КФС. Юрий Казарин

КФС. Юрий Казарин

Из интервью Татьяне Рябовой «Уродство — компенсация таланта»

«—А чем поэт отличается от стихотворца?

—Ничем. Это такой же человек, который имеет словесный дар, создает какие-то тексты. Внешне ничем, функционально ничем. Но отличается качественно. Любой стихотворец проходит несколько стадий развития. Первая — человек пишет стихи. Человек пишет, пишет, пишет стихи. На этой стадии застревает 99%. Это стихотворцы. Потом наступает вторая стадия, когда стихи пишут человека. Человек меняется. Он думает, что это он пишет стихи, но на самом деле они его меняют. Так прямо на наших глазах изменился Бродский, так менялся Пушкин, у него каждое стихотворение — духовный поступок. Он становился лучше как человек. Понимаешь, он становился добрее, божественнее, искреннее. А есть третий этап, до которого добираются немногие, я знаю только двух поэтов, которые туда добрались — Пушкин и Мандельштам. Это когда стихи и человек пишут друг друга. Это равновесие, тождество, и это — гениальность. Градация грубая, согласись. Получается стихотворец, поэт и гений».

http://www.justmedia.ru/analitika/culture/urodstvo__kompensacziya_talanta_yurij_kazarin_rasskazal_kak_vospitat_v_sebe_poeta_i_pisatelya_intervyu

 

Из репортажа о встрече с поэтом в Уральском федеральном университете «Люди осчастливливаются стихами, которые они еще не написали»

«Мы живем в эпоху тестоидов. Текстоид – это мой термин, он означает доязыковой текст. Текстоиды появились с приходом интернета. Я пролистываю страницу новостей в фейсбуке и иногда наталкиваюсь на речевые результаты некоторых людей, очень похожие на тексты, но это не тексты, а текстоиды. Новостной текст – это текст? Нет, это текстоид. Здесь, на Урале, в литературе есть только несколько человек, которые создают настоящие тексты. Их очень мало. На Стихи.ру, Проза.ру ежедневно выкладывается по несколько тысяч текстоидов».

«Не пишите стихи никогда. Нельзя их писать рукой, ручкой на бумажке. Пишите в голове. В сердце и в душе. Нужно соединить три органа: разум, эмоции, душу. Они соединятся в один орган, и ты начинаешь им думать, страдать стихи. Я думаю стихи каждую секунду»

«Люди осчастливливаются стихами, которые они еще не написали».

http://культура.екатеринбург.рф/articles/676/i253022/

 

***
Река — не скрипка и смычок,
обыкновенная работа
не умирать до поворота,
как учат ухо и зрачок.
И молчаливый рыбачок
над бездною вполоборота.
Лицом к лицу: есть у воды
желание хранить следы,
ища печать лица двойного,
горячего и ледяного.
И за печальные труды
снимать с напруженной уды
и отпускать на волю слово.

(«Урал» №7-1997 http://www.zh-zal.ru/ural/1997/7/kazarin.html)

 

* * *

Не слово, не речь, не звук,
не тёмная суть огня —
любви моей сходит с рук
пропажа всего меня.
Но прежде чем в глину лечь
повeрху родных голов,
скажу, как прекрасна речь —
до речи, до первых слов.
А мысль о тоске огня,
творящего черновик,
додумает за меня
невытоптанный тростник.

(«Урал» № 2-2001 http://www.zh-zal.ru/znamia/2001/2/kazar.html)

 

***

Тебя словил язык —
неслыханное слово,
оправленное в крик
пространства нежилого,
где время восстает
из духа и озноба,
стеснивших небосвод
в державинское нёбо.
Теплеет пустота,
рядясь в стихотворенье.
И звука мимо рта
не пронесет прозренье.

(«Новый мир» №10-2002 http://www.zh-zal.ru/novyi_mi/2002/10/kaz.html)

 

* *
*

До утра полторы папироски,
табачинка мешает во рту:
чую речи чужой ополоски
и на стыке фонем пустоту.

