Но бояться совершить убийство – это не только трусость, но и борьба с инстинктом самосохранения. Именно снижения его значимости выделяет внутри нас пространство для души».

Интервью с Кальпиди в «Графите»

Из интервью Марине Волковой для журнала «Урал» «Если можешь не писать — пиши!»

«Поэтическая книга, в отличие от книги прозы, приобретает сюжет и персонажей не сразу, а по ходу развития. Сюжет и персонажи, в отличие от романа, и есть искомый результат поэтической книги. В поэтической книге лирический герой — не главная величина. И вообще не величина. Словосочетание «лирический герой» — глупость. Герой не может быть лирическим. Герой — это кровь, жестокость, елозящая в грязи борьба, причем борьба с неизбежным роком. Именно безнадежная борьба с неизбежным и порождает надежду. Эта надежда и отличает поэтическую книгу от сборника стихов, который ни что иное, как склад лирических консервов. Поэтическая книга стремится изменить мир, а не наполнить его прелестью и красотой. Если у нее это не получается, она тут же умирает. Сборники же лирических стихов могут жить (и живут) довольно долго. Они даже выходят на пенсию. Безымянное бессмертие или персонифицированное долгожительство — выбор невелик, зато есть над чем поразмыслить».
«Пишу каждое утро. Днем занимаюсь другой работой. Требуется пауза хотя бы в сутки, чтобы взглянуть на написанное взглядом ненавистника. Геноцид — вот правильное слово по отношении к тому, что тебе хоть чуть-чуть не кажется идеальным в данный момент. Это не самый эффективный фильтр, да и не фильтр вовсе, но хоть что-то. Текст не может писаться менее трех дней. Если он написан за более короткое время, значит, автор «вытянул» из небытия только часть поэтического существа: ногу, сердце печень, башку с хорошей стрижкой… Ценность же этого «поэтического существа» в его цельности. Иначе это всегда будет аборт, как бы потом ни воспевали его историки литературы».
«Лучшая моя книга — «Запахи стыда», изданная 16 лет назад. Более напряжённую книгу я вряд ли уже напишу. Стихи из нее я не читаю даже на тех нечастых вечерах, которые иногда случаются. Мне неловко их читать, потому что для их появления в воздухе нужны очень заинтересованные в этом лица. Чтобы эта книга происходила, обязательны какие-то чуть ли не семейные отношения с окружающими, которые, понятно, невозможны. Во всяком случае пока. «Запахи стыда» написаны с отчетливым пониманием, что простота — это мудрость глупости. Поэтому в этой книге всё непросто. И поэтому в ней есть практически всё».
«Говорение поэта — это не его голос. Говорение поэта — это вслушивание. Говоря, поэт слушает. Важно не то, что он сказал, а что он услышал, говоря».
«Поэт — слоящийся коготь ангела, во всяком случае, именно формой поэта материализовался этот цепляющий чёрт-те что коготь, сам же его владелец находится с той стороны небес. И даже если ангела нет, коготь его существует, значит, не появиться он не может, то есть: либо он появится сам, либо мы его регенерируем».

(«Урал» №5-2017 http://www.zh-zal.ru/ural/2017/5/esli-mozhesh-ne-pisat-pishi.html)

 

Ютьюб-канал Виталия Кальпиди, посвященный русской поэзии:

Рубрика Монологи поэта:

Кто на самом деле пишет за нас наши стихи
О шаблонах и трафаретах при создании лирических стихотворений https://www.youtube.com/watch?v=ZqpA35y_n4A&list=PLAq_JTxlUlEQdlb3WX8D-i0pt5eEZSoYZ&index=3&t=142s

Кодекс провинциального поэта
Монолог-лекция Виталия Кальпиди – это яростное отстаивание миссии поэта и призыв к поэтам стать патриотами этой миссии. Деньги, власть, суицид, наркотики, лень… – вот далеко не всё, с чем придётся столкнуться современному художнику и всё-таки победить – таков пафос фильма «Кодекс провинциального поэта». Основной текст — записан в 2010 г., а сформулирован в 2003. – Художник не пространство, он — дыра в пространстве. Поэтому надо смотреть не на поэта, а сквозь него. – Свободен не тот, кем никто не управляет, а тот, кто не хочет управлять другими. – Поэт обязан знать всё, что происходит в современной русской поэзии. – Русская поэзия – это попытка создать ангельскую речь, чтобы воплотить её в ангельскую жизнь. https://www.youtube.com/watch?v=1Ho-epCgDv4&list=PLAq_JTxlUlEQdlb3WX8D-i0pt5eEZSoYZ&index=4&t=1255s

Правила поведения в поэзии, или как пишутся стихи
«Мы все, конечно, в курсе, что никаких правил написание классных стихов не существует. Между тем, что бы мы там не думали, эти правила – есть». https://www.youtube.com/watch?v=jqsYEhjB0xM&list=PLAq_JTxlUlEQdlb3WX8D-i0pt5eEZSoYZ&index=5&t=923s

Как стать в провинции поэтом
Как становятся поэтами там, где это не предусмотрено природой? На этот вопрос дает ответ видеоверсия эссе из новой книги Виталия Кальпиди «Философия поэзии».
https://www.youtube.com/watch?v=RQjsmQzIwL4&list=PLAq_JTxlUlEQdlb3WX8D-i0pt5eEZSoYZ&index=6&t=79s

