«Журнал «Место». Номер первый: интертекстуальная игра».

Сергей Ивкин впервые видит журнал МЕСТО

Сергей Ивкин впервые видит журнал МЕСТО

Первая рецензия-размышление-вопрос по поводу журнала «МЕСТО» опубликована ЗДЕСЬ.

Текст сегодняшней публикации прислан из Перми.

«Журнал «Место». Номер первый: интертекстуальная игра».

Юлия Меладшина, магистрант 2 курса филологического факультета ПГГПУ
«ГУЛ» прокатился по городам и весям Урала, откликом этому «ГУЛ»у  стал журнал «Место», как пишет главный редактор А. Самойлов: «это мало логичное продолжение уральского поэтического движения за пределы собственно Урала».

Первый номер этого журнала получился весьма необычным и интересным. Это понимаешь интуитивно, когда же пытаешься проанализировать природу этой интуиции, видишь на обложке надпись: «Зависимый литературный журнал». Ну надо же! В наш век подчеркиваемой и выпячиваемой свободы и независимости, особенно в окололитературных кругах, это что-то новое.

И действительно, новое: новые поэты, новая литература, новый читатель, однако, не утратившее связи с прошлым. Этот выпуск тесно связан с Орлом и А.А. Фетом, чьи строки стихотворения «Никогда» органично, вплетаются в тело всего выпуска, выступают в роли связующей нити, основной темы. Однако белая вязь фетовских строк вовсе не отвлекает от основного содержания журнала. Эта интертекстуальная игра, в которую авторы предлагают вступить читателю, если он, конечно, увидел это завуалированное приглашение.

На первых страницах журнала фетовский претекст предстает в виде коротких строк, зачем он начинает в прямом смысле вплетаться в текст нового стихотворения, звучит мощно и полноправно, наравне со стихами уральских поэтов.

Стихотворение «Никогда», написанное в период кризиса позднего творчества Фета, отражающее попытки ответить на извечные вопросы: «Зачем я здесь?», для чего это воскресение на обезлюдевшей и вымершей земле:

«Для кого могила
Меня вернула? И мое сознанье
С чем связано? И в чем его призванье?»

В метафорическом смысле, идеально передает характер и настроение всего выпуска журнала. Строки С. Ивкина звучат в унисон Фету, совсем не случайно именно это стихотворение первое в числе многих других:

«Друг мой, брат мой, учитель, на кой
мы явились в приёмный покой?
Чтоб позировать с мэром в обнимку?
Чтобы в хроники Пермской земли
и фамилии наши внесли,
ну, хотя бы, как подписи к снимкам?»

Строки уральских поэтов звучат в контексте нового времени, метод построчного сличения здесь не сработает, но в нем ли дело? Ведь суть этой интертекстуальной игры − демонстрация связи времен, преемственность, попытка не зациклиться на достижениях прошлого и не отвернуться от них, но продолжить искать ответы на вопрос в настоящем. По словам Ивкина: «<…> фиксация на прошлом не дает всходов. Плодотворно только вкладываться в настоящее».

Статьи студентов, преподавателей, библиотекарей о поэтах и проектах УПШ:

О Кальпиди

О Рыжем

О Бахареве-Черненке и еще о Бахареве-Черненке

О Рябининой

О Комарове

О проекте Кальпиди 

О территориальной идентичности

О Грантсе