Город в озере ходит валетом,
укороченный рябью заик.
Улови мое слово предметом,
или тенью его, или светом, или смертью тяни за язык.

Облачи говоренье в окрестность
натяжением жил в высоту,
раздувая, как шар, неизвестность
первородного смысла во рту.

(«Новый мир» №10-2002 http://www.zh-zal.ru/novyi_mi/2002/10/kaz.html)

 

* * *
Что же, прощай, на высоком ветру –
щели небес широки на балконе
незастекленном. Когда я умру –
твердыми станут ладони.

Ляжешь ли в глину – последний прокол,
сжатие воздуха в легких до взрыда:
все остается, как вечный глагол
несовершенного вида.

( «Уральская новь» №14-2002 http://www.zh-zal.ru/urnov/2002/14/kaz.html)

 

Из теоретической части «Антологии последнего стихотворения»:

«Поэзия как одна из форм языковой деятельности во все времена сознательного отношения к языку оставалась и остается загадкой. Множественный и комплексный характер природы поэтического творчества и сочинительства вообще, глобальность и неопределенность эстетического замысла и речевых реализаций не позволяют – ни стихотворцу, ни поэтологу – выделить и осознать функциональную и прагматическую стороны поэтического текста как части языкового порядка и языковой стихии, как причины, следствия (процесса) и результата языкового существования в целом».

(«Уральская новь» №15-2003 http://www.zh-zal.ru/urnov/2003/15/kazar.html)

 

“ДВЕ ВОДЫ — ОДНО ОБЪЯТЬЕ…”

Страх потопташа, повысушив крик,
птице приснился беззвучный язык.

Шепотом-словом шумит снегопад,
дети мои улетают — и спят.

Я же гортанью в разлуке дрожу
и с высоты на округу гляжу.

Сплю-пролетаю и в клюве несу
синтаксис русских тропинок в лесу.

(«Сибирские огни» №6-2007 http://www.zh-zal.ru/sib/2007/6/ka5.html )

 

* * *
Ночью накинешь чужое пальто
и ощущаешь себя не собою,
нет, не хозяином, просто никто
сквозь отраженье в окно голубое —
сквозь отраженье лица своего —
смотрит и видит свое и чужое:
зимнее небо, его существо,
мелкоигольчатое, но большое,
от переносицы выбелит лоб
мыслью, подобной без лыжи торенью
тропки, совпавшей с морщиной, и — хлоп:
с неба разреженный реет сугроб
как ненаписанное стихотворенье…

(«Сибирские огни» №3-2009 http://www.zh-zal.ru/sib/2009/3/ka5.html)

 

Из эссе «Призрак поезда»

«…Поэзия, точнее её литературоспособная часть — стихотворчество, — есть показатель здоровья языка, а также его самой значимой и значительной части — антропологической. Превосходный поэт, замечательный писатель Майя Никулина как-то заметила: таланты бывают разные, одним есть ЧТО сказать, другим — это не дано; другие зато знают, КАК говорить. Тех, кто работает с КАКом, — много. Тех, кто делает ЧТО-то, — единицы. Когда стихотворцу нечего сказать, он начинает редуплицировать мысль, образ, музыкальную фразу. …
… Язык, если бросить на него тройственный/тройной взор — носителя, предмета называемого и Его, дарящего Промысел, — это человек. А человек есть язык. Есть красивые и богатые русские языки. Есть — так себе — средние. А есть бедные, скудные, грязные языки. Русские языки. А язык поэта — это язык человека, плюс язык поэзии, плюс язык таланта, плюс язык языка, плюс Промысел. Боже мой, все так просто. Поэту всегда есть ЧТО сказать, а стихотворцу — КАК, потому что он бежит за языком. То бишь речью. Современной. Жаргонной. И т. д. И т. п.»
(«Урал» № 12-2010 http://www.zh-zal.ru/ural/2010/12/ka17.html)

Продолжение на следующей странице

Страница: 1 2 3 4 5 6 7


Добавить комментарий