Порнографические связи

Порнографические связи

Порнографические связи

Константин Путник продолжает рецензировать фильмы для домашнего просмотра. В эти выходные смотрите фильм “Порнографические связи” (“Порнографическая связь”).

“Порнографические связи”

Производство: Франция, 1999

Режиссер: Фредерик Фонтейн

Сценарий: Филип Бласбан

В ролях: Натали Бай, Серхио Лопес (Призы Венецианского кинофестиваля 1999 г. за лучшую мужскую и женскую роль).

Фильм о том, что принято называть историей любви.
Встреча – «по объявлению» – двух одиночеств: двух зрелых, умных людей. Несколько упоительных ночей в гостинице. Эмоциональное признание в любви, сделанное женщиной в очень сильных выражениях. Расставание – сдержанное, без истерик и заламывания рук.

И все-таки язык не поворачивается назвать это «историей любви», мелодраматической love story – это именно порнографическая связь, состояние, изначально ориентированное на получение только физиологического удовольствия и какого-то минимума эмоционального тепла. Не порыв, не томление и не страсть – талантливая имитация порыва, томления и страсти. Не врастание, а использование друг друга. Кстати, никаких физиологизмов в фильме нет. Их отсутствие – указание на метафоричность названия. Явление, ставшее типичным у них и у нас, обозначено очень точно. Одиночество – стигма, клеймо, подлинное проклятие Запада, знак его духовной деградации и распада, – одиночество, ставшее не просто способом существования, но онтологической ценностью, в этом качестве подминает под себя все другие ценностные установки.

Действующие в фильме два «Я» – автономные, самодостаточные существа, автономно-самодостаточные настолько, что даже имен друг друга не знают. Им это неинтересно и ненужно, ибо их мировосприятие функционально, а не личностно, ибо они – обитатели мира, в котором «другие» так же самодостаточны и автономны, так же в принципе неспособны стать «мы». Поэтому и сочувствие к постороннему человеку, попытка выразить свою человечность – отстраненно-имитативно.

Женственность в фильме, как, вероятно, и в их жизни, – это умение не прививаться, а вовремя уходить. Это – противоестественное женской природе стремление доминировать: быть сверху, транслируемое и воспринимаемое не в узко-сексуальной конкретике, а в качестве определяющей, онтологически значимой философемы. Мужественность проявляется не в готовности принять на себя ответственность за двоих, а в готовности первым отказаться от такой ответственности.

На порнографичность происходящего работает и сценарная форма, избранная авторами (следует особо отметить филигранную литературную отделку), – интервью. Не монолог и не исповедь – интервью, сиюминутная имитация общения, форма отстраненного, почти безэмоционального диалога, в котором все человеческое спрятано за железный занавес безразличия.

Диагноз – порнографичность – персонажам тоже ставят авторы: для героев фильма избранная ими форма взаимоотношений – не болезнь. Это – быть может в каких-то мелочах некомфортная, но вполне приемлемая норма.

«…непонятной тоской уже загорелась земля, черствее и черствее становится жизнь, все мельчает и мелеет, и возрастает только в виду всех исполинский образ скуки. Все глухо, могила повсюду. Боже! пусто и страшно становится в Твоем мире». (Н. В. Гоголь).

Оценка: 5

Мой блог находят по следующим фразам


Один комментарий

  • Фаина

    19 октября 2011

    Сначала прочитала рецензию на фильм. Посмотрела. Не так-то просто судить. Не сказать, что сюжет полностью соответствует названию и уж точно не история любви. Ещё раз убедилась, что бабы дуры, а мужики сволочи не только у нас. Встретились только для интима по её инициативе.  Но за полгода встреч она влюбилась в него. Актриса сыграла сцену признания так, что я поверила, что оно было искреннее. Она ждала от него душевной взаимности, ответной любви.   Он себя повёл как робот запрограммированный на секс. Она всё поняла в одно мгновение, поэтому не было никаких сцен. Мне она показалась мудрее чем он. В последнем кадре фильма она смотрит на него, ждёт, что он оглянется и увидит её. Мы не знаем  ничего о героях, семейные они или одинокие, есть дети или нет. Поэтому может быть множество мнений, которые можно оспаривать с таким же множеством.

    Ответить

Добавить комментарий