«Брильянтовая гибель, или … о, какими были б мы счастливыми, если б нас убили на войне…» Лекция Виталия Кальпиди «Брильянтовая гибель, или …о, какими были б мы счастливыми, если б нас убили на войне…» – это напряженный, жесткий рассказ о великих русских военных поэтах и их поэзии. Лекция представляет собой три нестандартных взгляда на проблему. Разговор затрагивает судьбы и стихи Николая Майорова, Бориса Смоленского, Константина Симонова, Михаила Кульчицкого, Павла Когана, Александра Межирова. Александра Твардовского, Давида Самойлова, Владимира Щировского, Арона Копштейна, Семена Гудзенко…
https://www.youtube.com/watch?v=Xxslq-oJ7IY&list=PLAq_JTxlUlEQdlb3WX8D-i0pt5eEZSoYZ&index=2&t=7s

Поэт Виталий Кальпиди отвечает на вопросы слушателей https://www.youtube.com/watch?v=OR0nLu1MFOU&list=PLAq_JTxlUlEQdlb3WX8D-i0pt5eEZSoYZ&index=7&t=1s

Доклад о Виталии Кальпиди Натальи Азаровой на церемонии вручения премии Андрея Белого и ответная речь лауреата (2017).
https://www.youtube.com/watch?v=MewbeTPNZzs&list=PLAq_JTxlUlEQdlb3WX8D-i0pt5eEZSoYZ&index=8&t=0s

Рубрика «Репликант»
– новая рубрика на канале Виталия Кальпиди. Это не термин из фильма Ридли Скотта, а мутант от двух слов – «реплика» + «Кант». В этой рубрике оперативно комментируются локальные, но принципиальные для автора темы и проблемы.

Репликант. Эксгумация стиха
Первый выпуск посвящен такому тотальному поэтическому приему как аллюзия, то есть использование чужих текстов для решения автором своих творческих задач. До этого выпуска «Репликанта» никому в голову не приходило подвергнуть данный прием такой яростной дискредитации. В сюжете фигурируют Сергей Лейбград, Виталий Лехциер, а также Анна Ахматова и Юлия Друнина. https://www.youtube.com/watch?v=ouHr53S21o0&list=PLAq_JTxlUlEQSdxHr604iiPByj1YCtYXY&index=2&t=0s

Репликант. Премия «Поэзия». Перемена пола…
Второй выпуск посвящен Премии «Поэзия»: в частности подвергается сомнению фундаментальный принцип премии – выбор одного «победительного стихотворения» из многообразных, часто никак не пересекающихся пространств современного русского стиха.
https://www.youtube.com/watch?v=_LxAO7YU5OY&list=PLAq_JTxlUlEQSdxHr604iiPByj1YCtYXY&index=3&t=182s

Репликант. Самозванцы и самозвонцы
Третий выпуск посвящен реакции части поэтического сообщества на выход Антологии русской поэзии – 2018. Речь идет ни много ни мало о 30-ти внушительных томах, в которые собраны произведения современных русских сочинителей, «консолидируемых» на портале «Стихи.ру». Кальпиди озвучивает свою позицию, резко отличающуюся от позиции поэтического мейстрима.
https://www.youtube.com/watch?v=eQDirhnRw4U&t=32s

Рубрика «Голосовые связки»
В фильмах Виталий Кальпиди представляет поэта, затем звучат стихи героя фильма в авторском исполнении. Героями фильмов уже стали: Александр Самойлов, Янис Грантс, Вадим Балабан, Елена Ионова, Андрей Санников, Дмитрий Кондрашов, Игорь Сахновский, Юрий Казарин, Евгений Касимов, Андрей Ильенков, Евгений Ройзман. Продолжение следует.
https://www.youtube.com/playlist?list=PLAq_JTxlUlERpkffN1Mc_2ypcaETY31cs

Рубрика «Интервью»
Все фильмы, кроме фильма с Дмитрием Александровичем Приговым, построены по одной схеме: Виталий Кальпиди за кадром задает вопросы поэтам (о поэзии, о их ощущении себя поэтом, о жизни…), а поэты отвечают. Фильмов-интервью семь, из героями стали Ирина Аргутина, Янис Грантс, Вадим Балабан, Елена Ионова, Александр Самойлов, Юрий Казарин, Сергей Ивкин.
https://www.youtube.com/playlist?list=PLAq_JTxlUlESlcZFw98G3uW3lEEMXesE4

О проекте:

КФС, коллекция феноменов саморефлексии, — проект, реализованный в рамках подготовки круглого стола «Поэт и поэзия в современном обществе»
для доклада М.Волковой «Поэты IV тома АСУП о поэте и поэзии».

Круглый стол, в свою очередь, первое мероприятие грантового проекта «Апология поэзии», руководитель проекта д.ф.н. А.Житенёв.

Презентация к докладу М.Волковой «Поэты IV тома АСУП о поэте и поэзии»

Фотоотчет о круглом столе

Статья Е.Извариной о круглом столе

Страница: 1 2 3 4 5 6 7 8


Добавить комментарий