КФС. Юрий Казарин

КФС. Юрий Казарин

***

Но наш язык — изнанка тишины
ворсистая, где нити сплетены
и стянуты в узлы — и, золотая,
она молчит, сама себя глотая.
Ей кажется, что воздух не звучит,
но воздух — слух, дыхание и стыд
за сказанное без тоски и смысла —
так замкнутая кровь в тебе провисла.
Так петли гласных и согласных нить
безгласны, бесконечны, несогласны.
И можно только богом говорить
или уста разъятые зашить —
и паузы твои, как песнь, прекрасны.

(«Урал» №6-2016 http://www.zh-zal.ru/ural/2016/6/ty-snegom-tronul-ruku.html)

 

Из статьи «Песня и песнь Вадима Месяца»

«Языковая, текстовая, художественная, поэтическая личность многомерна и стереоскопична. Проще говоря, в человеке уживается человек и поэт, а в поэте — поэт и человек. Две эти сущности постоянно и неизбежно находятся в отношениях то тождества, то взаимоисключения, то в состоянии родо-видовой партитивности (когда человек «включается» в поэта, и — наоборот), то в ситуации пересекаемости, а иногда — очень редко — они живут и работают в ограниченном (или неограниченном) поле «абсолютной» свободы (друг от друга). Идеальные же отношения поэта и человека осуществляются в сфере воли. Воли, которая проще и легче свободы. Воли, которая имеет интенциональную природу, т. е. она объективно «самовольна», как погода, смена сезонов и чередование жизни, смерти и любви. Поэт мучает, изматывает человека в себе, а порой человек не даёт поэту слушать, слышать, плакать и петь, думать и переживать прошлое, настоящее и грядущее. Человек обусловлен и детерминирован своей антропологичностью, своей биологической жизнью, социальным существованием, эмоциональными перегрузками, психологической напряжённостью, разрушительной энергией прагматичности истории, географии, эпохи, государства, своей амбициозностью и амбициозностью общества, практицизмом урбанистической цивилизации и т. д. и т. п. Человек, по определению, должен ненавидеть в себе поэта. Он должен — убить его в себе! Но… Это — невозможно: поэт любит человека в себе, он понимает его, он его думает и страдает — выстрадывает, — он делает в себе человека человечного, но не социального. Общество равнодушно к человеку и не любит, опасается поэта. Поэта в человеке».

(«Урал» 6-2016 № http://www.zh-zal.ru/ural/2016/6/pesnya-i-pesn-vadima-mesyaca.html)

 

Из эссе «Нас занесло неведомо куда»

«Поэт — это внутренний мир человека, наделенного даром слова. Поэт одновременно есть внешний мир (интеркосмос ↔ экстракосмос), отдаленный и удаленный мир — от мира материального, планетарного, «природного», социального etc. Поэт знает главное с самого рождения (по И.В. Гёте, это есть антиципация). Но ему нужны детали: стихи — это поиск деталей Главного, известного тебе».
«Поэтическое познание (как и поэтическое сознание) — поливалентно с точки зрения выбора предмета осознания, анализа, синтеза и приятия, приобщения его (в метафизической форме) и обобщения его физикой языка (и — метафизикой, и интерфизикой вербализации)».

(«Урал» № 11-2016 http://www.zh-zal.ru/ural/2016/11/nas-zaneslo-nevedomo-kuda.html)

 

Из эссе «Семь голубей»

«Языковая личность поэта многомерна — и в системном, и в качественно-содержательном, и функциональном отношении. Поэту и легко, и трудно быть сразу и человеком, и художником: такая онтологическая шизофрения, раздвоение, размножение в поэте языка, речи и текста — смущают и мучают человека, в котором поселился поэт. Человек (в себе) постоянно уговаривает поэта: давай будем жить как все, давай будем познавать загадки (до истоков) цивилизации, технологий и комфорта; давай просто жить, «кушать», делать вид, что мы работаем, что мы вполне социальны, политически и морально лояльны, давай любить общественные ценности (надуманные и часто уродливо проявляющиеся в нас и сбивающие нас, как скот, в гурты, в табуны, в стада — в толпы и в толпу); давай станем равнодушными, осторожными и пугливо-трусливыми, то бишь — толерантными и политкорректными; давай уткнём лицо (и лик твой, поэт) в задницу подушки, в свежую наволочку, натянем одеяло на голову, подтянем колени к животу — и в позе эмбриона поплывём сквозь комфорт, гламур и денежки к смерти, которой нет, потому что церковь так говорит, — и нельзя умереть не целиком (нет, весь я не умру! — что за эсхатологическая партитивность такая, мортальная половинчатость, имперфект смерти такой?! — Давай уже не будем поэтом, а?..)
Чаще человек побеждает. Разрастается. Обрастает добротным панцирем гражданина, семьянина, хорошего парня (девки), незаменимого офисного работника (например) etc. И — всё: поэту, художнику — конец. Аминь».
«Поэзия (как мне кажется) отличается от литературного стихописания прежде всего качеством процесса текстотворчества (поэзия познаёт, а не фиксирует и не оценивает), характером гармонии (не новое «звучание», а просодическое единство [и для регулярных стихов, и для верлибров] метафизических, интерфизических и физических смыслов), а также метаморфным характером содержательных категорий, таких как метаэмотивность, метаконцептуальность, метасемантичность и др. (в стихописании — эмоции, концепты, семантика) и т.д. и т.п. Но главное отличие — предмет познания (в поэзии) и предмет фиксации / оценки (в стихотворчестве): предметы поэтического сознания — онтологичны и непознаваемы (от жизни до Бога, до вечности), а предметы стихописательства — социальны, — их так много, что стихотворец в процессе писания заболевает перечислительностью или эмоциональностью / оценочностью (не путать с модальностью!) перечисляемого ряда социально (или сексуально) значимых предметов.
Стихотворцы объединяются. Поэты — одиночки. Коллективизм сочинителей — признак литературной провинции: тусовки, фесты и прочая дребедень, во-первых, выделяет тебя из промзоны, а во-вторых, делает тебя социально значимым. Поэт — персона антисоциальная. Асоциальная. Несоциальная. И т.д.»

(«Урал» №12-2016 http://www.zh-zal.ru/ural/2016/12/sem-golubej.html)

 

***
Ты говоришь: пою,
слушаешь кровь свою:
что она там молчит,
чем она там стучит,
что она там сучит? –
нитку – в клубок, в тупик,
в узел, в затяжку, в крик –
не шевельнёшь кадык:
в сердце шумит дорога
в смерть, где земной язык
изображает бога.

(«Новый берег» №51-2016 http://www.zh-zal.ru/bereg/2016/51/yurij-kazarin.html)

Продолжение на следующей странице

Страница: 1 2 3 4 5 6 7


Добавить комментарий